В феврале 2011 года ФСС РФ погасил задолженность, образовавшуюся перед учреждением на 31.12.2010, перечислив денежные средства на счет получателя средств федерального бюджета.
Каков порядок возврата этих средств и их отражения в бюджетном учете учреждения?
В рассматриваемой ситуации на основании соответствующих документов у отделения Фонда социального страхования РФ возникает обязательство по возмещению части расходов учреждения по обязательному социальному страхованию, которые были произведены в 2010 году. Таким образом, поступившие на лицевой счет учреждения денежные средства являются компенсацией расходов федерального бюджета.
В соответствии с бюджетным законодательством в 2011 году суммы, поступающие в качестве возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках исполнения бюджетных смет, должны перечисляться в доход соответствующего бюджета или непосредственно дебиторами, или получателями бюджетных средств (смотрите, в частности, статью 242 БК РФ).
Согласно пункту 2.5.6 Порядка..., утвержденного приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н (далее - Порядок N 8н), суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в установленном порядке дебитором получателя бюджетных средств на счет 40101 для перечисления в доход соответствующего бюджета.
Если же суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет поступили на счета 40105, 40201, 40204, минуя счет 40101, то не позднее пяти рабочих дней со дня отражения соответствующих сумм на лицевом счете получателя бюджетных средств указанные суммы подлежат перечислению в установленном порядке получателем бюджетных средств в доход соответствующего бюджета.
Учитывая приведенные выше положения Порядка N 8н, а также положения Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета..., утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), представляется возможным выделить несколько вариантов отражения в бюджетном учете операций, связанных с возвратом дебиторской задолженности прошлых лет.
Обратите внимание: наличие нескольких вариантов учета обусловлено тем, что полномочия по администрированию (по начислению доходов, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет) не всегда в полном объеме осуществляются одним участником бюджетного процесса. Так, объем полномочий администраторов доходов бюджета и порядок их осуществления устанавливаются правовым актом главного администратора доходов бюджета, изданным в соответствии с бюджетным законодательством.
При этом, например, возможны следующие ситуации:
1) учреждение наделено полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме:
2) учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет (первичные документы, в силу которых в бюджетном учете отражается начисление задолженности плательщика перед бюджетом по уплате доходов (начисление доходов), оформляются учреждением (администратором доходов), за которым не закреплены полномочия по администрированию кассового поступления в бюджет начисленного им дохода).
В первой ситуации зачисление соответствующих сумм в доход бюджета отражается в бюджетном учете на основании выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета. Во второй ситуации документом, подтверждающим поступление сумм в доход бюджета, является извещение (форма 0504805), оформленное администратором кассовых поступлений на основании полученной им выписки по лицевому счету администратора доходов.
Согласно пункту 227 Инструкции N 157н для учета учреждением, выполняющим функции администратора доходов бюджета, операций по поступлению в бюджет администрируемых им платежей, а также расчетов с финансовым органом по средствам, поступившим в бюджет на отчетную дату, используется счет 21002 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет".
Поступления в бюджет учитываются на основании первичных документов, согласно которым операции отражаются на лицевом счете администратора доходов, и документов, предоставляемых учреждению как администратору органом Федерального казначейства.
Исходя из положений Инструкции N 157н и пунктов 104, 111 Инструкции N 162н учреждение, наделенное полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме, в данном случае может оформить следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет КРБ 130405213 Кредит КРБ 130302730
- отражено поступление средств в счет погашения дебиторской задолженности по обязательному социальному страхованию.
2. Дебет КДБ 121002130 Кредит КРБ 130405213
- отражено перечисление в бюджет средств, поступивших на лицевой счет учреждения.
Иные корреспонденции предусмотрены в том случае, если учреждение осуществляет только отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет. Из положений Инструкции N 162н следует, что поступление в доход бюджета средств в счет погашения дебиторской задолженности прошлых лет может быть отражено в учете бюджетного учреждения, за которым не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет, только на основании извещения (форма 0504805), оформленного администратором кассовых поступлений.
Таким образом, учитывая положения пунктов 104, 109, 110 Инструкции N 162н, в бюджетном учете могут быть оформлены следующие бухгалтерские записи и документы (операции N 1, 2, 3 и 6 - в вашем учреждении: операции N 4, 5 - у администратора кассовых поступлений):
1. Дебет КРБ 130405213 Кредит КРБ 130302730
- отражено поступление средств в счет погашения дебиторской задолженности по обязательному социальному страхованию.
2. Дебет КДБ 130305830 Кредит КРБ 130405213
- на основании выписки с лицевого счета получателя бюджетных средств отражено перечисление денежных средств в доход бюджета.
3. Учреждение направляет в адрес администратора кассовых поступлений извещение (форма 0504805) с информацией об ожидаемых поступлениях в бюджет.
4. Дебет КДБ 130305830 Кредит КДБ 130404130
- на основании поступившего извещения (форма 0504805) администратор кассовых поступлений учитывает ожидаемые поступления в бюджет.
5. Дебет КДБ 121002130 Кредит КДБ 130305730
- на основании выписки по лицевому счету администратора доходов администратором кассовых поступлений отражены поступившие денежные средства.
6. Дебет КДБ 130404130 Кредит КДБ 130305730
- на основании поступившего от администратора кассовых поступлений извещения (форма 0504805) учреждением списана дебиторская задолженность прошлых лет.
Именно такой порядок учета будет полностью соответствовать требованиям Инструкции N 162н. Обращаем внимание на то, что в соответствии с положениями Инструкции N 162н формирование извещения (форма 0504805) может быть инициировано любой стороной расчетов. При этом остаток по законченным расчетам, числящийся на счете 030404000 "Внутриведомственные расчеты", в конце года должен быть учтен при формировании финансового результата учреждения.
Если в ответ на направленное в его адрес извещение (форма 0504805) администратор кассовых поступлений бюджета, указанный учреждением в платежном документе на перечисление дохода, направит официальное уведомление о том, что по данному виду доходов полномочия администратора им исполняются в полном объеме, то сумма, учтенная на счете 030404000 "Внутриведомственные расчеты", может быть списана в дебет счета 140110130. В этом случае в дальнейшем задолженность, учтенная в подобных ситуациях на счете 030305000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" (проводка N 2), на основании выписок, может сразу списываться в дебет счета 140110130.
М. Миллиард,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
15 ноября 2011 г.
"В курсе правового дела", N 22, ноябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "В курсе правового дела"
Практический журнал для бухгалтера, кадровика, юриста, руководителя. В нем вы найдете новости законодательства, обзор арбитражно-налоговой практики, разъяснения специалистов министерств и ведомств, статьи экспертов-практиков и другие интересные материалы. Качество и актуальность информации выгодно отличают журнал "В курсе правового дела" от других профессиональных изданий.
Учредитель: ООО "Специализированный Центр Правовой Информации ПРАВОВЕСТ"