Правила списания федерального имущества учреждений культуры и искусства
Письмом от 27.09.2011 N 75-01-39/04-ЕЧ "О списании федерального имущества" (далее - Письмо N 75-01-39/04-ЕЧ) Минкультуры доводит до сведения руководителей подведомственных учреждений, что при списании федерального имущества следует руководствоваться Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 (далее - Постановление N 834), Приказом Минэкономразвития РФ и Минфина РФ от 10.03.2011 N 96/30н (далее - Приказ N 96/30н). Учитывая положения указанных нормативных актов и разъяснения, приведенные в письме Минкультуры, рассмотрим правила списания федерального имущества, числящегося в учреждениях культуры и искусства.
Решение о списании федерального имущества может приниматься в следующих случаях: - если федеральное имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, амортизации. При этом стоит учитывать, что полностью начисленная амортизация на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации, не является основанием для их списания (Письмо N 75-01-39/04-ЕЧ, п. 87 Инструкции N 157н*(1));
- если федеральное имущество выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.
При этом решение о списании федерального имущества принимается учреждением:
- по согласованию с Минкультуры - в отношении федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества;
- самостоятельно - в отношении остального имущества.
Комиссия по списанию
В целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества в учреждениях создается постоянно действующая комиссия (далее - комиссия) по подготовке и принятию такого решения. Кроме того на данную комиссию приказом могут быть возложены дополнительные полномочия, направленные на обеспечение использования федерального имущества по целевому назначению, не только при своевременной подготовке и принятии решений о списании федерального имущества, но и при проведении инвентаризации.
Состав комиссии, так же как и положение о ней, утверждается приказом руководителя учреждения. В состав комиссии, помимо работников учреждения, обладающих специальными знаниями, на добровольной основе могут приглашаться эксперты*(2). Общее руководство деятельностью комиссии осуществляет ее председатель. Он же обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии.
Обратите внимание! Предусматриваемая договорами оплата работы экспертов производится в пределах средств федерального бюджета или за счет собственных средств (Письмо N 75-01-39/04-ЕЧ).
В целях принятия решения о списании федерального имущества комиссия осуществляет следующие мероприятия:
- осматривает федеральное имущество, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;
- рассматривает вопрос о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования федерального имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от федерального имущества;
- устанавливает причины списания федерального имущества, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания федерального имущества;
- выявляет лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие федерального имущества из эксплуатации, вносит предложения о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством РФ;
- подготавливает акты о списании в зависимости от вида списываемого федерального имущества по установленной форме.
Представленные в комиссию документы рассматриваются в течение 14 дней, после чего должно быть вынесено решение. Такое решение принимается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, путем подписания акта о списании федерального имущества.
К сведению. Заседание комиссии считается правомочным, если в нем участвуют не менее 2/3 ее членов.
Документы, необходимые для списания имущества
Основным документом, на основании которого списывается федеральное имущество, служит акт о списании. Как уже упоминалось выше, он формируется комиссией. В акте указываются (Письмо N 75-01-39/04-ЕЧ):
- дата принятия к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, дата ввода в эксплуатацию. Если дата выпуска (постройки) федерального имущества не соответствует дате принятия к бухгалтерскому учету, необходимо указать в прилагаемой к акту справке причины такого несоответствия;
- срок полезного использования, первоначальная стоимость (для переоцененных - восстановительная), сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета. Если срок эксплуатации федерального имущества менее срока полезного использования, необходимо дать пояснение о причинах преждевременного выхода из строя в прилагаемой к акту справке;
- проведенные ремонты;
- причины выбытия с обоснованием нецелесообразности использования и невозможности восстановления;
- состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов;
- пробег автомобиля и техническая характеристика деталей автомобиля, а также возможность дальнейшего использования основных деталей и узлов, которые могут быть получены от разборки (указываются при списании автотранспортных средств);
- первоначальный вес драгоценных металлов и драгоценных камней. Отражается при списании вышедших из строя объектов федерального имущества, имеющих в своем составе драгоценные металлы или драгоценные камни.
Оформленный комиссией акт о списании утверждается руководителем учреждения самостоятельно, а в отношении федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества - учреждением по согласованию с Минкультуры.
Согласно пп. "г" п. 6 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного Постановлением N 834, кроме акта, комиссия также формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение. Минкультуры утвердило Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, в том числе недвижимого (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за подведомственными Минкультуры РФ организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления Приказом от 03.10.2011 N 956 (далее - Перечень N 956). Согласно данному перечню в комплект документов входят:
- список объектов федерального имущества, в котором указывается: номер по порядку, наименование и инвентарный номер, год ввода в эксплуатацию (год выпуска), балансовая и остаточная стоимость на момент принятия решения о списании, срок полезного использования, установленный для данного объекта федерального имущества, и срок фактического использования на момент принятия решения о списании;
- копия решения руководителя о создании комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества (с приложением утвержденного положения о постоянно действующей комиссии и ее состава), заверенная в установленном порядке;
- копия протокола заседания комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов федерального имущества, заверенная в установленном порядке;
- технико-экономическое обоснование необходимости и целесообразности списания объектов федерального имущества, подписанное руководителем учреждения (уполномоченным им лицом), подготавливаемое в произвольной форме;
- выписка из реестра федерального имущества о внесении объекта федерального имущества, подлежащего списанию, в указанный реестр;
- копия заключения технической экспертизы, подтверждающего непригодность объекта федерального имущества к восстановлению и дальнейшей эксплуатации (копия акта технического состояния объекта федерального имущества), выданного специализированной организацией с приложением документов, подтверждающих право проведения указанного вида работ в случае списания передаточных устройств, машин и оборудования, транспортных средств, музыкальных инструментов. Стоит отметить, что в заключении технической экспертизы указываются: наименование, инвентарный и регистрационный номера, год создания, дата поступления в учреждение, дата ввода в эксплуатацию, цели и условия использования объекта федерального имущества, подробное описание основных дефектов, причины их возникновения, а также техническое состояние основных конструктивных элементов. К заключению прилагаются фотографии объектов федерального имущества, заверенные печатью технического эксперта;
- копия инвентарной карточки учета объекта федерального имущества, подлежащего списанию федерального имущества, заверенная в установленном порядке;
- фотографии объекта федерального имущества, предлагаемого к списанию, позволяющие однозначно идентифицировать объект федерального имущества.
Дополнительно к перечисленным выше документам комиссией формируется:
а) при списании автотранспортных средств:
- копия технического паспорта транспортного средства;
- копия свидетельства о государственной регистрации транспортного средства;
- заверенная в установленном порядке копия акта (протокола) о дорожно-транспортном происшествии в случае возникновения необходимости списания автотранспортного средства в результате аварии;
б) при списании федерального недвижимого имущества:
- копии правоустанавливающих документов на объект федерального имущества, подлежащий списанию;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданная не ранее чем за один месяц до ее направления, содержащая сведения о зарегистрированном праве собственности РФ, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления организации на подлежащее списанию федеральное имущество;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированном праве РФ на земельный участок, на котором располагается объект недвижимого имущества, подлежащий списанию;
- кадастровый паспорт на объект федерального имущества, подлежащий списанию;
- копии правоустанавливающих документов на земельный участок под объектом недвижимости, подлежащим списанию (с приложением копии кадастрового плана земельного участка);
в) если объект федерального имущества выбывает вследствие аварии, стихийного бедствия и иных чрезвычайных ситуаций:
- копия акта о повреждениях, причиненных объекту федерального имущества, с приложением справок органов исполнительной власти субъектов РФ или муниципальных образований, подтверждающих факт стихийного бедствия или других чрезвычайных ситуаций;
г) если объект федерального имущества выбывает вследствие хищения, утраты или порчи:
- копия постановления о возбуждении уголовного дела, копия постановления о прекращении уголовного дела или иные документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов учреждения или возмещению причиненного ущерба (в случаях хищения или нанесения ущерба имуществу);
- копии объяснительных записок руководителя и материально ответственных лиц учреждения о факте хищения, утраты или порчи имущества и т.п.;
- копии документов, подтверждающих наказание виновных лиц (копия приказа учреждения о принятии мер в отношении виновных лиц (работников учреждения), допустивших повреждение объекта федерального имущества);
- копия справки о возмещении ущерба виновными лицами.
Все копии документов заверяются уполномоченным лицом учреждения и печатью (п. 2 Перечня N 956).
Согласование списания имущества с Минкультуры
В целях согласования решения о списании федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного федеральным государственным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем, руководитель учреждения направляет перечисленные выше документы в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится (то есть в Минкультуры), сопроводительным письмом, содержащим полное наименование учреждения (п. 1 Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержденного Приказом N 96/30н).
Согласование решения о списании особо ценного движимого имущества, а также федерального недвижимого имущества осуществляется Минкультуры в соответствии с Порядком N 957*(3). Согласно п. 3 данного порядка представленные учреждением в Минкультуры документы рассматриваются отраслевым департаментом, осуществляющим координацию деятельности учреждения, и согласовываются с Департаментом экономики, финансов и имущественных отношений.
Общий срок рассмотрения документов и оформления решения о согласовании (невозможности согласования) списания федерального имущества не может превышать 30 дней со дня их регистрации в Минкультуры (п. 5 Порядка N 957).
Решение о согласовании списания имущества оформляется департаментом, осуществляющим координацию деятельности учреждения, в форме приказа. В случае невозможности согласования такого решения департаментом подготавливается письмо за подписью курирующего заместителя Министра культуры в учреждение-заявитель об отказе с указанием причин.
Поступивший в Минкультуры комплект документов, необходимых для согласования решения о списании федерального имущества, учреждениям не возвращается и остается на хранении в министерстве (п. 9 Порядка N 957).
Бухгалтерский учет списания федерального имущества по решению комиссии
Выбытие федерального имущества в связи с принятием решения о списании отражается в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждения (Письмо N 75-01-39/04-ЕЧ).
Далее рассмотрим, какие бухгалтерские записи производятся при отражении операций по выбытию основных средств, являющихся недвижимым имуществом, особо ценным движимым имуществом, а также иным движимым имуществом в соответствии с п. 10 Инструкции N 162н*(4), п. 12 Инструкции N 174н*(5), п. 12 Инструкции N 183н.*(6)
Недвижимое имущество | Особо ценное движимое имущество | Иное движимое имущество | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
При принятии решения о списании имущества вследствие недостач, хищений | |||||
0 104 11 410 - 0 104 18 410, 0 401 10 172 | 0 101 11 410 - 0 101 18 410 | 0 104 21 410 - 0 104 28 410, 0 401 10 172 | 0 101 21 410 - 0 101 28 410 | 0 104 31 410 - 0 104 38 410, 0 401 10 172 | 0 101 31 410 - 0 101 38 410 |
При принятии решения о списании имущества вследствие его уничтожения, разрушения, приведения в негодность вследствие стихийных бедствий (иных бедствий, природного явления, катастрофы) | |||||
0 104 11 410 - 0 104 18 410, 0 401 20 273 | 0 101 11 410 - 0 101 18 410 | 0 104 21 410 - 0 104 28 410, 0 401 20 273 | 0 101 21 410 - 0 10 28 410 | 0 104 31 410 - 0 104 38 410, 0 401 20 273 | 0 101 31 410 - 0 101 38 410 |
При принятии решения о списании по иным основаниям, в том числе по причине физического, морального износа объекта | |||||
0 104 11 410 - 0 104 18 410, 0 401 10 172 | 0 101 11 410 - 0 101 18 410 | 0 104 21 410 - 0 104 28 410, 0 401 10 172 | 0 101 21 410 - 0 101 28 410 | 0 104 31 410 - 0 104 38 410, 0 401 10 172 | 0 101 31 410 - 0 10 38 410 |
При использовании указанных в таблице проводок автономными учреждениями необходимо помнить, что в 24-26-м разрядах номеров счетов 0 101 00 000 "Основные средства" и 0 104 00 000 "Амортизация" указываются нули.
Кроме того, стоит отметить, что особо ценное имущество выделяется в бухгалтерском учете только бюджетных учреждений - получателей субсидий и автономных учреждений. Казенные учреждения, а также бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, не выделяют такое имущество.
Пример
В бюджетном учреждении культуры, в отношении которого принято решение о предоставлении субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, по решению комиссии списывается музыкальный инструмент, пришедший в негодность вследствие физического износа. Стоимость музыкального инструмента, приобретенного за счет бюджетных средств, составляет 7 000 руб. Он не включен в перечень особо ценного имущества учреждения, поэтому учреждение вправе списать его самостоятельно, без согласования с Минкультуры.
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Списан музыкальный инструмент по решению комиссии | 1 104 34 410 | 1 101 34 410 | 7 000 |
Реализация мероприятий по списанию федерального имущества
Стоит отметить, что до утверждения акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании (разборка, демонтаж или уничтожение имущества), не допускается.
Реализация мероприятий по списанию федерального имущества осуществляется организацией самостоятельно либо с привлечением третьих лиц на основании заключенного договора и подтверждается комиссией (Письмо N 75-01-39/04-ЕЧ).
После завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, утвержденный руководителем учреждения акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено Положением об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447, направляются учреждением в месячный срок в соответствующий территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества.
Л. Ларцева,
редактор журнала "Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Экспертом не может быть сотрудник организации, на которого возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за материальные ценности, исследуемые в целях принятия решения о списании федерального имущества (Письмо N 75-01-39/04-ЕЧ).
*(3) Порядок согласования Минкультуры РФ решения о списании особо ценного движимого имущества, а также федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за подведомственными Минкультуры РФ организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утв. Приказом Минкультуры РФ от 03.10.2011 N 957 (на момент выхода журнала приказ находился на регистрации в Минюсте).
*(4) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(5) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(6) Инструкция по применению бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"