Комментарий к письму Минфина РФ от 20 октября 2011 г. N 03-03-06/2/157
Рекламные расходы признаются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). При этом если информация распространяется через СМИ и телекоммуникационные сети, то расходы учитываются в полной сумме. В иных случаях сумма спонсорского расхода признается в расходах в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).
Специалисты разъясняют, что расходы на изготовление рекламных листовок, буклетов, флаерсов, лифлетов, содержащих рекламную информацию об организации или об отдельных услугах, оказываемых организацией, распространяемых в рекламных целях неопределенному кругу лиц, относятся к расходам на рекламу, учитываемым при налогообложении прибыли на основании абзаца четвертого пункта 4 статьи 264 НК РФ, и являются ненормируемыми. То есть всю сумму указанных расходов можно учесть в целях налогообложения прибыли.
Нормы в рекламе
Рассмотрим ситуацию, когда затраты на рекламу превысили установленный норматив и не полностью признаны в налоговом учете по итогам года.
Организация размещает плакаты с информацией о своих товарах в салонах красоты. Расходы на плакаты составили 5900 рублей (в т.ч. НДС 900 руб.). За размещение аппликации в течение месяца организация ежемесячно уплачивала салону 11800 рублей (в т.ч. НДС 1800 руб.).
В налоговом учете выручка от реализации товаров по итогам года составила 1180 000 рублей (в т.ч. НДС 180 000 руб.).
В бухгалтерском учете рекламные расходы признаются расходами по обычным видам деятельности в составе коммерческих (п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Коммерческие расходы признаются в том месяце, к которому они относятся (п. 9, 20 ПБУ 10/99).
Сумма НДС по сверхнормативным рекламным расходам, не принятая к вычету, может быть включена в состав прочих расходов. Эта операция отражается записью по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы", и кредиту счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" (Инструкция по применению Плана счетов).
Вознаграждения рекламному агентству за изготовление и размещение рекламных аппликаций в салонах признаются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).
В данном случае рекламные расходы являются нормируемыми и признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации товаров (п. 4 ст. 264 НК РФ, см. также письмо Минфина России от 15.07.2005 N 03-03-04/1/75).
В данном случае в IV квартале затраты организации на рекламу составили 15 000 рублей (5 900 руб. - 900 руб. + (11 800 руб. - 1800 руб.)). В декабре организация признает в налоговом учете рекламные расходы в пределах установленной нормы, то есть в сумме 10 000 рублей ((1180 000 руб. - 180 000 руб.) х 1%).
Напомним, что при расчете норматива расходов на рекламные цели применяется выручка от реализации, определяемая без учета НДС и акцизов (письмо Минфина России от 07.06.2005 N 03-03-01-04/1/310).
Сумма НДС по сверхнормативным рекламным расходам, не принятая к вычету, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывается согласно пункту 49 статьи 270, пункту 1 статьи 170 НК РФ.
НДС
Рекламные расходы для целей налогообложения прибыли в данной ситуации принимаются по установленным нормативам.
Суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем нормативам, в налоговом периоде признания рекламных расходов в целях исчисления налога на прибыль (п. 7 ст. 171 НК РФ, см. также письмо Минфина России от 06.11.2009 N 03-07-11/285).
Таким образом, в IV квартале организация принимает к вычету сумму НДС в размере, соответствующем признанным в налоговом учете по итогам года рекламным расходам, то есть в сумме 1800 рублей (10 000 руб. х 18%) (подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Сумма входного НДС, предъявленного организации по рекламным расходам составила в общем 2700 рублей (900 руб. + 1800 руб.). Следовательно, не может быть принята к вычету сумма НДС в размере 900 рублей (2700 руб. - 1800 руб.).
Применение ПБУ 18/02
В рассматриваемой ситуации рекламные расходы в бухгалтерском учете признаются в полной сумме (15 000 руб.), а в налоговом учете - в пределах установленных норм (10 000 руб.). Следовательно, после признания для целей налогообложения прибыли рекламных расходов в декабре возникает постоянная разница в размере 5000 рублей (15 000 руб. - 10 000 руб.) и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство в размере 1000 рублей (5000 руб. х 20%) (п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).
Кроме того, не принятая к вычету сумма НДС по сверхнормативным рекламным расходам в размере 900 рублей в бухгалтерском учете в декабре признается в составе расходов. В налоговом учете данная сумма в составе расходов не учитывается. В результате этого в декабре в учете возникают постоянная разница в сумме 900 рублей и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (ПНО) в размере 180 рублей (900 руб. х 20%).
Возникновение ПНО отражается записью по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" и по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" (Инструкция по применению Плана счетов).
Бухгалтерские проводки | Содержание операции | Сумма |
Отражены расходы на рекламную компанию | 15 000 | |
Отражен входной НДС по рекламным расходам | 2 700 | |
Принят к вычету НДС по рекламным расходам, признанным в налоговом учете | 1 800 | |
Расходы на рекламу учтены в себестоимости продаж | 15 000 | |
Отражено ПНО | 1 000 | |
Отражен в составе прочих расходов входной НДС, не принятый к вычету по сверхнормативным расходам | 900 | |
Отражено ПНО | 180 |
Г.Г. Джамалова,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 23, декабрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.