Сложные вопросы государственного заказа
В практической деятельности бюджетных организаций порой встречаются сложные вопросы по организации государственных закупок. Рассмотрим некоторые из них. Так, государственное бюджетное учреждение - заказчик просит разъяснить, вправе ли оно в конкурсную документацию открытого конкурса на оказание услуг для государственных нужд не включать положения о том, что все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы, заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, должны быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа, учитывая, что такое требование к оформлению заявки установлено Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ)?
Заказчик не вправе не включать в конкурсную документацию открытого конкурса на оказание услуг для государственных нужд положения о том, что все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов. Они должны быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа, несмотря на то, что такое требование к оформлению заявки установлено Законом N 94-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона N 94-ФЗ для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.
В силу ч. 3.3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в конкурсе, за исключением требований, предусмотренных ч. 3.3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ к оформлению заявки на участие в конкурсе. При этом ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Как следует из приведенных положений, нормы ч. 3.3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ касаются требований оформления заявки на участие в конкурсе.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать в соответствии с ч. 2-4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами РФ (далее - электронный документ), и инструкцию по ее заполнению.
Учитывая данные нормы, в конкурсной документации в обязательном порядке должны быть установлены требования к оформлению заявки на участие в конкурсе, в том числе о том, что все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы, заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа.
При этом данные требования к оформлению заявки на участие в конкурсе должны быть установлены в конкурсной документации независимо от того, что они установлены в ч. 3.3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ.
Рассмотрим следующий сложный вопрос. Муниципальным бюджетным учреждением - заказчиком в установленном порядке проводится запрос котировок на производство монтажа и пусконаладочных работ пожарной сигнализации. В извещении о проведении запроса котировок указано, что участники размещения заказа производят расчет цены муниципального контракта в виде локального сметного расчета на весь комплекс работ по представленным заказчиком объемам работ и в виде ведомости объема работ. Организация, желающая участвовать в данном запросе котировок, просит разъяснить, правомерно ли указанное требование?
Указанное требование неправомерно. На основании ч. 2 ст. 45 Закона N 94-ФЗ извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные ст. 43 Закона N 94-ФЗ, и быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы.
В статье 43 Закона N 94-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень требований к содержанию запроса котировок.
Возможность установления требования, согласно которому участник размещения заказа в котировочной заявке производит расчет цены контракта в виде локального сметного расчета на весь комплекс работ по представленным заказчиком объемам работ и в виде ведомости объема работ, гл. 4 Закона N 94-ФЗ не предусмотрена.
Другой сложный вопрос - когда организация по государственному контракту, заключенному с бюджетным учреждением по результатам открытого конкурса, выполняет работы по строительству недвижимого имущества. Цена контракта, рассчитанная на основании прошедшей государственную экспертизу проектно-сметной документации, установлена как твердая.
При взаиморасчетах между заказчиком и подрядчиком возникли разногласия по вопросу оплаты перебазировки башенных кранов, поставленных подрядчиком на строительную площадку в соответствии с проектом организации строительства.
Заказчик отказывается компенсировать подрядчику понесенные им затраты по перебазировке башенных кранов, ссылаясь на приказ Минрегиона России от 07.11.2008 N 248 "Об отмене постановлений Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу", отменяющий действие Методических указаний по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, утвержденных постановлением Госстроя России от 17.12.1999 N 81.
Правомерен ли отказ заказчика по оплате понесенных подрядчиком затрат по перебазировке башенных кранов, учитывая, что, несмотря на отмену МДС 81-3.99, Минрегионом России до настоящего времени не разработан документ, регламентирующий разработку сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств?
Отказ заказчика по оплате понесенных подрядчиком затрат по перебазировке башенных кранов неправомерен, если затраты по перебазировке башенных кранов учтены в согласованной твердой договорной цене.
Приказом Минрегиона России от 07.11.2008 N 248 отменено постановление Госстроя России от 17.12.1999 N 81 "Об утверждении Методических указаний по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств".
По мнению автора, при определении стоимости эксплуатации строительных машин, механизмов и автотранспортных средств до принятия Минрегионом России новой редакции Методических указаний по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств фактически можно использовать (обязанности такой нет) МДС 81-3.99 Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, утвержденные постановлением Госстроя России от 17.12.1999 N 81.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, а также случаев, установленных ч. 4.2, 6, 6.2-6.4 ст. 55 Закона N 94-ФЗ. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом, за исключением случаев заключения контракта на энергосервис на основании ст. 56.1 Закона N 94-ФЗ. Цена государственного или муниципального контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения государственного или муниципального контракта.
Исходя из ч. 1 ст. 6 Закона N 94-ФЗ, определение начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта осуществляется заказчиком строительства.
Следовательно, если затраты по перебазировке башенных кранов учтены в согласованной твердой договорной цене, указанной в государственном контракте, отказ об оплате данного вида затрат является неправомерным.
Рассмотрим еще одну ситуацию, когда организация - участник открытого конкурса на оказание услуг для государственных нужд в установленном порядке обратилась в орган, уполномоченный на осуществление контроля за размещением заказов, с жалобой на действия заказчика при проведении конкурса. Бюджетное учреждение - заказчик просит разъяснить, ограничен ли уполномоченный орган при рассмотрении жалобы ее доводами, или же он проверяет размещение заказа на соответствие закону в полном объеме?
Уполномоченный орган при рассмотрении жалобы не ограничен ее доводами, и он проверяет размещение заказа на соответствие закону в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Закона N 94-ФЗ любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном настоящей главой, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.
Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, не является препятствием для обжалования участником размещения заказа действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в судебном порядке.
Рассмотрение жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии по существу регулируется ст. 60 Закона N 94-ФЗ.
На основании ч. 4 ст. 17 Закона N 94-ФЗ внеплановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов РФ или муниципальных нужд осуществляются соответственно уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом местного самоуправления муниципального района, городского округа.
Исходя из ч. 5 ст. 17 Закона N 94-ФЗ, внеплановая проверка осуществляется в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, поступления информации о нарушении законодательства РФ и (или) иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов, а также в целях контроля за исполнением предписаний, выданных в соответствии с ч. 9 данной статьи. При этом рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном гл. 8 Закона N 94-ФЗ. Если внеплановая проверка осуществляется на основании жалобы участника размещения заказа, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения указанной жалобы принимается единое решение.
По смыслу Закона N 94-ФЗ орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, не ограничен доводами жалобы участника размещения заказа и проверяет размещение заказа на соответствие положениям законодательства в полном объеме.
В практической деятельности встречаются и такие сложные ситуации. Государственным заказчиком проводится открытый конкурс по выбору организации на право заключения государственного контракта на создание интернет-портала (веб-сайта) заказчика. В конкурсной документации в составе требований к интернет-порталу содержатся указания на определенные марки: MSOffice, PDF.
Организация, желающая участвовать в данном конкурсе, просит разъяснить, правомерны ли указания в конкурсной документации на указанные марки, учитывая положения конкурсной документации о том, что указаны не конечные программные продукты, а стандарт применяемых файлов и протоколов, а также их редактирования?
Указания в рассматриваемой ситуации в конкурсной документации на указанные марки правомерны, поскольку данные программные продукты (MSOffice, PDF) не являются предметом размещения заказа.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Согласно ч. 3 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Конкурсная документация может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта.
Если в конкурсной документации содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в конкурсной документации также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в конкурсной документации на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона N 94-ФЗ.
В рассматриваемой ситуации, учитывая положения конкурсной документации о том, что указаны не конечные программные продукты, а стандарт применяемых файлов и протоколов, а также их редактирования, можно прийти к выводу, что указанные программные продукты (MSOffice, PDF) не являются предметом размещения заказа, данные действия не противоречат Закону N 94-ФЗ.
Список литературы
1. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
2. Об отмене постановлений Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу: приказ Минрегиона России от 07.11.2008 N 248.
3. Об утверждении Методических указаний по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств: постановление Госстроя России от 17.12.1999 N 81.
Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина России
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 21, ноябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).