Комментарий к постановлению Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 г. N 918 "О внесении изменений в Правила ведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники, а также требования к его структуре и составу сведений"
При осуществлении наличных денежных расчетов, организации и предприниматели в общем случае обязаны применять контрольно-кассовую технику (далее - ККТ), причем только те модели, которые включены в Государственный реестр контрольно-кассовой техники. Такое требование установлено в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
Кроме информации о наименовании разрешенных к использованию моделей Государственный реестр контрольно-кассовой техники содержит ряд довольно любопытных сведений. Здесь помимо прочего указываются реквизиты, которые должны содержать распечатываемые на конкретной модели ККТ чеки, а также сведения о поставщике такой техники с указанием адреса его местонахождения. Отметим, что меняется данный реестр довольно часто - последняя редакция вступила в силу 1 ноября 2011 года. Приказом N 1503 от той же даты Минпромторг России внес изменения в сведения о программно-техническом комплексе "MSTAR-TK" и добавил в реестр модели ККМ "WN BEETLE POS-K", "WINCOR NIXDORF ТН-230К", "СП601-К" и программно-технические комплексы "СТАРТ 200 К" и "FAIR В0Х-01К".
Исключение из госреестра
Если какая-либо модель была исключена из Государственного реестра, использовать ее в предпринимательской деятельности нельзя. Точнее сказать, нельзя вводить такой агрегат в эксплуатацию. Логика довольно проста. Исключенную модель не удастся поставить на налоговый учет, а без этого применение кассы незаконно.
Несколько иначе дело обстоит, если компания или предприниматель уже используют кассовый аппарат, срок нормативного использования которого еще не истек, но при этом в реестр вносятся правки, исключающие из него соответствующую модель. В подобных ситуациях продолжать эксплуатацию аппарата разрешается.
Так, пунктом 5 статьи 3 Федерального закона N 54-ФЗ определено, что в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.
Обратите внимание: продолжительность срока амортизации определяется с учетом утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Контрольно-кассовая техника является средством механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда и отнесена к четвертой амортизационной группе. Следовательно, нормативный срок амортизации ККТ достигает семи лет включительно с момента ввода в эксплуатацию (первичной регистрации в налоговых органах), в том числе при модернизации контрольно-кассовой техники.
Опираясь на упомянутую норму Федерального закона N 54-ФЗ, специалисты отмечают, что применявшиеся еще до исключения из Государственного реестра модели с неистекшим нормативным сроком амортизации можно не только продолжать использовать в деятельности, но и проводить их перерегистрацию в налоговых органах (письма Минфина России от 07.06.2006 N 03-01-15/4-124, ФНС России от 15.06.2006 N ММ-6-06/601).
Стоит отметить, что одновременно были ограничены ситуации, при которых можно производить перерегистрации удаленных из реестра моделей. Среди них оказались случаи:
- изменения наименования организации, фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя;
- изменения местонахождения организации или места жительства индивидуального предпринимателя;
- реорганизации организации;
- государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность которого была ранее прекращена;
- внесения в уставный капитал (уставный фонд) организации;
- регистрации организации физическим лицом, являющимся (являвшимся) индивидуальным предпринимателем, на которого была зарегистрирована контрольно-кассовая техника.
Обязательным условием правомерности использования исключенной из реестра техники является то, что эксплуатироваться аппарат должен одним и тем же хозяйствующим субъектом. Если фирма захотела сэкономить на ККМ, купив у другой организации уже исключенную из реестра модель, пусть и с неистекшим нормативным сроком амортизации, то поставить на учет агрегат не удастся. Об этом не раз предупреждали специалисты Минфина РФ (письмо от 16.07.2008 N 03-01-15/9-267).
О.В. Мичугина,
юрист
"Нормативные акты для бухгалтера", N 23, декабрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.