Горизонты модернизации образования
Ориентиры системы российского образования меняются. Их новое направление, сформулированное властями, - повышение качества общего образования. В первую очередь это конкретные плановые показатели, достижение которых и будет, по мнению властей, свидетельствовать о качественном системном улучшении. Поэтому сегодня особо важной видится задача подготовки эффективных управленцев в образовательной профессиональной среде.
Минобрнауки сформулировало основные направления деятельности, предполагающие модернизацию образовательной системы страны. К особо важным задачам относится подготовка профессиональных кадров для управления образовательными учреждениями. Более того, речь идет о новом качестве менеджмента, новых компетенциях управленческих кадров, позволяющих видеть перспективу развития и образовательной организации, и рынка образовательных услуг в целом. Видеть перспективу, оперативно подстраивать под нее стратегию деятельности и искать альтернативные пути развития. Об этом говорилось в выступлении*(1) главы Минобрнауки Андрея Фурсенко на 303-м заседании Совета Федерации.
Новый учитель для новой школы
Утверждение и внедрение новых образовательных стандартов влечет за собой целую цепь взаимосвязанных последствий. Коль скоро меняется содержание обучения - появляются и новые обучающие методы и технологии. Изменены и требования к результатам обучения. Все это в комплексе накладывает на учителя ответственность за результат. "Модернизация системы образования изменила многие представления об учителе современной школы и об управлении образовательным учреждением. Нужен "новый учитель" для "новой школы". Это учитель, который несет ответственность за качество результата", - так, выступая перед парламентариями, разложил проблему на составляющие министр образования. Появление же "нового учителя" невозможно без грамотной и полностью профинансированной подготовки и переподготовки кадров, значит, предстоит и перестройка всей системы педагогического образования, в рамках которой учителя будут замотивированы на освоение новых навыков, технологий и компетенций.
Далее должна сработать причинно-следственная связь: повышение зарплаты учителей (при выдержанном соотношении в структуре оплаты труда базовой и стимулирующей частей) - моральное и материальное стимулирование педагогов - рост заинтересованности педагогов в качестве результатов их обучающей деятельности - рост престижа профессии учителя. В свою очередь, за этим планируется приток в школы молодых кадров. По словам главы Минобрнауки, этот прогноз построен на данных соцопросов, которые предварительно были проведены в различных педагогических вузах и техникумах. По сравнению с 2010 годом чиновники рассчитывают привлечь на 10% больше молодых педагогических кадров (это 9100 человек).
Примечание. Система подготовки профессиональных педагогических кадров нацелена на новые качества менеджмента, новые компетенции управленческих кадров, позволяющие видеть перспективу развития и образовательной организации, и рынка образовательных услуг в целом.
Рост зарплаты субсидируется
За модернизацию системы общего образования в регионах и рост учительских зарплат начиная с 2011 года отвечают совместно Минобрнауки и исполнительная власть субъектов РФ в рамках общего проекта. В качестве господдержки на эти цели в этот и последующие годы из федерального бюджета будут направляться субсидии в размере:
- 20 млрд. руб. - в 2011 году;
- 60 млрд. руб. - в 2012 году;
- 40 млрд. руб. - в 2013 году.
Реализация этого проекта, как планирует Минобрнауки, обеспечит в IV квартале 2011 года рост учительской зарплаты в среднем на 30% по сравнению с аналогичными показателями I квартала 2011 года.
Соотношение же среднемесячной учительской зарплаты и среднемесячной зарплаты работников по экономике в целом (по данным Росстата) для каждого субъекта РФ отнесено к ключевым показателям эффективности работы субъекта.
Рост учительских зарплат до среднего уровня зарплаты по экономике региона в целом (за I квартал 2011 года) должен быть достигнут, по словам Андрея Фурсенко, уже в сентябре в 40 субъектах РФ, а именно:
- в Санкт-Петербурге;
- в Белгородской, Владимирской, Калужской, Липецкой, Московской, Орловской, Тамбовской, Тульской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской, Волгоградской, Ростовской, Нижегородской, Пензенской, Самарской, Свердловской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Сахалинской областях;
- в республиках Калмыкия, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия - Алания, Башкортостан, Чувашская, Алтай, Бурятия, Саха (Якутия);
- в Краснодарском, Алтайском, Забайкальском, Хабаровском, Камчатском краях;
- в автономных округах Чукотский и Ханты-Мансийский - Югра.
Социальная поддержка учителей
Минобрнауки свидетельствует о росте объемов на местах социальной поддержки и материального поощрения педагогов. В числе распространенных в регионах мер - разовые выплаты молодым учителям и премирование лучших педагогов. Кроме этого, исполнительная власть в отдельных регионах закрепляет действия по соцподдержке и материальному поощрению педагогов специальными нормативными правовыми актами.
Глава министерства привел несколько таких региональных примеров. Так, в Кировской области для всех работников образования утвержден порядок предоставления бесплатной жилплощади с отоплением и электроснабжением. Расходы полностью компенсируются посредством ежемесячных денежных выплат.
Республика Хакасия разработала систему социальной поддержки молодых педагогов, работающих на селе. Муниципалитеты получают для их поддержки целевые субсидии из республиканского бюджета, чтобы обеспечить учителей жильем.
Кроме того, используются такие меры соцподдержки учителей, как:
- единовременные выплаты;
- компенсация оплаты съемного жилья;
- оплата обучения в учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования;
- оплата стажировки в образовательных учреждениях в странах ближнего и дальнего зарубежья и др.
Такая практика используется в 56 субъектах РФ.
Возрождается наставничество
Передача накопленного опыта молодым кадрам может послужить полезным инструментом, который сыграет свою важную роль в закреплении молодых учителей на своих рабочих местах. Методическая помощь маститых педагогов важна не только для закрепления молодежи в школах, но и для возрождения уважения к опытным кадрам, что, в свою очередь, гармонизирует отношения в профессиональном сообществе. В этом аспекте интересна практика регионов, целенаправленно использующая профессиональный потенциал опытных учителей. Институт наставничества возрождается в целом ряде субъектов РФ: Ивановской, Липецкой, Московской, Псковской, Томской областях, Алтайском, Краснодарском, Красноярском краях, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Северная Осетия - Алания, Татарстане.
В числе других тем, поднятых на заседании Совета Федерации, были затронуты и такие, как:
- подготовка преподавателей для детей-инвалидов;
- строительство новых школ и студенческих общежитий;
- создание интернатур для студентов педагогических вузов;
- комфортная и безопасная доставка детей в школы; повышение студенческих стипендий;
- создание образовательного канала на телевидении и в Интернете.
Двигаемся дальше
Постановлением Совета Федерации*(2) по итогам заседания приняты следующие направления модернизации системы общего образования:
- Правительству РФ и субъектам РФ предлагается предпринять усилия по сохранению существующей в регионах сети педагогических вузов и средних учебных заведений;
- в каждом субъекте РФ совместно с Правительством РФ разработать и реализовать программы подготовки управленческих кадров и педагогов в соответствии с вызовами сегодняшнего дня;
- оперативно информировать педагогов обо всех предусмотренных федеральными властями мерах социальной поддержки и материального стимулирования;
- Минобрнауки адресована рекомендация доработать федеральные стандарты педагогического образования с точки зрения вызовов настоящего времени и создать систему требований к содержанию дополнительной профессиональной образовательной программы для педагогов;
- всем субъектам РФ рекомендовано в 2012 году поднять зарплату педагогов до среднего уровня зарплаты по экономике;
- поручением Совета Федерации мониторинг правоприменительной практики в сфере профессиональной подготовки педагогов на местах будут вести Комитет Совета Федерации по образованию и науке и Минобрнауки.
Результаты мониторинга палата планирует рассмотреть на осенней сессии 2012 года.
С.Л. Кукина,
главный редактор журнала
"Руководитель бюджетной организации"
"Руководитель бюджетной организации", N 11, ноябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Доклад "О состоянии и перспективах подготовки педагогических кадров в условиях модернизации".
*(2) Меры господдержки педагогов, предлагаемые сенаторами, также изложены в следующих документах: "О нормативно-правовой поддержке педагогов в Российской Федерации", "О концепции проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", "Профессиональное образование и модернизация России: законодательный аспект".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"