Школьный сайт: модная игрушка или насущная необходимость?
Несмотря на официально провозглашенный курс на информатизацию, далеко не все российские школы могут похвалиться качественным и информативным сайтом. Одни директора образовательных учреждений сомневаются в его пользе, считая сетевой ресурс, скорее, модной игрушкой. Другие же, создав сайты, относятся к их наполнению и поддержанию формально, без "огонька".
Сколько сил и средств нужно, чтобы создать хороший школьный сайт? Какую реальную пользу он может принести? В чем трудности поддержания интернет-ресурса? Эти вопросы мы адресовали специалистам двух школ, чьи сайты в разные годы были признаны лучшими в России.
Анатолий Валентинович Смольянинов, заместитель директора по информационным технологиям, школа N 2013 (Москва)*(1):
Мы запустили сайт в 2004 году, практически одновременно с открытием школы. У меня был некоторый опыт в создании сайтов, и первый директор школы Екатерина Мусаелян поддержала мою инициативу. Первые страницы сайта были сделаны в течение несколько дней, а вот окончательный дизайн сформировался только через полгода.
Сайт с первых же дней стал очень популярным у учеников и родителей, а уже через два года победил в VII Всероссийском интернет-конкурсе "Золотой сайт - 2006" в номинации "Государственные и научные учреждения". В последующие годы сайт неоднократно становился призером этого и ряда других конкурсов.
Простая навигация и никакой раскрутки
Мы не предпринимали никаких действий по раскрутке сайта. Это была принципиальная позиция. Главное предназначение сайта мы видели в работе на "свою" аудиторию: учащихся, родителей, бабушек и дедушек. Тем не менее за счет своей популярности сайт постепенно появился во всех интернет-каталогах по разделу "Образование". Электронный портрет нашей школы долгое время входил в двадцатку ведущих сайтов этого раздела. На настоящий момент число просмотренных страниц превысило 3,5 миллиона, а география посещений охватывает большинство цивилизованных стран мира.
Примечание. Динамичность сайта - залог его посещаемости, поэтому за регулярным обновлением информации строго следят.
При разработке сайта была сделана ставка на простоту и удобство навигации, поскольку главные его пользователи - дети, бабушки и дедушки, не владеющие сетевым серфингом. Поэтому были отвергнуты все виды "выпадающих", "выезжающих" и каскадных меню. Меню нашего сайта построено самым простым образом, в первую очередь демонстрируются не технические "фишки", а содержание ресурса.
Это неоднократно критиковалось посетителями, а также отдельными экспертами конкурсов "Золотой сайт". Тем не менее навигацию мы оставили неизменной. Полагаю, авторы замечаний об очень "длинном", "высоком" меню не учитывают специфики сайта - он же школьный, и важно, чтобы все искомые страницы явно присутствовали в меню. А если бы они были скрыты в подменю, сколько времени потратили бы посетители на поиск?
И второй важный момент: только динамичное ведение сайта может сделать его популярным и посещаемым. Это и есть настоящая раскрутка! Если новости с иллюстрациями событий на сайте появляются раз в две-три недели, ресурс не будет посещаемым.
Сейчас наш сайт - это:
- система "Твои домашние задания", на которую в 2008 году было получено отраслевое авторское свидетельство. Система позволяет родителям в любой момент посмотреть, что задано ребенку на дом. Появление этого сервиса вызвало шквал благодарственных писем;
- информер успеваемости;
- регулярно публикуемые объявления;
- школьные новости;
- анонсы школьных мероприятий;
- специальные расцвеченные выпуски школьного расписания занятий к "Неделям открытых уроков";
- рубрика "Приглашаем родителей";
- страница "Вопросы и мнения";
- страница психологов. Один из популярнейших разделов сайта, который посещают дети и родители со всей страны. Причем многие вопросы приходили с запретом на публикацию, наши специалисты отвечали на них в личной переписке.
А еще наш сайт - виртуальная летопись истории школы. Обилие фотографий и обширная фотогалерея событий заставляет нас, разработчиков сайта, удивляться как быстро растут наши дети. Надеемся, что через много лет многим из них будет интересно посмотреть на себя из взрослой жизни. И это тоже одна из основных целей сайта.
Что почем
Наши расходы на сайт ограничиваются оплатой хостинга у серьезного провайдера (бесплатные хостинги не предоставляют необходимого сервиса). Замечу, что школьный сайт - всего лишь маленькая часть задач в деятельности заместителя директора по ИТ. Среди них - создание современной, мощной информационной среды, построение эффективной локальной сети, обеспечение доступа в интернет и антивирусная защита. Кстати, сам сайт - всего лишь вершинка нашего информационного айсберга. Ниже внешнего сайта находится еще один сайт - мощный школьный информационный портал, наш корпоративный сайт. У него масса служебных функций с авторизованным доступом к спискам домашних заданий, электронным журналам или записи замечаний учащимся. В обслуживании этих сайтов мне помогают два преподавателя информатики нашей школы.
Считаю, что вполне приличный сайт любая школа может построить своими силами, например это могут сделать учителя информатики, физики, математики. Необходимо для начала взять всего две вершины - освоить основы HTML и базовые операции по обработке цифровых фотографий. Пособий и советов в сети - масса.
Каких усилий требует поддержание сайта? Просчитать временные затраты трудно. Одно дело - публикация новостей с иллюстрациями, и совсем другое - когда приходится готовить тематическую фотосессию для фотогалереи сайта. Считаю, что текст непременно должен сопровождаться иллюстрациями, причем качественными. Поэтому каждая фотография обрабатывается вручную в графическом редакторе, а это уже серьезные затраты времени.
Примечание. Качеству иллюстраций придается первостепенное значение. Каждая фотография для галереи обрабатывается вручную в графическом редакторе.
Ко мне как к web-админу иногда стекаются до 300-500 фотографий каких-то событий (часто я фотографирую и сам), из которых нужно выбрать самые достойные. Причем сделать это надо оперативно, поскольку уже на следующий день после события от родителей и учеников приходят письма: "Ну, когда же?".
Важно: некоторые родители заявили о том, что не разрешают публикацию фотографий своих детей на сайте. Это, как правило, ребята с дефектами лиц или нефотогеничные учащиеся. К этому требованию мы относимся с пониманием.
Увести детей из соцсетей
Несомненно, сайт резко увеличивает прозрачность работы школы. Определенный вклад в обеспечение этой прозрачности вносят и ежегодные публичные отчеты, публикуемые на сайте.
Одна из главных задач ресурса - обратная связь с родителями. Мы постоянно ищем новые формы и форматы обратной связи, но изначально отказались от сбора с родителей каких-либо средств. По этой же причине мы не стали в своих разработках использовать информирование родителей с помощью платных SMS.
Одна из целей сайта - вернуть детей из социальных сетей. К сожалению, новый закон об образовании будет способствовать оттоку детей со школьных сайтов. Принудительная публикация на сайтах всевозможных отчетов, справок, информации об учредительных документах, уставах, средствах, выделенных на ремонт, и другой подобной информации превращает школьные сайты в скучный для детей официоз. Школьное, детское сайтостроение становится урегулированным сверху. А ведь школьный интернет-ресурс хотелось бы видеть детским и веселым.
Примечание. Если родители запрещают публиковать на сайте фотографии своих детей, к их просьбам относятся с пониманием.
Ирина Васильевна Улиткина, заместитель директора, МОУ СОШ N 3 (Радужный, Ханты-Мансийский автономный округ, Югра)*(2):
Сайт начал функционировать в сентябре 2007 года, его запуску предшествовала подготовка в течение месяца. Цель создания ресурса - официальное представление информации о школе в сети Интернет. Это было моей инициативой, поскольку я курирую в том числе и направление информатизации школы.
Количество визитов за сутки в первые месяцы достигло 60-70, в течение учебного года - 250-280. Рейтинг сайта среди 3922 школ страны в течение учебного года находится на позиции от 130 до 200. Иногда сайт поднимался и в первые десятки рейтингов.
А зачем это нужно?
Работы по созданию и поддержанию сайта оплачиваются из внебюджетных средств. Школа оказывает широкий спектр платных образовательных услуг, благодаря которым оплачивается хостинг сайта, это около 3-3,5 тыс. руб. ежегодно. Мы не стали размещать сайт на бесплатном хостинге с той целью, чтобы пользователю легче было найти нас через поисковую систему. Труд разработчика сайта оплатили за счет спонсорских средств.
Моя концепция сайта была следующей:
- он должен представлять интерес для четырех групп: учащихся, родителей, педагогов и всех остальных. На основании этого и было создано четыре раздела;
- разделы должны быть наполнены информацией, интересной, полезной и актуальной для всех четырех аудиторий.
Исходя из этих пожеланий специалист разработал структуру и дизайн сайта. Его "изюминкой" стали фотографии и надписи в правой части страницы. На какую целевую аудиторию рассчитана информация - та фотография и отображается.
Примечание. Работы по созданию и поддержанию сайта могут оплачиваться из внебюджетных средств, особенно если учреждение оказывает платные образовательные услуги.
Наша принципиальная позиция - не размещать рекламную информацию. Предложений у нас очень много, но я считаю, что сайт должен быть "чистеньким". В идеале сайтом должен заниматься отдельный штатный сотрудник. На данный момент за информационное наполнение сайта отвечаю я, но в силу постоянной занятости не всегда получается оперативно обновлять ресурс. Я понимаю, что аудиторию можно удержать, только постоянно пополняя информацию. Можно было назначить ответственного за ведение сайта из числа учителей, но они не всегда владеют полной информацией, а заместители директора не могут (опять же в силу занятости) постоянно и вовремя доводить до исполнителей важные сведения.
Кроме того, учителя не горят желанием размещать на сайте свои материалы и делиться опытом. Когда просишь их об этом, постоянно слышишь вопрос: "Зачем это нужно?" Мое объяснение, что это распространение педагогического опыта, им кажется неубедительным. Сейчас моя задача - активизировать работу учителей и учеников по созданию web-портфолио для сайта, а также запустить проект "Электронный классный журнал".
От форумов отказались из-за смайликов
Каждую новость на нашем сайте можно прокомментировать. А вот от форумов мы отказались, поскольку учащиеся общались не по теме, а публиковали смайлики и нецензурную лексику, которую постоянно приходилось удалять.
Мы понимаем, что виртуальное общение ребят необходимо налаживать, но только другими способами. Поэтому в разделе "Ученики" мы разместили буфер обмена, рассчитанный на то, что ребята будут сообщать туда информацию по теме. Однако инструмент так и не заработал. Может быть, из-за того, что ученики не желают общаться на школьном сайте, а предпочитают социальные сети? Или же мы не смогли привлечь их внимание? Пока до этого раздела руки у нас не доходят...
Держать родителей в курсе
Сайт - это "виртуальное лицо" школы. Были случаи, когда родители рассказывали, что, переехав жить в наш город (Радужный - маленький населенный пункт на территории Крайнего Севера), сначала просмотрели информацию о школах на сайтах восьми образовательных учреждений Радужного и выбрали наше.
Примечание. Интерактив на сайте может осуществляться разными способами. Практика показывает, какие из них жизнеспособны и допустимы в рамках школьного сайта. Так, приходится отказываться от форумов, если общение уходит во внешкольные темы и сопровождается обилием смайликов и ненормативной лексики.
На сайте мы ежегодно публикуем отчет за год, нормативные документы. Например, в период итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах на родительских собраниях невозможно полностью ознакомить родителей с документами, поэтому мы обращаем их внимание на то, что все нормативные документы размещены на сайте в разделе "Готовимся к экзаменам". Помимо этого, родители могут получить информацию о жизни школы (мероприятия, итоговая государственная аттестация, расписание уроков, кружков, дополнительных занятий), изменениях учебно-воспитательного процесса. Родители будущих первоклассников во многом благодаря сайту делают выбор в пользу нашего учреждения.
Через сервис "Письмо в школу" мамы и папы получают ответы на свои вопросы. Также нам поступают различные деловые предложения, учителя ищут работу, выпускники выражают благодарность учителям, поздравляют их с праздниками.
Результаты учащихся и педагогов постоянно освещаются в их разделах. Все это позволяет родителям оценить качество оказанных школой услуг и увеличивает прозрачность деятельности.
Т.В. Кокина-Славина,
эксперт журнала "Руководитель бюджетной организации"
"Руководитель бюджетной организации", N 11, ноябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Адрес сайта: www.school-2013.msk.ru.
*(2) Адрес сайта: www.radschool3.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"