Гражданину было отказано представителем нанимателя в приеме на федеральную гражданскую службу в связи с тем, что при приеме на нее он попадает в непосредственное подчинение к своей бывшей супруге. Правомерен ли данный отказ?
Отказ представителя нанимателя в приеме гражданина на федеральную гражданскую службу в связи с тем, что при приеме на нее он попадает в непосредственное подчинение к своей бывшей супруге, является неправомерным. На основании ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ), государственная гражданская служба РФ - это вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
В соответствии с ч. 2 указанной статьи, государственная гражданская служба РФ подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ.
П. 2 ст. 1 Закона N 79-ФЗ определяет представителя нанимателя как руководителя государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо как представителя указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ.
В силу п. 3 ст. 4 Закона N 79-ФЗ, принципами гражданской службы являются равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.
Вместе с тем, согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона N 79-ФЗ, гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Закон N 79-ФЗ не содержит никаких указаний на бывших супругов.
Однако, по смыслу положений Семейного кодекса (СК) РФ, понятия супругов и бывших супругов разграничиваются.
Например, глава 14 СК РФ, регулирующая алиментные обязательства супругов, именуется: "Алиментные обязательства супругов и бывших супругов". Кроме того, согласно п. 2 ст. 48 СК РФ, если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное (ст. 52 СК РФ).
В данном пункте опять-таки прослеживается разграничение понятий супругов и бывших супругов.
Более того, исходя из буквального толкования словосочетания "бывшие супруги", следует, что определенные лица ранее были супругами, а теперь утратили свой статус в качестве таковых.
Таким образом, можно сделать вывод, что непосредственно бывшие супруги не попадают под действие п. 3 ст. 4 Закона N 79-ФЗ.
В Законе N 15-ФЗ отсутствует указание непосредственно на бывших супругов, так же как и разграничение супругов и бывших супругов.
Вместе с тем, подобное разграничение можно отметить при анализе положений СК РФ. Например, гл. 14 СК РФ, регулирующая алиментные обязательства супругов, именуется: "Алиментные обязательства супругов и бывших супругов". Кроме того, ст. 91 СК РФ, носящая название "Размер алиментов, взыскиваемых на супругов и бывших супругов в судебном порядке", гласит, что при отсутствии соглашения между супругами (бывшими супругами) об уплате алиментов размер алиментов, взыскиваемых на супруга (бывшего супруга) в судебном порядке, определяется судом исходя из материального и семейного положения супругов (бывших супругов) и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.
Кроме того, буквальное толкование словосочетания "бывшие супруги" предполагает, что определенные лица ранее являлись супругами, но теперь уже утратили свой статус в качестве таковых.
Таким образом, можно сделать вывод, что в п. 2 ст. 4 Закона N 25-ФЗ содержится указание именно на супругов.
Бывшие же супруги не попадают под действие данного пункта.
Л.Л. Горшкова,
руководитель Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения
1 ноября 2011 г.
"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 11, ноябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансовый вестник: финансы,
налоги, страхование, бухгалтерский учет"
Учредитель - ООО "Книжная редакция "Финансы"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-43-85; 699-96-16
Internet: http://finance-journal.ru
Подписные индексы
"Роспечать" 80736
"Пресса России" 45427