К вопросу о форме доверенности
Общие положения о письменной форме доверенности
В статье рассматриваются вопросы соотношения устного уполномочия и письменной доверенности, квалифицированной формы доверенности, а именно исследуются нормы о нотариальных и о приравненных к ним доверенностях, а также о доверенностях, удостоверяемых в упрощенном порядке. Даются конкретные предложения и формулируются ориентиры по совершенствованию действующего в рассматриваемой области законодательства.
Положения советского и российского гражданских законодательств по поводу установления для доверенности письменной формы едины: о доверенности как письменном уполномочии говорится в ст. 264 ГК РСФСР 1922 г.*(1), абз. 1 ст. 64 ГК РСФСР 1964 г.*(2) и п. 1 ст. 185 действующего Гражданского кодекса РФ*(3) (далее - ГК РФ).
Избрание законодателем для составления доверенности письменной формы обусловлено всеми теми многочисленными и существенными преимуществами письменной формы над устной, которые достаточно давно и подробно исследованы и описаны в юридической литературе. Использование письменной формы позволяет наиболее точно зафиксировать в доверенности, прежде всего ту сделку или иное юридическое действие, которые могут быть по ней совершены, а также те полномочия, которыми для этого наделяется представитель.
Использование письменной формы доверенности дает также возможность непротиворечиво отразить в ее тексте все иные необходимые для заключения сделки или совершения иного юридического действия по ней данные: о доверителе и представителе (имена и наименования, адреса проживания и нахождения и др.), сроке действия доверенности, наличии или отсутствии полномочия на передоверие и т.д.
Кроме того, законный интерес третьего лица, которому предъявляется доверенность, состоит в признании ее действительной и надлежащим образом заключенной на ее основании сделки, поэтому оно должно иметь реальную возможность точно зафиксировать факт заключения сделки с уполномоченным на то доверенностью лицом. Ввиду чего "третьи лица, имеющие дело с представителем, вправе требовать от представителя оставления им подлинного экземпляра уполномочивающего документа, которым чаще всего является доверенность. Этот документ следует прилагать к документу, оформляющему сделку, совершенную по доверенности (например, к договору, подписанному в качестве одной из сторон представителем, к документам, подтверждающим выдачу представителю по доверенности денежных средств или материальных ценностей, и т.п.)"*(4). Добавим, что если представитель по тем или иным причинам не может предоставить в распоряжение третьему лицу оригинал доверенности, то он всегда в состоянии оставить заверенную нотариально или просто хотя бы его подписью ее копию. Так или иначе, но нетрудно догадаться, что сделать все это возможно лишь в отношении письменного документа.
Тем не менее в теории и практике существует целый ряд проблем, связанных с формой доверенности, которые невозможно решить при помощи одной лишь ссылки на общеизвестное положение об обязательности для нее письменной формы.
Начнем с того, что еще в дореволюционном российском гражданском законодательстве прямо предусматривалась возможность облечения письменного уполномочия, т.е. доверенности в зависимости от ситуации в форме целого ряда различных документов. Так, абзацем 2 ст. 2036 Проекта Гражданского уложения Российской империи 1905 г. (далее - ПГУ) устанавливалось, что письменное полномочие может заключаться как в подписанном доверителем и поверенным акте, так и в верительном письме, подписанном доверителем и засвидетельствованном у нотариуса, или в частном письме доверителя. Доказательством полномочия могли также служить и рассылаемые доверителем циркуляры, a равно помещенные им публикации в газетах. Помимо этого, статьей 2042 ПГУ закреплялось, что доверенность от имени сельского общества может быть совершена в форме мирского приговора, засвидетельствованного волостным правлением.
Подобным же образом в вышеприведенных нормах советского и российского законодательства говорится именно о необходимости соблюдения для доверенности письменной формы, что означает возможность оформления доверенности не только в качестве отдельного специального письменного документа - доверенности, но и в иной форме.
Как писали по данному поводу А.А. Иогансен и А.М. Долматовский, "доверенность можно изложить и в виде письма, обращенного к поверенному, как доверенности прежде обыкновенно писались, и в виде одностороннего акта, как они пишутся теперь, и в виде заявления в учреждение или тому лицу, с которым поверенный должен совершить сделку, наконец, в виде публикации"*(5).
В.А. Рясенцев считал, что доверенность также "может быть оформлена в виде командировочного или иного удостоверения соответствующего содержания, выписки из протокола постановления профсоюзного органа, органа кооперативной или иной общественной организации. В отдельных случаях доверенность даже может заключаться в приказе"*(6).
Письменная доверенность и устное уполномочие
Совсем не каждое уполномочие одного лица другим нуждается в облечении именно в письменную форму, в частности путем выдачи доверенности.
Так, например, в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 161 ГК РФ в устной форме может быть заключена любая сделка между гражданами, в случае если таковая не требует нотариального удостоверения и ее общая сумма не превышает десяти минимальных размеров оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от суммы сделки. Такие сделки называют бытовыми, поскольку они направлены на удовлетворение обычных, повседневных нужд граждан, широко распространены в обороте и относительно невелики по своей сумме (цене) и потому, как правило, совершаются в устной форме (покупка продуктов питания, сдача в ремонт обуви или одежды в химчистку и т.п.).
Как пишет по этому поводу Е.Л. Невозгодина, "устное уполномочие широко распространено в быту (в отношениях между гражданами по купле-продаже, имущественному найму, займу, подряду, хранению и т.д.), и вряд ли целесообразно в этих случаях не придавать юридической силы устному уполномочию, а заключенные на его основании сделки считать не порождающими для представляемого юридических последствий. Это создавало бы ничем не оправданные искусственные трудности для граждан в приобретении и осуществлении субъективных прав и обязанностей"*(7).
Тем не менее подчеркнем, что в данном случае следует говорить именно об устном уполномочии на совершение сделки, для которой не предусмотрена обязательная письменная форма или тем более дополнительная необходимость ее нотариального удостоверения либо государственной регистрации. Ввиду чего "уполномочие должно иметь письменную форму во всех случаях, когда полномочие дается на совершение сделок, перечисленных в ст. 161 ГК РФ, даже если сделка затем исполняется представителем и третьим лицом при самом ее совершении"*(8).
Удостоверение доверенности
Теперь перейдем к рассмотрению круга вопросов относительно так называемой квалифицированной формы доверенности, дополнительно предусматривающей нотариальное или иное надлежащее удостоверение письменной доверенности. Данные вопросы более чем актуальны; можно даже сказать, что как в теории, так на практике вопрос о форме доверенности зачастую сводится к наличию или отсутствию необходимости, а также достаточности определенного порядка (способа) удостоверения той или иной доверенности.
Положения, устанавливающие требование квалифицированной формы доверенности, в истории российского гражданского законодательства претерпевали значительные изменения, которые заслуживают специального рассмотрения и анализа.
Нормы о форме доверенности (ст. 126.1 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г.*(9), а также абз. 2 п. 6 ст. 8 и п. 3 ст. 165 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.*(10)) являлись отсылочными и не содержали конкретных требований к форме доверенности, поэтому на их разборе останавливаться нет смысла.
Напротив, ГК РСФСР 1922 г. предусматривал необходимость нотариального удостоверения доверенности, предусматривающей совершение действий по отношению к правительственному органу или должностному лицу (ст. 265), а также, под страхом недействительности, доверенности на управление имуществом (ст. 266).
Нормы ГК РСФСР 1964 г. как значительно увеличили число оснований для удостоверения доверенности, так и существенно расширили круг лиц, которые могут произвести такое удостоверение. В соответствии с абз. 1 ст. 65 настоящего кодекса нотариальная доверенность требовалась на совершение сделок, которые сами для себя требуют нотариальной формы, а также на совершение действий в отношении государственных, кооперативных и общественных организаций, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом, и других случаев, когда специальными правилами допущена иная форма доверенности. Абзацем 2 ст. 68 Кодекса вводилась нотариальная форма для доверенности, выдаваемой в порядке передоверия. Кроме этого, согласно абз. 2 ст. 65 Кодекса, впервые стали признаваться в качестве удостоверенных нотариально, т.е. имели такую же юридическую силу доверенности военнослужащих, удостоверенные командованием соответствующей воинской части или госпиталя, если военнослужащий находится на излечении. Также абзацем 3 настоящей статьи разрешалось удостоверять доверенности на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторами и изобретателями, пенсий, пособий и стипендий, сумм из государственных трудовых сберегательных касс и на получение корреспонденции*(11), в том числе денежной и посылочной в организации, в которой доверитель работает или учится, в управлении дома, в котором он проживает, и в администрации стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении. Помимо этого, отметим появление нормы о порядке выдачи и форме доверенности на совершение операций в банке и доверенностей на совершение сделок в области внешней торговли, которая, правда, являлась отсылочной, адресуя к специальным правилам на данный счет (абз. 4 ст. 66).
Приведенные положения советского законодательства о квалифицированной форме доверенности были восприняты, но в то же время значительно дополнены и переработаны в действующем ГК РФ.
Нотариальные и приравненные к ним доверенности
Под нотариальной формой доверенности подразумевается необходимость ее нотариального удостоверения, поэтому понятия нотариальной формы и нотариального удостоверения доверенности в ГК РФ употребляются как синонимы (в таком качестве будем употреблять их далее и мы), хотя, конечно, именно нотариальное удостоверение доверенности придает последней нотариальную форму, т.е. данные факты соотносятся друг с другом как причина и следствие. Кроме этого, как обоснованно заключает И.С. Абрезова, "исходя из существа норм гражданского права, регулирующих форму сделки, простая письменная форма и нотариальная форма сделки являются скорее стадиями, чем разновидностями форм сделок. Первоначально сделка оформляется письменно (простая письменная форма), затем, в необходимых случаях, сделка, составленная в простой письменной форме, подлежит нотариальному удостоверению"*(12).
"Нотариальная функция удостоверения доверенностей характеризуется совершением ряда действий. Во-первых, удостоверяя доверенность, нотариус свидетельствует, что она выдана (подписана) тем лицом, от имени которого исходит; во-вторых, нотариус подтверждает, что он проверил дееспособность лица, выдающего доверенность; в-третьих, нотариус проверяет, соответствует ли закону содержание доверенности"*(13). Рассматривать здесь сам порядок нотариального удостоверения доверенностей мы не будем, отметим только, что он подчиняется правилам ст. 59 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате*(14), п. 22 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации*(15), а также Методическим рекомендациям по удостоверению доверенностей*(16).
В отличие от приведенного положения абз. 1 ст. 65 ГК РСФСР 1964 г. по общему правилу п. 2 ст. 185 ГК РФ нотариальное удостоверение доверенности необходимо только в случае, когда она предназначена (выдается) для совершения сделки, которая требует нотариальной формы, за исключением предусмотренных законом случаев. Иначе говоря, "лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, доверенность должна быть удостоверена нотариальным или иным способом (причем в данном случае имеется в виду уровень федерального закона)"*(17).
"По сравнению с ранее действовавшим гражданским законодательством перечень сделок, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению, в настоящее время значительно сужен"*(18). К таковым сделкам, которые могут быть совершены по доверенности, относятся договор об ипотеке, договор о залоге движимого имущества или прав на имущество в обеспечение обязательств по договору, который должен быть нотариально удостоверен (п. 2 ст. 339 ГК РФ), а также договор ренты (ст. 583 ГК РФ). Требующий, согласно ст. 584 ГК РФ, нотариального удостоверения договор пожизненного содержания с иждивением мы сюда не относим, поскольку, как верно отмечается в литературе, он весьма существенно связан с личными отношениями сторон, основан на уважительном отношении друг к другу, учете психологических особенностей друг друга*(19), поэтому не может быть заключен по доверенности в принципе в силу п. 4 ст. 182 ГК РФ.
Впрочем, не стоит толковать п. 2 ст. 185 ГК РФ буквально, заключая, что в нем говорится только о необходимости нотариального удостоверения доверенности для совершения сделки, которая требует нотариальной формы именно по закону. Дело в том, что стороны руководствуясь подпунктом. 2 п. 2 ст. 163 ГК РФ, вправе по своему соглашению придать нотариальную форму сделке, для которой такая форма необязательна. Ввиду чего при наличии соглашения сторон по поводу придания сделке нотариальной формы доверенность на ее совершение также должна быть удостоверена нотариально. В таком случае выходит, что "нотариус не вправе удостоверить никакую сделку, если она совершается по доверенности, не удостоверенной нотариально (или приравненным к нотариальному способу)"*(20).
Только по нотариальной доверенности должны совершаться сделки уступки права требования (п. 1 ст. 389 ГК РФ) и перевода долга (п. 1 ст. 391 ГК РФ) по удостоверенным нотариально договорам.
Нотариального удостоверения требует также доверенность, выдаваемая в порядке передоверия (п. 3 ст. 187 ГК РФ*(21)), за исключением передоверия полномочий по доверенности, упомянутой в п. 4 ст. 185 ГК РФ, которая может быть удостоверена в порядке, указанном в настоящей норме (мы будем рассматривать его далее).
Доверенность выдается не только на заключение сделки, но и для совершения иных юридических действий, для чего тоже может потребоваться ее нотариальное удостоверение. Так, нотариальная доверенность необходима для получения указанными в абз. 5 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"*(22) лицами повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния. Только по нотариальной или приравненной к ней доверенности может действовать представитель налогоплательщика - физического лица (абз. 2 п. 3 ст. 29 НК РФ).
Кроме того, в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"*(23) нотариальная доверенность требуется для представительства при государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
И здесь трудно не согласиться с С. Крыловым, который справедливо обращает внимание на то, что для доверенности на распоряжение объектом недвижимости обязательная нотариальная форма не предусмотрена, поэтому "нелогичной будет ситуация, в которой договор купли-продажи здания или сооружения будет заключен через представителя по доверенности, составленной в простой письменной форме, а представлять данный договор для государственной регистрации перехода права необходимо будет в обязательном порядке по нотариально оформленной доверенности. В данном случае воля представляемого, выдавшего доверенность на отчуждение здания, направлена на продажу объекта недвижимого имущества, то есть на совершение юридического процесса, составной частью которого выступает и государственная регистрация перехода права. Такое искусственное разделение, - поясняет автор, - на мой взгляд, может быть оправданно не с точки зрения изложения норм гражданского законодательства, а с позиции поиска наиболее быстрого и эффективного способа создания дополнительных гарантий безопасности и стабильности гражданского оборота недвижимости"*(24).
По сравнению с абз. 2 ст. 65 ГК РСФСР 1964 г. действующий пункт 3 ст. 185 ГК РФ существенно расширил перечень доверенностей, приравненных к нотариально удостоверенным, а также круг лиц, уполномоченных на их удостоверение. В соответствии с настоящей нормой к таковым относятся:
1) доверенности военнослужащих и иных лиц, которые находятся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого медицинского учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;
2) доверенности военнослужащих, а также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром, в случае если в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, удостоверенные командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;
3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы*(25);
4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этих учреждений или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.
Приравнивание законодателем некоторых удостоверенных при определенных обстоятельствах и порядке доверенностей к нотариальным обусловлено тем, что лицо, нуждающееся в удостоверении доверенности у нотариуса, в ряде случаев не имеет возможности к нему обратиться, в частности, ввиду его значительной удаленности или существенного ограничения своей свободы действий по причине заболевания либо отбытия назначенного судом за совершенное преступление наказания. "В такой ситуации недопущение замены нотариуса иными лицами, имеющими право на удостоверение доверенности, означало бы весьма существенное фактическое ограничение правосубъектности граждан, по своей или не по своей воле находящихся в ситуациях, когда невозможно или крайне затруднительно как лично совершить какие-либо юридические действия, так и уполномочить другое лицо на их совершение (получить наследство, продать, подарить имущество и др.)"*(26).
Перечень, приведенный в п. 3 ст. 185 ГК РФ является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, поэтому доверенности, заверенные иным, нежели указанный в настоящей норме, образом, не могут заменить нотариальные, поскольку не обладают такой же юридической силой.
Между тем настоящая норма почему-то не упоминает о возможности удостоверения доверенностей главами и специально уполномоченными должностными лицами местных администраций поселения и муниципального района, в случае если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, такая возможность предусмотрена статьей 37 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г.*(27) (далее - Основы о нотариате). Поскольку же в настоящей норме Основ о нотариате говорится о совершении указанными в ней лицами именно нотариальных действий, то следует признать заверенную ими доверенность в качестве приравненной к нотариальной.
Подобным же образом исходя из того, что статья 38 Основ о нотариате наделяет должностных лиц российских консульских учреждений правом совершать в том числе нотариальные действия по удостоверению сделок, кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на российской территории, следует заключить, что они также могут удостоверять и доверенности, которые считаются приравненными к нотариальным.
В соответствии со ст. 39 Основ о нотариате порядок удостоверения доверенностей главами и специально уполномоченными должностными лицами местных администраций поселения и муниципального района устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов (в особенности п. 35-39)*(28), а доверенностей, удостоверяемых должностными лицами российских консульских учреждений, - Консульским уставом СССР*(29).
К сожалению, на практике уполномоченные пунктом 3 ст. 185 ГК РФ на удостоверение доверенностей лица нередко отказывают в таковом обращающимся, чаще всего аргументируя это тем, что удостоверение ими доверенностей является их правом, а не обязанностью. Действительно, пункт 3 ст. 185 ГК РФ не говорит именно об обязанности указанных лиц на удостоверение доверенностей, но однозначно наделяет их правом на это более того, в п. 4 настоящей статьи, содержащем сходную норму, используется выражение "может быть", прямо указывающее на право, но не на обязанность. По этой причине успешно обжаловать такой отказ в судебном порядке, скорее всего, не удастся.
В особенности часто, по вполне понятным причинам социального и психологического плана, отказ в удостоверении доверенностей исходит от начальства мест лишения свободы. Кроме того, "поскольку СИЗО и ИВС не являются местами лишения свободы, а являются лишь местами временного содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, то доверенности, в силу закона требующие обязательной нотариальной формы, начальниками названных учреждений удостоверены быть не могут. Вместе с тем известны ситуации, когда осужденный, уже приговоренный судом к лишению свободы, в силу каких-либо обстоятельств отбывает наказание не в колонии, а в следственном изоляторе. В подобных случаях следственный изолятор является для него местом лишения свободы, и начальник СИЗО вправе удостоверить от его имени доверенность, которая будет приравниваться к нотариальной форме, но эти особенности начальники СИЗО, как правило, не признают"*(30).
На основании чего представляется, что не будет преувеличением заявить, что норма п. 3 ст. 185 ГК РФ в действующей редакции имеет явный коррупционный потенциал, поскольку создает почву для вымогательства за удостоверение доверенности со стороны упомянутых в ней лиц. Тем более что указаний на то, что такое удостоверение производится бесплатно, в отличие от абз. 2 п. 4 ст. 185 ГК РФ, пункт 3 настоящей статьи также не содержит. В этой связи считаем, что необходимо как можно скорее внести в п. 3 ст. 185 ГК РФ изменения, прямо установив обязанность безвозмездного удостоверения доверенностей указанных в ней лиц, в случае если таковое не противоречит закону.
Доверенности, удостоверяемые в упрощенном порядке
В свою очередь нормы абз. 2 п. 3 ст. 160 и п. 4 ст. 185 ГК РФ представляют собой значительно переработанные положения ранее действовавших абз. 3 ст. 65 и абз. 4 ст. 66 ГК РСФСР 1964 г. В соответствии с п. 4 ст. 185 ГК РФ могут быть удостоверены организацией, в которой учится или работает доверитель, жилищно-эксплуатационной организацией по месту его жительства и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении, доверенности на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий, вкладов граждан в банках и на получение корреспонденции, в том числе денежной и посылочной.
М.В. Карпычев говорит о неопределенности статуса таких доверенностей, а именно: "Следует их рассматривать в качестве самостоятельной формы, или в качестве приравненных к нотариальным, или это обычная простая письменная форма, но с дополнительным реквизитом - отметкой об удостоверении подписи? Ответа, - считает автор, - на этот вопрос нет, как и ответа на вопрос о том, следует ли толковать положение п. 4 ст. 185 ГК РФ "...может быть удостоверена также..." систематически с учетом правил п. 2 и 3 ст. 185 ГК РФ, т.е. как альтернативу нотариально удостоверенной доверенности"*(31). Думается, что упомянутые в п. 4 ст. 185 ГК РФ доверенности нельзя отождествлять с нотариальными, а равно с приравненными к нотариальным доверенностями (п. 3 ст. 185 ГК РФ), поскольку никаких указаний в настоящей норме на это не имеется.
Данные доверенности предназначены исключительно для совершения указанных в п. 4 ст. 185 ГК РФ действий, значение и обстоятельства совершения которых позволят использовать для них упрощенный порядок удостоверения. "Здесь законодатель исходит из необходимости найти оптимальный компромисс между предоставлением гражданам наиболее широких возможностей реализации своей правосубъектности, субъективных прав и обязанностей, не представляющих жизненно важный, "судьбоносный" характер для их носителя, что обеспечивается допущением упрощенного порядка удостоверения доверенности, и юридическим обеспечением охраны таких прав, что достигается требованием об удостоверении доверенности на их осуществление. [...] Таким образом, устанавливая весьма широкий круг доверенностей, удостоверение которых возможно в упрощенном порядке, законодатель стремился в максимальной степени облегчить и упростить для граждан использование представительства, а тем самым предоставить гражданам наиболее широкие возможности для реализации своей правосубъектности, приобретения и осуществления субъективных прав и обязанностей"*(32).
Форма доверенности как гарант ее действительности
На практике третьи лица, которым предъявляется доверенность, опасаясь обмана, принципиально не признают обычные письменные доверенности, хотя по закону их удостоверения во многих случаях и не требуется. Ввиду чего нисколько не удивительно, что почти все используемые в деловой и обыденной практике доверенности так или иначе удостоверены. По мнению Р.В. Пузикова, "освобождение от заверения третьими лицами возможно только в случае, когда доверитель выдает доверенность поверенному в присутствии лица, перед которым поверенный будет осуществлять представительство, во всех остальных случаях доверенность должна быть заверена. В противном случае лицо, к которому обратился поверенный, не может установить подлинность подписи доверителя в связи с тем, что у него ее просто нет, не может проверить соответствие паспортных данных доверителя и, соответственно, проверить действительность доверенности"*(33).
Наибольшую уверенность внушает, конечно, нотариальная доверенность, и требование предъявления таковой стало почти повсеместным со стороны органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления*(34). Между тем нельзя не отметить, что получение нотариальной доверенности для представляемого и представителя неизбежно связано как с временными, так и с материальными потерями в виде уплаты государственной пошлины (нотариального тарифа). Тем не менее некоторые авторы высказывают вполне обоснованные сомнения в положительном потенциале замены нотариального удостоверения доверенностей на порядок, установленный пунктами 3 и 4 ст. 185 ГК РФ, указывая на возможные злоупотребления, что может привести к нестабильности гражданского оборота*(35). Допуская наличие такой опасности, в то же время заметим, что она все же пока не затмевает собой ту нужду и те преимущества, так сказать, альтернативных способов удостоверения доверенности, которые были рассмотрены выше и потому они заслуживают полного права на существование.
Напротив, сейчас уместно подумать о соответствующих поправках, которые бы прямо разрешили в тех или иных конкретных случаях использовать упрощенный способ удостоверения доверенности (п. 4 ст. 185 ГК РФ), а также существенно расширили сферу ее применения. Так, Е.Л. Невзгодина справедливо предлагает разрешить упрощенный порядок удостоверения доверенностей неработающих пенсионеров в организации, в которой они трудились до выхода на пенсию*(36).
Наконец, нельзя признать допустимым наличие иных способов удостоверения доверенностей, которые не упомянуты в п. 3 ст. 185 ГК РФ, но есть в иных нормативных правовых актах. Поэтому для цели устранения имеющейся на сегодня по данному поводу коллизии предлагаем дополнить настоящую норму положениями о том, что приравненными к нотариальным являются также доверенности, удостоверенные главами и специально уполномоченными должностными лицами местных администраций поселения и муниципального района, в случае если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, а также доверенности, удостоверенные должностными лицами российских консульских учреждений.
По существу же, необходимость в качественном расширении (дополнении) установленного пунктом 3 ст. 185 ГК РФ перечня доверенностей, приравненных к нотариальным, на наш взгляд, сегодня не усматривается, что, впрочем, не исключает возможности появления таковой в будущем.
Е.Ф. Евсеев,
юрист,
член НП "Межрегиональное
цивилистическое общество"
"Гражданин и право", N 12, декабрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: СУ РСФСР. 1922. N 71. Ст. 904.
*(2) См.: Ведомости ВС РСФСР. 1964. N 24. Ст. 406.
*(3) См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
*(4) Невзгодина Е.Л. Представительство (гражданско-правовой аспект): Монография / Под ред. А.И. Казанника. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2007. С. 229. Подобным же образом высказывался о преимуществах письменной формы для доверенности В.А. Рясенцев (см.: Рясенцев В.А. Представительство в советском гражданском праве // Представительство и сделки в современном гражданском праве. М., 2006. С. 244-245).
*(5) Иогансен А.А., Долматовский А.М. Договоры и сделки: Практ. руководство с примерными образцами. Вып. III. Подряд. Договор поручения и доверенность. Комиссия. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1927. С. 62.
*(6) Рясенцев В.А. Указ. изд. С. 245. При этом относительно оформления доверенности в форме приказа ученый дополнительно и совершенно справедливо замечал, что "уполномочие, содержащееся в приказе, адресованном третьим лицам, может быть признано доверенностью, если будет установлено, что оно является сделкой, поскольку исходит от представляемого, действующего в качестве субъекта гражданского, а не административного права" (там же).
*(7) Невзгодина Е.Л. Указ. соч. С. 227.
*(8) Там же. С. 228.
*(9) Утв. ВС СССР 8 декабря 1961 г. // Ведомости ВС СССР. 1961. N 50. Ст. 525.
*(10) Утв. ВС СССР 31 мая 1991 г. // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 26. Ст. 733.
*(11) Возможность удостоверения доверенности на получение на почте писем, посылок или денег в самом почтовом отделении предусматривалась еще статьей 2317 ч. 1 т. Х Свода законов Российской империи ("Свод законов гражданских") (см.: Свод законов Российской империи. Кн. 3. Т. X / Под ред. и с прим. И.Д. Мордухай-Болотовского. СПб, 1912. С. 167).
*(12) Абрезова И.С. Проблемы правового применения норм гражданского права, регулирующих институт доверенности // Гражданский кодекс Российской Федерации: к 10-летию принятия: Материалы научн.-практ. конференции. Ставрополь, 2005. С. 6.
*(13) Спирина Т.Г. Удостоверение доверенностей // Нотариат и современное общество: проблемы и перспективы развития. Материалы межрегион. науч.-практ. конференции, посв. 10-летию со дня образования Нотариальной палаты Республики Мордовия. Саранск, 2006. С. 116.
*(14) Утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1 // Российская газета. 1993. N 49.
*(15) Утв. приказом Минюста России от 15 марта 2000 г. N 91 // Бюллетень Минюста России. 2000. N 4.
*(16) Утв. решением Правления ФНП от 7-8 июля 2003 г., протокол N 03/03 // Нотариальный вестник. 2003. N 11.
*(17) Невзгодина Е.Л. Указ. соч. С. 232.
*(18) Настольная книга нотариуса: В 2 т. Т. I: Учеб.-метод. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 2004. С. 26.
*(19) См. там же. С. 61.
*(20) Невзгодина Е.Л. Указ. соч. С. 233.
*(21) Напомним, что такая же норма содержалась в абз. 2 ст. 68 ГК РСФСР 1964 г.
*(22) См.: СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.
*(23) См.: СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.
*(24) Крылов С. Доверенность в практике государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним // Российская юстиция. 2003. N 12. С. 36.
*(25) Удостоверение доверенностей указанными лицами регулируется также Инструкцией о порядке удостоверения завещаний и доверенностей начальниками мест лишения свободы. Утв. Минюстом СССР 14 марта 1974 г. N К-15/184. Документ опубликован не был.
*(26) Невзгодина Е.Л. Указ. соч. С. 238.
*(27) Утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1 // Российская газета. 1993. N 49.
*(28) Утв. приказом Минюста России от 27 декабря 2007 г. N 256 // Российская газета. 2008. N 3.
*(29) Утв. Указом Президиума ВС СССР от 25 июня 1976 г. // Ведомости ВС СССР. 1976. N 27. Ст. 404.
*(30) Пешкова Л.Б., Тайлашев Б.В. Доверенность как односторонняя сделка и учет ее особенностей в предупреждении преступлений // Новые криминальные реалии и реагирование на них / Под ред. А.И. Долговой. М., 2005. С. 263.
*(31) Карпычев М.В. Форма доверенности: некоторые проблемы // Закон и право. 2009. N 5. С. 80.
*(32) Невзгодина Е.Л. Указ. соч. С. 243, 244.
*(33) Пузиков Р.В. Теоретико-правовой анализ доверенности как односторонней сделки: проблемы правоприменения // Юридические записки кафедры гражданского права и процесса: Сб. науч. статей, посв. 10-летию кафедры гражданского права и процесса ТГУ им. Г.Р. Державина. Вып. 2. Тамбов, 2006. С. 122.
*(34) Как тут не вспомнить упомянутую ранее статью 265 ГК РСФСР 1922 г., по которой нотариальное оформление доверенности требовалось для совершения по ней действий по отношению к правительственному органу или должностному лицу.
*(35) См.: Сучкова Н. Надо ли отучать нотариуса от удостоверения доверенностей? // Российская юстиция. 1998. N 10. С. 27-28.
*(36) См.: Невзгодина Е.Л. Указ. соч. С. 244.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
К вопросу о форме доверенности
Автор
Е.Ф. Евсеев - юрист, член НП "Межрегиональное цивилистическое общество"
"Гражданин и право", 2011, N 12