Опыт оценки результатов интеллектуальной деятельности при создании хозяйственных обществ в соответствии с Федеральным законом N 217-ФЗ
В августе 2009 года был принят Федеральный закон N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" (далее - Закон N 217-ФЗ), позволяющий коммерциализировать результаты научной деятельности (РИД), полученные в бюджетных высших учебных заведениях (далее - вузы) и научно-исследовательских институтах (далее - НИИ). Появилась возможность развития частного бизнеса, в основе которого лежат РИД, созданные высокопрофессиональными научными коллективами за счет государственных средств. За полтора года, прошедшие со дня принятия Закона N 217-ФЗ, создано более 800 хозяйственных обществ (далее - ХО), которые пользуются этой возможностью. В настоящее время их количество превысило тысячу.
Как показывает анализ реализации Закона N 217-ФЗ, одной из наиболее сложных проблем в ходе создания ХО является оценка коммерческой перспективности РИД, права на использование которых вузы и НИИ вносят в уставные капиталы ХО. Эта проблема вызвана следующими основными причинами:
1) необходимость оценки большого количества РИД. За время своей деятельности вузы и НИИ провели значительный объем прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) и получили результаты. В этих работах были задействованы квалифицированные сотрудники, для проведения научных исследований выделялись значительные ресурсы. В то же время перед вузами и НИИ не ставились вопросы коммерческого использования полученных РИД, поэтому бизнес-перспектива полученных результатов не оценивалась. В архивах скопилось значительное количество научных отчетов, содержащих непонятные с точки зрения коммерциализации научные результаты;
2) невозможность применения традиционных методик оценки коммерческой перспективы проектов. Организации, инвестирующие в коммерчески перспективные инновационные проекты, имеют отработанные методики оценки. Однако применение этих методик занимает значительное время (до 2 месяцев) и требует больших затрат. Кроме того, существующие методики в основном рассчитаны на оценку не РИД, а инновационных проектов, в которых уже имеется организационно-финансовая часть, позволяющая сделать определенные выводы об их экономических перспективах;
3) отсутствие в большинстве вузов и НИИ ресурсов, необходимых для проведения оценки коммерческих перспектив РИД. Речь прежде всего идет о специалистах в области такой оценки. Представление о том, что такую оценку могут провести сами разработчики или ученый совет вуза, - вредная иллюзия. Следствием выбора такого варианта оценивания являются неверные результатам оценки и потеря средств, направленных на коммерциализацию РИД. При этом вуз или НИИ, основываясь на неточной оценке, также несут ряд затрат, связанных с реализацией Закона N 217-ФЗ, в том числе на создание ХО.
Можно ли не оценивать коммерческую перспективу РИД? Ответ на этот вопрос зависит от целей, которые преследуются при создании ХО.
Если цель - отчитаться перед вышестоящей организацией о количестве созданных ХО, то перспективы коммерциализации РИД не имеют никакого значения. Именно таким образом действовали большинство вузов в первые полгода реализации Закона N 217-ФЗ. Можно не оценивать РИД с точки зрения коммерческой перспективности и в случае, если ХО создаются для получения льгот, предоставляемых предприятиям, созданным в соответствии с Законом N 217-ФЗ. Здесь ситуация несколько сложнее, так как получение льгот (снижение страховых платежей от фонда заработной платы, возможность без конкурса и на льготных условиях получать в аренду имущество вуза или НИИ) возможно только в том случае, если не менее 70 процентов от оборота ХО получено от проведения работ, связанных с коммерциализацией РИД. Однако и здесь есть выход: например проведение НИОКР по другой тематике и т.п.
Однако в случае если созданное ХО планирует получить государственную поддержку или даже реализовывать основную цель Закона N 217-ФЗ (практическое применение результатов разработок вуза или НИИ), то без оценки коммерческих перспектив обойтись сложно.
Авторы статьи, создавшие "под ключ" по заказу вузов более 20 ХО, не раз сталкивались с проблемой оценки коммерческих перспектив РИД. Для решения этой проблемы нами была разработана методика экспресс-анализа, позволяющая в достаточно сжатые сроки (не более 5-7 дней для оценки одного РИД) и с использованием ограниченных ресурсов (не более 10-12 тысяч рублей для оценки одного РИД) получить необходимые результаты. В основу методики были положены наработки открытого акционерного общества "Центр акционирования инновационных разработок" (далее - ОАО "ЦАИР"), которые в 2006-2009 годах позволили этой небольшой фирме ежегодно обрабатывать порядка 700-800 РИД, отбирая из них 3-4 процента коммерчески перспективных научных разработок, формируя на их основе инновационные проекты и привлекая инвестиции для продвижения этих проектов. Пятилетний опыт работы дает возможность говорить о высоком качестве полученных результатов: в одни проекты удалось привлечь государственное и (или) частное финансирование, реализация других проектов привела к созданию предприятий, которые стали выполнять работы или оказывать услуги. С 2007 года работа по коммерциализации РИД приносит ОАО "ЦАИР" стабильный и увеличивающийся доход.
Методика экспресс-оценки коммерческой перспективности РИД является одним из ноу-хау ОАО "ЦАИР". В связи с этим в статье приведено лишь общее содержание методики, но порядок ее пошаговой реализации представлен подробно. Это при определенной доработке позволит вузам и НИИ создать свою собственную методику оценки, существенно сократить затраты на выполнение работ и получить при этом качественные результаты. В то же время не рассматриваются конкретные способы получения интегральных критериев, весовые коэффициенты и т.д., то есть информация, которая позволяет обеспечить точность получаемых результатов, необходимую для работы коммерческой фирмы.
Основной целью применения методики экспресс-анализа является отбор коммерчески перспективных РИД, права на использование которых вузам или НИИ имеет смысл вносить в уставные капиталы создаваемых ХО для получения коммерческого результата. Необходимо отметить, что в качестве коммерческого результата рассматриваются не столько дивиденды от деятельности ХО (авторами статьи вероятность их получения оценивается весьма низко), сколько привлечение для деятельности созданных обществ дополнительных государственных и частных средств (в том числе за счет программ поддержки малого бизнеса), использование предоставленных государством налоговых льгот, возможность использования материальных ресурсов для повышения результативности коммерческой деятельности и прочее.
В основе методики лежит подтвержденное практическими исследованиями утверждение о том, что среди прикладных РИД, созданных в вузах и НИИ за последние двадцать лет, до 90-95 процентов в принципе не имеют бизнес-перспективы. Кроме того, бизнес-перспективу имеют не более 10 процентов будущих результатов НИОКР, проводимых в настоящее время. Отметим, что в настоящей статье под бизнес-перспективой понимается не внедрение результатов на одном или двух предприятиях с целью отчетности или защиты диссертации, а возможность создания бизнеса, в основе которого лежат права на использование РИД. Это утверждение, равно как и последующие выводы, относится к РИД, полученным в научно-технической сфере. Что касается РИД, относящихся к другим направлениям деятельности, то, по оценке авторов, там количество коммерциализируемых результатов на порядок меньше.
При наличии большого количества коммерчески бесперспективных РИД процесс оценки целесообразно разделить на два этапа.
I. Подготовка к оценке созданных в вузе или НИИ научных результатов. На этом этапе проводится инвентаризация РИД, которые были созданы сотрудниками в течение определенного периода. Руководство может выбрать любой горизонт проведения инвентаризации, однако авторы рекомендуют начинать инвентаризацию с 1990 года. Именно тогда было прекращено или приостановлено финансирование ряда научных исследований, что не позволило получить практические результаты. Конечно, сейчас многие из этих результатов уже не лежат на "столбовых путях развития" и не принесут результат в высокотехнологичных отраслях. В то же время практический опыт авторов подтверждает, что на их основе тем не менее можно получить хорошие коммерческие результаты. Так, среди проектов, реализованных авторами статьи в прошедшие пять лет, три созданы на основе разработок, выполненных в 1985-1989 годах.
В ходе инвентаризации необходимо выяснить не только направленность научных разработок, их текущее состояние, полученные результаты и т.д., но и возможности продолжения работы, в том числе:
- наличие разработчиков (не только тех, кто непосредственно руководил разработкой, но и членов команды);
- принадлежность полученных результатов к сведениям, составляющим государственную тайну;
- принадлежность интеллектуальных прав на имеющиеся результаты и патентную чистоту;
- возможность защиты имеющихся результатов в режиме ноу-хау.
Проведение инвентаризации заключается в получении информации о каждой разработке, на основании которой будет проводиться оценка коммерческой перспективности.
Отметим некоторые особенности проведения инвентаризации:
1) привлечение значительного количества сотрудников. Одни сотрудники организуют проведение инвентаризации и учет получаемых результатов. Как правило, это сотрудники бухгалтерии и юридической службы, сотрудники вузов и НИИ, отвечающие за работу с интеллектуальной собственностью, иные сотрудники инновационной инфраструктуры. Другие обеспечивают поиск отчетов о проведении научных работ, анализ содержащейся в них информации и заполнение подготовленных документов. Третьи (обычно руководители разработок и (или) члены их команды) предоставляют иную необходимую информацию, которая, как правило, находится в неформализованном виде. Работу по получению необходимой информации и ее формализации наиболее эффективно могут выполнить студенты и молодые сотрудники. Для того чтобы результаты инвентаризации реально отражали существующую картину, необходимо мотивировать всех ее участников;
2) мотивация привлекаемых сотрудников. У различных категорий сотрудников вузов и НИИ существуют различные мотивы для участия в инвентаризации. Для сотрудников, обеспечивающих организацию работы и учет получаемых результатов, наиболее привлекательной является материальная мотивация. Для сотрудников инновационной инфраструктуры в качестве дополнительной мотивации могут выступать результаты их работы как необходимая составляющая карьерного роста. Что касается руководителей разработок и членов их команд, то их основная мотивация - продолжение выполнения научно-исследовательских работ, вытекающие из этого дополнительное вознаграждение и прочее. Особого подхода требуют студенты вузов и молодые сотрудники НИИ. Опыт работы по инвентаризации результатов научных разработок показывает, что в качестве основной мотивации для них выступает возможность последующей работы с коммерчески перспективными разработками в качестве менеджеров проектов. Таким образом, в ходе предварительного формирования этой группы участников инвентаризации (например посредством 4-6-часового обучения) производится отбор не только тех, кто будет участвовать в проведении инвентаризации, но и тех, кто в дальнейшем будет заниматься коммерциализацией разработок;
3) необходимость регулярного проведения инвентаризации для оценки коммерческих перспектив вновь создаваемых РИД. Первая инвентаризация является наиболее трудоемкой работой и позволяет получить информацию за прошедшие годы. Последующие инвентаризации направлены на оценку текущих РИД. Их целесообразно проводить ежегодно, что позволит обеспечить оперативную работу по коммерциализации РИД;
4) дополнительные результаты проведения инвентаризации. Результаты инвентаризации могут использоваться не только для того, чтобы выбрать коммерчески перспективные РИД. Вуз или НИИ получает структурированную информацию об имеющихся у него результатах научных разработок, то есть об одном из важнейших своих активов, которые в дальнейшем могут использовать в учебном процессе, при выполнении НИОКР, а также для повышения доходов от коммерческой деятельности.
II. Отбор и оценка коммерческих перспектив РИД. После инвентаризации проводится оценка полученной информации с РИД. Она основана на последовательном применении определенных критериев, которые относятся к 6 различным группам. Отнесение критерия к одной из групп проводится на основании двух характеристик:
1) трудоемкость получения информации, необходимой для применения критерия (низкая, средняя, высокая). Низкая трудоемкость означает, что информация, необходимая для применения отдельного критерия, может быть получена на основании анализа результатов инвентаризации. Средняя трудоемкость обеспечивает получение информации в течение 5-10 дней работы и использование открытых источников информации. Высокая трудоемкость означает, что для получения информации необходимо более 10 дней;
2) однозначность выводов, которые можно сделать о коммерческой перспективности РИД на основании применения критерия (безусловно коммерчески перспективны, безусловно коммерчески бесперспективны).
Авторами предлагается следующая последовательность применения критериев из различных групп, которая обеспечивает минимизацию затрат при проведении оценки.
В первую очередь используются критерии, позволяющие с низкой трудоемкостью сделать выводы о безусловной коммерческой бесперспективности РИД. Приведем несколько примеров таких критериев:
- отсутствие контактов с разработчиками РИД, или незаинтересованность разработчиков в продолжении работы. При этом под разработчиками понимаются как непосредственные руководители или участники разработки, так и те, кто в дальнейшем занимался этой тематикой под их руководством;
- незаинтересованность вуза или НИИ в коммерциализации РИД;
- наличие общеизвестных РИД, которые позволяют получить лучшие показатели при коммерциализации;
- принадлежность прав на РИД другим юридическим и (или) физическим лицам;
- наличие различного рода ограничений на коммерциализацию РИД, связанных с возможностью их применения в продукции военного, специального и двойного назначения.
Как показывает опыт нашей работы, применение критериев из первой группы позволяет уменьшить общее количество РИД, подлежащих дальнейшей оценке, как минимум на 40-45 процентов.
Во вторую очередь используются критерии, позволяющие с низкой трудоемкостью сделать выводы о безусловной коммерческой перспективности РИД. Эта группа содержит небольшое количество критериев, как правило, связанных с наличием источников финансирования, которые позволяют приступить к проведению дальнейших работ, например:
- наличие стратегического инвестора, который понимает перспективу использования РИД и готов инвестировать работы с целью применения результатов, получаемых в ходе их коммерциализации;
- наличие портфельного инвестора, который готов профинансировать (как правило, до достижения определенных промежуточных результатов) выполнение работ;
- решение вуза или НИИ о самостоятельном финансировании продвижения РИД.
Опыт нашей работы показывает что, применение критериев из второй группы при проведении первой инвентаризации позволяет уменьшить общее количество РИД, подлежащих дальнейшей оценке, на 1-1,5 процента.
Таким образом, в результате применения критериев из первых двух групп есть возможность снизить количество подлежащих оценке РИД на 40-46 процентов.
В третью очередь используются критерии, позволяющие со средней трудоемкостью сделать выводы о безусловной коммерческой бесперспективности РИД. Для оценки перспектив коммерциализации оставшихся РИД необходимо провести работу с целью получения дополнительной информации. К таким работам в том числе относятся:
- проведение дополнительного экспресс-маркетинга (примерная оценка рынка и конкурентов);
- примерная оценка затрат, необходимых для продвижения проекта (для проведения НИОКР с целью подтверждения заявленного эффекта для создания опытного производства);
- оценка сроков проведения работ;
- определение возможных источников получения инвестиций.
При этом оценка перспектив коммерциализации при помощи отдельных критериев проводится в следующей последовательности:
1) примерная оценка затрат, необходимых для продвижения проекта. Как правило, такая оценка может быть проведена в течение 5-7 дней. РИД считаются безусловно коммерчески бесперспективными, если на выполнение НИОКР необходимо более 5 миллионов рублей, а на создание опытного производства - более 50 миллионов рублей. Необходимо отметить, что выход за обозначенные ограничения не означает вынесение окончательного "приговора" РИД, однако вероятность привлечения средств для коммерциализации значительно снижается. Решение, продолжать ли в дальнейшем работу с этим РИД, зависит от позиции руководства. После применения этого критерия количество проектов снижается на 25-30 процентов;
2) оценка сроков проведения НИОКР и сроков создания опытного производства с учетом имеющейся информации о необходимых затратах. Такая оценка может быть проведена в течение 4-5 дней. В случае если срок проведения НИОКР больше 2 лет, а срок создания опытного производства более 3 лет, то РИД считаются безусловно коммерчески бесперспективными. После применения этого критерия количество проектов снижается на 15-20 процентов;
3) проведение дополнительного экспресс-маркетинга. Такая оценка может быть проведена в течение 7-10 дней при использовании в открытых источниках информации о существующих результатах за последние 3-5 лет. Применение этого критерия более сложно, чем двух предыдущих, так как здесь нет явно выраженных ограничений, выход за которые означает коммерческую бесперспективность РИД. В то же время отсутствие конкурентных преимуществ, неопределенность рынка, наличие сильных конкурентов и прочее являются понятными и достаточными основаниями для того, чтобы отнести РИД к безусловно коммерчески бесперспективным. После применения этого критерия количество проектов снижается на 40-45 процентов.
Таким образом, после применения критериев третьей группы количество РИД, подлежащих дальнейшей оценке, снизится еще на 62-70 процентов.
В четвертую очередь используются критерии, позволяющие со средней трудоемкостью сделать выводы о безусловной коммерческой перспективности РИД.
Как и для критериев второй группы, безусловная коммерческая перспективность РИД заключается в наличии инвесторов, готовых профинансировать дальнейшие работы. Отличие применения критериев этой группы заключается в меньшем количестве предлагаемых проектов и в значительно большей информации, которая предлагается потенциальным инвесторам для принятия решения. Эта информация уже была получена для применения критериев предыдущей группы. Теперь на ее основе необходимо доработать РИД до уровня инновационного проекта. Опыт показывает, что без разработки детального финансового плана реализации проекта трудоемкость решения поставленной задачи не превышает 10 дней. После подготовки инновационные проекты в течение двух-трех месяцев предлагаются инвесторам, а также участвуют в различных программах государственного финансирования государственной поддержки инноваций, в том числе малых инновационных предприятий.
В результате использования критериев четвертой группы, а также получения финансирования из различных государственных программ поддержки количество РИД, нуждающихся в дальнейшей оценке, снижается еще на 1-2 процента.
Таким образом, рассмотренная методика оценки коммерческой перспективности РИД, созданных в вузах и НИИ, дает возможность значительной экономии затрат, необходимых для проведения оценки 80 процентов результатов интеллектуальной деятельности. При этом около 2 процентов от количества первоначальных проектов будет отнесено к коммерчески перспективным, и именно права на их использование в первую очередь целесообразно вносить в уставные капиталы хозяйственных обществ, создаваемых в соответствии с Законом N 217-ФЗ. Что касается оставшихся РИД, то для их оценки нужна более полная информация, трудоемкость получения которой составляет, по оценке авторов, более 10 дней. Однако необходимо учесть следующее:
- работа трудоемкая, но ее необходимо проводить лишь для каждого пятого от общего количества первоначальных РИД;
- по таким РИД уже имеется часть информации, полученная для проведения оценки по другим критериям;
- для работы над каждым оставшимся РИД уже существует команда, ориентированная на продвижение проекта. Это разработчик (при его отсутствии РИД был бы признан коммерчески бесперспективным), а также менеджер (именно он проводил первую работу с РИД, получая недостающую информацию). Эта команда мотивирована на доработку РИД до уровня инновационного проекта, создание с целью коммерциализации РИД хозяйственного общества и привлечение в него стартовых инвестиций.
Применение рассмотренной в статье методики оценки результатов интеллектуальной деятельности позволяет снизить трудоемкость оценки РИД, созданных вузами и НИИ. Кроме того, в ходе проведения работ у сотрудников и студентов формируется мотивация к работе в инновационной сфере, коммерциализации РИД и созданию для этих целей хозяйственных обществ.
Литература
1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон от 2 августа 2009 года N 217-ФЗ.
А.Ф. Власов,
генеральный директор открытого акционерного общества
"Центр акционирования инновационных разработок" (г. Москва)
А.М. Бредникова,
исполнительный директор некоммерческого партнерства
"Национальная гильдия инновационных менеджеров" (г. Москва)
"Имущественные отношения в Российской Федерации", N 11, ноябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Имущественные отношения в Российской Федерации"
Общероссийский информационно-аналитический и научно-практический журнал - единственное ежемесячное издание, регулярно освещающее практически все аспекты имущественных отношений в нашей стране, включенное в перечень ВАК.
Авторы - ведущие специалисты крупнейших российских компаний, сертифицированные оценщики, юрисконсульты ведущих фирм России, ученые-исследователи и практики в сфере имущественных отношений, представители министерств и ведомств, занимающиеся вопросами имущественной политики.