Внутренний финансовый контроль в образовательных учреждениях
Инструкцией N 157н*(1) предусмотрено, что локальным актом образовательного учреждения должен быть утвержден порядок организации и осуществления внутреннего финансового контроля, то есть разработано положение о нем. Однако в нормативных документах этому вопросу почти не уделено внимания, поэтому учреждению нужно самостоятельно решить, как разработать такой документ и что в нем должно содержаться. В этой статье рассмотрим, какие разделы можно включить в положение о внутреннем финансовом контроле и какую информацию в них следует указать.
Внутренний финансовый контроль (аудит) - независимая от внешнего влияния деятельность учреждения по проверке и оценке своей работы, проводимая им в собственных интересах.
В зависимости от масштаба образовательного учреждения обязанность по осуществлению внутреннего финансового контроля может быть возложена либо на конкретного сотрудника (аудитора, ревизора), либо на созданную для этих целей службу (аудиторскую, ревизионную). Сотрудники, осуществляющие контроль, находятся в штате учреждения и подчинены его руководству, но в то же время внутренний финансовый контроль должен быть по возможности функционально и организационно независим. Они ведут свою деятельность согласно утвержденному руководителем учреждения Положению о внутреннем финансовом контроле (далее - Положение).
Поскольку определенной методики по разработке Положения не предусмотрено, в каждом образовательном учреждении оно будет различаться с учетом специфики деятельности.
В Положении можно предусмотреть, например, следующие разделы:
- цели и задачи контроля;
- перечень основных направлений контроля;
- формы, способы проведения внутреннего контроля;
- перечень лиц, на которых возложена обязанность по проведению контроля;
- ответственность лиц, осуществляющих контроль.
Рассмотрим основные разделы Положения.
Цели и задачи контроля
В этом разделе учреждению следует указать цели и задачи внутреннего финансового контроля.
Исходя из п. 2 Стандарта N 1 Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696, основной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству. В качестве дополнительных можно назвать проведение анализа эффективности и целесообразности производимых учреждением хозяйственных операций и выявление путей улучшения его финансово-хозяйственной деятельности.
В Положении следует указать круг задач, которые подлежат решению в результате внутреннего финансового контроля. При составлении этого раздела Положения можно воспользоваться Административным регламентом *(2).
В пункте 5 этого документа приведен перечень основных задач, которые могут быть решены в результате внутреннего финансового контроля:
- соответствие деятельности учреждения учредительным документам;
- проверка расчетов сметных назначений;
- исполнение смет доходов и расходов;
- использование средств федерального бюджета, в том числе на приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд;
- использование средств федерального бюджета, полученных в виде субвенций и субсидий, бюджетных кредитов и инвестиций;
- исполнение бюджетов субъектов РФ в соответствии с заключенными в установленном порядке соглашениями о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ, а также контроль за их исполнением;
- соблюдение требований бюджетного законодательства РФ получателями средств федерального бюджета, межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций, предоставляемых из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ;
- использование средств государственных внебюджетных фондов;
- поступление и расходование средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- обеспечение сохранности материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
- использование федерального имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении, поступление в федеральный бюджет доходов от использования материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
- ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверность бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
Кроме указанных задач, учреждение может предусмотреть в Положении и иные задачи, соответствующие специфике его деятельности. То есть в нем следует указать те задачи, которые позволят в рамках внутреннего финансового контроля обеспечить:
- сохранность имущества;
- соблюдение законодательства и иных нормативно-правовых актов;
- осуществление финансово-хозяйственной деятельности наиболее эффективным и результативным путем;
- реализацию стратегии и тактики руководства объекта финансового контроля;
- формирование своевременной и надежной финансовой и управленческой информации, а также обеспечение точности и полноты бюджетного (бухгалтерского) учета.
Перечень основных направлений контроля
В этом разделе нужно привести основные направления внутреннего финансового контроля, которые определяются учреждением самостоятельно в зависимости от поставленных задач. Например, можно выделить следующие направления:
- проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства или собственников;
- контроль над целевым использованием финансирования;
- проверка оформления и обработки документов;
- контроль оформления и отражения в регистрах бухгалтерского учета отдельных хозяйственных операций;
- проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества;
- проверка расчетов пособий, начисления заработной платы и иных выплат.
По результатам проверки составляется отчет, в котором фиксируются выявленные нарушения, а также указываются предложения по их устранению, результатом чего является внесение корректировок в систему организации учета и документооборота, а также исправительных записей в регистры бухгалтерского учета и отчетности.
Формы, способы проведения внутреннего финансового контроля
В этом разделе следует указать используемые для проведения внутреннего финансового контроля формы.
Так, учреждение в зависимости от времени проведения проверок и совершения проверяемых финансово-хозяйственных операций может использовать следующие формы контроля:
а) предварительный контроль. Само название говорит о том, что такой контроль предшествует совершению подлежащих проверке операций. Предварительный контроль проводится перед составлением планов финансово-хозяйственной деятельности, смет доходов и расходов, договоров, учредительных документов и т.д. Это позволит избежать нарушений законодательства, нецелевого или нерационального использования средств;
б) текущий контроль. Проводится в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций, исполнения финансовых планов, бюджетов. Оперативный ежедневный контроль позволяет отслеживать и регулировать хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, предотвращать совершение финансовых правонарушений, нецелевое использование финансовых средств.
в) последующий контроль. При этой форме контролю подвергаются уже совершенные хозяйственные операции. При этом изучается формирование финансовых ресурсов, обоснованность и целесообразность их расходования при выполнении планов финансово-хозяйственной деятельности, смет учреждений. В результате анализа проводится оценка финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
В Положении также нужно указать, какими способами будет осуществляться внутренний финансовый контроль (ревизия, проверка).
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации. По степени охвата проводимых проверок они могут быть сплошными, когда проверяются все документы учреждения и все материальные ценности, и частичными (выборочными), когда проверяется только часть (определенная выборка) документов или материальных ценностей.
В зависимости от объема проверяемых вопросов проверки могут быть комплексными, выборочными и тематическими (целевыми).
Комплексная проверка - это проверка всей финансово-хозяйственной деятельности учреждения за определенный период.
Выборочная проверка - это проверка отдельных областей финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Выборочная проверка проводится или как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка. Соответственно, ее результаты оформляются либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки.
Тематическая (целевая) проверка - это проверка в отношении конкретного направления или вида финансово-хозяйственных операций. Проверка осуществляется по определенному кругу вопросов или по одной теме (вопросу). Ее результаты используются при комплексной или выборочной проверке, однако возможно проведение самостоятельных тематических проверок.
По результатам внутреннего финансового контроля изучается и анализируется финансово-хозяйственная деятельность, полученные данные служат исходной точкой прогнозирования, планирования, управления экономическими объектами.
В результате внутреннего финансового контроля осуществляется документальное и фактическое изучение финансовых и хозяйственных операций. Документальное изучение проводится по финансовым, бухгалтерским, отчетным и иным документам проверяемой и иных организаций, в том числе путем анализа и оценки полученной из этих материалов информации.
Фактическое изучение проводится путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и т.п. Анализ использования средств бюджета и финансового результата деятельности бюджетного учреждения осуществляется в рамках проведения контрольных действий по изучению полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в бюджетном учете и бюджетной отчетности проверяемой организации.
В Положении можно установить периодичность проведения контрольных мероприятий. Например, это можно сделать в виде таблицы.
Проводимое мероприятие контроля | Периодичность проведения |
Сверка расчетов с распорядителями бюджетных средств, налоговыми и другими контролерами | Раз в год |
Проверка поступлений и расходования учреждением бюджетных средств согласно смете доходов и расходов, средств субсидий согласно плану финансово-хозяйственной деятельности | Ежемесячно (ежеквартально) |
Контроль оформляемых учреждением документов | Ежемесячно (ежеквартально) |
Ревизия денежной наличности | Раз в месяц |
Инвентаризация материальных ценностей | Раз в год |
Инвентаризация расчетов с поставщиками, подрядчиками, заказчиками | Раз в год |
Проверка расчетов с персоналом по оплате труда, по гарантиям и компенсациям | Раз в год |
В соответствии с инструкциями N 191н *(3), 33н *(4) сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля указываются в таблице 5 Пояснительной записки (ф. 0503160, 0503760).
Перечень лиц, на которых возложена обязанность по проведению контроля
В этом разделе следует указать сотрудников, на которых возложена обязанность по проведению внутреннего финансового контроля в учреждении.
Ответственность лиц, осуществляющих контроль
В Положении необходимо указать, на кого возложена ответственность за организацию и функционирование внутреннего финансового контроля, а также какие меры дисциплинарного взыскания могут быть применены к ревизорам (аудиторам) в случае их халатного отношения к возложенным на них обязанностям по проведению внутреннего финансового контроля финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
А. Сергеева,
эксперт журнала "Бюджетные учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утв. Приказом Минфина РФ от 04.09.2007 N 75н.
*(3) Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н.
*(4) Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"