По результатам конкурса на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, организацией с органом местного самоуправления заключен договор на установку и эксплуатацию рекламного щита, сроком на 3 года. В течение данного срока стороны решили заключить дополнительное соглашение к договору, согласно которому организации взамен ранее оговоренного места представляется иное, компенсационное, место размещения рекламной конструкции (участок, также находящийся в муниципальной собственности).
Вправе ли стороны заключить указанное дополнительное соглашение без соблюдения процедуры соответствующих торгов?
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (Далее - Закон N 38-ФЗ) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
В силу ч. 2 ст. 19 Закона N 38-ФЗ рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.
На основании ч. 5 ст. 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
Как указано в ч. 5.1 ст. 19 Закона N 38-ФЗ, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством РФ. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
П. 1 ст. 421 ГК РФ определено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Как установлено п. 1 ст. 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
Учитывая данные нормы, стороны договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции вправе заключить соглашение об изменении договора.
Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
П. 1 ст. 452 ГК РФ определено, что соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Исходя из анализа частей 5 и 5.1 ст. 19 Закона N 38-ФЗ место размещения рекламной конструкции относится к существенным условиям договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Представляется, что в случае если в ранее заключенном договоре на установку и эксплуатацию рекламной конструкции путем заключения дополнительного соглашения изменяются существенные условия первоначального договора (в частности, место размещения рекламной конструкции), то заключение дополнительного соглашения (в рассматриваемом случае по предоставлению иного, компенсационного места взамен ранее оговоренного) фактически приведет к заключению нового договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, и соответственно, такое дополнительное соглашение может быть заключено только с соблюдением процедуры торгов, закрепленной в ст. 19 Закона N 38-ФЗ.
Таким образом, стороны не вправе заключить указанное дополнительное соглашение без соблюдения процедуры соответствующих торгов.
Д.В. Комаров,
советник аппарата Счетной палаты
1 октября 2011 г.
"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 10, октябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансовый вестник: финансы,
налоги, страхование, бухгалтерский учет"
Учредитель - ООО "Книжная редакция "Финансы"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-43-85; 699-96-16
Internet: http://finance-journal.ru
Подписные индексы
"Роспечать" 80736
"Пресса России" 45427