Годовой отчет 2011
Завершающим этапом учетного процесса за определенный период, осуществляемого в рамках бухгалтерского учета, является составление бухгалтерской отчетности. О том, что включает в себя бухгалтерская отчетность, а также какие к ней установлены требования, мы и расскажем в этой статье.
Для начала отметим, что бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Об этом сказано в статье 2 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), а также в пункте 4 положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н (далее - ПБУ 4/99). Заметим, что ПБУ 4/99 устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений.
Формы бухгалтерской отчетности организаций (за исключением кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений) утверждены Приказом Минфина Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 66н).
Согласно пункту 2 статьи 13 Закона N 129-ФЗ, пункту 5 ПБУ 4/99, Приказу N 66н бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности государственных (муниципальных) учреждений, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:
- бухгалтерского баланса (форма ОКУД 0710001);
- отчета о прибылях и убытках (форма ОКУД 0710002);
- приложений к ним:
- отчет об изменениях капитала (форма ОКУД 0710003);
- отчет о движении денежных средств (форма ОКУД 0710004);
- отчет о целевом использовании полученных средств (форма ОКУД 0710006).
Заметим, что указанную форму отчета рекомендуется применять при формировании соответствующих пояснений организациям, являющимся некоммерческими;
- иных приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;
На основании пункта 4 Приказа N 66н иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (далее - пояснения) оформляются в табличной и (или) текстовой форме. Содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно. При этом они могут воспользоваться примером составления подобных пояснений, приведенным в приложении N 3 Приказа N 66н.
- аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;
Напомним, что перечень случаев, когда проведение аудиторской проверки обязательно, установлен пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ). Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности (пункт 3 статьи 6 Закона N 307-ФЗ). В настоящее время эту функцию выполняет Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) "Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности", утвержденный Приказом Минфина Российской Федерации от 20 мая 2010 г. N 46н "Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности". Заметим, что этим же Приказом утверждены ФСАД 2/2010 "Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности" (далее - ФСАД 2/2010) и ФСАД 3/2010 "Дополнительная информация в аудиторском заключении" (далее - ФСАД 3/2010). При этом ФСАД 2/2010 устанавливает требования к форме и содержанию аудиторского заключения, содержащего модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, а также к порядку формирования модифицированного мнения. ФСАД 3/2010 устанавливает требования к форме и содержанию дополнительной информации, включаемой в аудиторское заключение.
- пояснительной записки.
Бухгалтерская отчетность общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), в силу пункта 4 статьи 15 Закона N 129-ФЗ, состоит из:
- бухгалтерского баланса (форма ОКУД 0710001);
- отчета о прибылях и убытках (форма ОКУД 0710002);
- отчета о целевом использовании полученных средств (форма ОКУД 0710006).
Обратите внимание! Организации-субъекты малого предпринимательства могут представлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе. На это указывает пункт 6 Приказа N 66н, а также пункт 17 Информации Минфина Российской Федерации N ПЗ-3/2010 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства". Они формируют бухгалтерскую отчетность из бухгалтерского баланса (форма ОКУД 0710001) и отчета о прибылях и убытках (форма ОКУД 0710002), в которые включают показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям). А в приложениях к ним приводят только наиболее важную информацию, без знания которой невозможно оценить финансовое положение организации.
Состав бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений определяется Министерством финансов Российской Федерации. На сегодняшний день государственные (муниципальные) автономные учреждения, государственные (муниципальные) бюджетные учреждения, в отношении которых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном инструкцией, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений".
Далее рассмотрим общие требования к бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), изложенные в разделе III ПБУ 4/99.
Согласно пункту 6 ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Напомним, что информация о финансовом положении формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса, информация о финансовых результатах деятельности организации - отчетом о прибылях и убытках, а информация об изменениях в финансовом положении организации - отчетом о движении денежных средств. На это же указывает и пункт 5.1.4 концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике Российской Федерации (одобрена методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине Российской Федерации, Президентским советом ИПБ РФ 29 декабря 1997 года).
При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Обратите внимание! Если при составлении бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация должна включить соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
Если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету, не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил. Но в этой ситуации факт неприменения правил бухгалтерского учета с соответствующим обоснованием должен сообщаться в пояснительной записке (абзац 2 пункта 4 статьи 13 Закона N 129-ФЗ). В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета будет рассматриваться как уклонение от их выполнения и будет признаваться нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
На основании пункта 7 ПБУ 4/99 при формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, то есть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.
В силу пункта 8 ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).
Организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому (пункт 9 ПБУ 4/99).
Обратите внимание! Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.
Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности.
Обратите внимание, что если организацией были внесены изменения в формы бухгалтерской отчетности, то ею должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.
Согласно пункту 10 ПБУ 4/99 по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному. Отметим, что для этого в бухгалтерском балансе содержатся графы, в которых по каждой статье приводятся показатели на отчетную дату, на 31 декабря предыдущего года и на 31 декабря года, предшествующего предыдущему. В отчете о прибылях и убытках содержатся графы для отражения показателей за отчетный период и за период предыдущего года, аналогичный отчетному.
Обратите внимание, что если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. При этом каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.
На основании пункта 11 ПБУ 4/99 статьи бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других отдельных форм бухгалтерской отчетности, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются (в типовых формах) или не приводятся (в формах, разработанных самостоятельно, и в пояснительной записке).
Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно, в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расходов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
В силу пункта 12 ПБУ 4/99 для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.
При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно (пункт 13 ПБУ 4/99).
Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года. При этом данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации организаций, включаются в их бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год (абзац 2 пункта 2 статьи 14 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 14 ПБУ 4/99 каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные:
- наименование составляющей части (то есть наименование формы бухгалтерской отчетности);
- указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность;
- наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы;
- формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности (то есть указывается единица измерения).
Согласно пунктам 15-17 ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке в валюте Российской Федерации и подписана руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. Отметим, что если в организации ведется бухгалтерский учет на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом, то бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации и руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.
Аудиторское заключение
Аудиторское заключение представляет собой официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. На это указывает пункт 1 статьи 6 Закона N 307-ФЗ.
Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения согласно пункту 3 статьи 6 Закона N 307-ФЗ, устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.
В настоящее время эту функцию выполняет Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) "Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности", утвержденный Приказом Минфина Российской Федерации от 20 мая 2010 г. N 46н "Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности" (далее - ФСАД 1/2010). Заметим, что этим же Приказом утверждены следующие стандарты:
- ФСАД 2/2010 "Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности" (далее - ФСАД 2/2010);
- ФСАД 3/2010 "Дополнительная информация в аудиторском заключении" (далее - ФСАД 3/2010).
При этом ФСАД 2/2010 устанавливает требования к форме и содержанию аудиторского заключения, содержащего модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, а также к порядку формирования модифицированного мнения. ФСАД 3/2010 устанавливает требования к форме и содержанию дополнительной информации, включаемой в аудиторское заключение.
Согласно пункту 3 ФСАД 1/2010 аудиторское заключение должно содержать:
- наименование "Аудиторское заключение";
- указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);
- сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;
- сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членами которой являются указанные аудиторская организация или индивидуальный аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций;
- перечень (состав) бухгалтерской отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, при этом, если аудитору (аудиторской организации, индивидуальному аудитору) становится известно, что проаудированная бухгалтерская отчетность будет включена в документ, который содержит прочую информацию, например, в годовой отчет, аудитор может, если форма представления это позволяет, указать те страницы, на которых будет представлена проаудированная бухгалтерская отчетность;
- распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской отчетности между аудируемым лицом и аудитором;
- сведения о работе, выполненной аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (объем аудита);
- мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;
- подпись аудитора;
- дату аудиторского заключения.
Аудиторское заключение, помимо вышеперечисленного, должно содержать утверждение о том, что бухгалтерская отчетность была проаудирована аудитором.
Следует отметить, что описание распределения ответственности в отношении бухгалтерской отчетности между аудируемым лицом и аудитором, а также объема аудита приводится в частях аудиторского заключения, озаглавленных "Ответственность аудируемого лица за бухгалтерскую отчетность" и "Ответственность аудитора" (пункт 4 ФСАД 1/2010).
При этом в части аудиторского заключения "Ответственность аудируемого лица за бухгалтерскую отчетность" должно быть приведено (пункт 5 ФСАД 1/2010):
- указание на уполномоченных аудируемым лицом лиц, отвечающих за составление и достоверность бухгалтерской отчетности в соответствии с правилами отчетности. Причем должны использоваться термины в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- описание ответственности указанных лиц за составление и достоверность бухгалтерской отчетности в соответствии с правилами отчетности. Такое описание должно включать заявление о том, что указанные лица несут ответственность за составление и достоверность бухгалтерской отчетности в соответствии с правилами отчетности и за систему внутреннего контроля, необходимую для составления бухгалтерской отчетности, не содержащей существенных искажений, допущенных вследствие недобросовестных действий или ошибок.
В части аудиторского заключения "Ответственность аудитора" на основании пункта 6 ФСАД 1/2010 приводится описание объема аудита и указывается, что:
- ответственность аудитора заключается в выражении мнения на основе проведенного аудита;
- аудит был проведен в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности, а также, что эти стандарты требуют соблюдения применимых требований профессиональной этики аудиторов (этических норм), планирования и проведения аудита таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность достоверна во всех существенных отношениях. При этом аудитор не должен указывать в аудиторском заключении на то, что аудит был проведен в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности, если аудитором не были выполнены все требования этих стандартов, уместные для применения в условиях конкретного аудиторского задания;
- аудитор полагает, что полученные в ходе аудита доказательства представляют достаточные и надлежащие основания для выражения мнения.
Обратите внимание, что если договором на проведение аудита бухгалтерской отчетности предусмотрено проведение аудита как в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности, так и с международными стандартами аудита, то в дополнение к указанию, что аудит проведен в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности, аудиторское заключение может содержать указание на международные стандарты аудита. Об этом сказано в пункте 7 ФСАД 1/2010. Однако такое указание может быть включено в аудиторское заключение только в случае, если не существует различий между требованиями федеральных стандартов аудиторской деятельности и требованиями международных стандартов аудита, которые могли бы привести аудитора к необходимости выражения разных мнений или невключения части, привлекающей внимание, в тех случаях, когда это требуется международными стандартами аудита.
Согласно пункту 8 ФСАД 1/2010 объем аудита описывается посредством включения в аудиторское заключение следующих положений:
- аудит включает проведение аудиторских процедур, направленных на получение аудиторских доказательств, подтверждающих числовые показатели в бухгалтерской отчетности и раскрытую в ней информацию;
- выбор аудиторских процедур является предметом суждения аудитора, которое основывается на оценке риска существенных искажений, допущенных вследствие недобросовестных действий или ошибок;
- аудит включает оценку надлежащего характера применяемой аудируемым лицом учетной политики и обоснованности оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку представления бухгалтерской отчетности в целом.
Как уже было сказано выше, аудиторское заключение должно включать часть, озаглавленную "Мнение", в которой приводится мнение аудитора по поводу того, отражает ли бухгалтерская отчетность достоверно во всех существенных отношениях:
- финансовое положение аудируемого лица по состоянию на отчетную дату;
- результаты его финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств за отчетный период в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности (далее - мнение). Напомним, что основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности указаны в положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н. Данное положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).
Согласно пункту 14 ФСАД 1/2010 аудитор может выразить в аудиторском заключении немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности.
При этом немодифицированное мнение аудитор должен выразить в случае, когда он приходит к выводу, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение аудируемого лица и результаты его финансовой деятельности в соответствии с правилами отчетности (пункт 15 ФСАД 1/2010).
Формулируется немодифицированное мнение в аудиторском заключении следующим образом: "бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение [аудируемого лица] по состоянию на [отчетная дата], результаты [его] финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств за [отчетный год] год в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности" (пункт 16 ФСАД 1/2010).
Модифицированное мнение в аудиторском заключении аудитор должен выразить, если (пункт 17 ФСАД 1/2010):
- на основании полученных аудиторских доказательств установлено, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, содержит существенные искажения;
- он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, чтобы установить, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенных искажений.
Отметим, что если аудитор установил, что бухгалтерская отчетность недостоверна, то он должен обсудить это обстоятельство с руководством аудируемого лица и в зависимости от требований правил отчетности и от принятых руководством аудируемого лица решений должен определить, есть ли необходимость модифицировать мнение в аудиторском заключении (пункт 18 ФСАД 1/2010).
В некоторых случаях на аудитора нормативными правовыми актами Российской Федерации возлагается обязанность по выполнению в ходе аудиторского задания дополнительной по отношению к предусмотренной федеральными стандартами аудиторской деятельности работы и составлению отчета о результатах этой дополнительной работы. В этой ситуации аудитор согласно пункту 19 ФСАД 1/2010 сообщает в аудиторском заключении о результатах такой дополнительной работы в отдельном разделе аудиторского заключения, озаглавленном, например, "Заключение в соответствии с требованиями [наименование, дата, номер нормативного правового акта]".
Обратите внимание, что включение в аудиторское заключение отдельного раздела с описанием результатов дополнительной работы, выполненной аудитором, должно быть сделано таким образом, чтобы было понятно, что обязанность по выполнению такой работы возложена на аудитора в дополнение к ответственности за аудит бухгалтерской отчетности, предусмотренной федеральными стандартами аудиторской деятельности (пункт 20 ФСАД 1/2010). В некоторых ситуациях от аудитора может потребоваться составление отдельного отчета или заключения по результатам выполненной дополнительной работы.
Если аудиторское заключение содержит отдельный раздел с описанием результатов дополнительной работы, выполненной аудитором в ходе аудиторского задания, то уместные в данных обстоятельствах заявления и описания, аналогичные предусмотренным в пункте 3 ФСАД 1/2010, должны быть включены в раздел "Заключение о бухгалтерской отчетности". Раздел "Заключение в соответствии с требованиями [наименование, дата, номер нормативного правового акта]" должен следовать за разделом "Заключение о бухгалтерской отчетности" (пункт 21 ФСАД 1/2010).
Согласно пункту 22 ФСАД 1/2010 аудиторское заключение подписывается:
- руководителем аудиторской организации или уполномоченным им лицом, имеющим квалификационный аттестат аудитора. Подпись должна включать наименование аудиторской организации, должность, фамилию и инициалы лица, подписавшего аудиторское заключение;
- индивидуальным аудитором. Подпись должна включать фамилию и инициалы индивидуального аудитора.
Аудиторское заключение должно быть датировано не ранее даты завершения процесса получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, на основании которых аудитор выражает мнение, включая доказательства того, что (пункт 23 ФСАД 1/2010):
- бухгалтерская отчетность подготовлена в полном объеме и включает соответствующее раскрытие информации;
- лица, обладающие соответствующими полномочиями, подтвердили, что они несут ответственность за данную бухгалтерскую отчетность.
Отметим, что дата аудиторского заключения предоставляет пользователю основание полагать, что аудитор учел влияние, которое оказали на бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение события и операции, возникшие до этой даты и известные аудитору.
Аудиторское заключение должно быть составлено в письменном виде (пункт 24 ФСАД 1/2010). Примеры аудиторских заключений приведены в приложении к ФСАД 1/2010.
К аудиторскому заключению на бумажном носителе должна быть приложена бухгалтерская отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована и подписана аудируемым лицом в соответствии с правилами отчетности (пункт 25 ФСАД 1/2010).
Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов.
Если в составе бухгалтерской отчетности представлена дополнительная информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности, наличие которой не требуется правилами отчетности, то аудитор должен установить, ясно ли из того, как представлена эта информация, что она не относится к проаудированной бухгалтерской отчетности (пункт 26 ФСАД 1/2010).
Если четкое представление о том, что дополнительная информация не относится к проаудированной бухгалтерской отчетности, отсутствует, то аудитор должен обратиться к руководству аудируемого лица с просьбой изменить характер представления дополнительной информации (пункт 27 ФСАД 1/2010). В случае отказа руководства аудируемого лица это сделать, аудитор должен указать в аудиторском заключении, что такая дополнительная информация не была им проаудирована.
Необходимо отметить, что характер представления дополнительной информации, в отношении которой может создаться ошибочное впечатление, что на нее распространяется аудиторское мнение, может быть изменен посредством, например:
- исключения любых ссылок в бухгалтерской отчетности на непроаудированные дополнительные данные или пояснения, чтобы имело место четкое разграничение между проаудированной и непроаудированной информацией;
- размещения непроаудированной дополнительной информации отдельно от бухгалтерской отчетности или в случаях, когда это невозможно, как минимум, разместив сгруппированную непроаудированную дополнительную информацию после информации, подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности, четко указав при этом: "без проведения аудита".
Обратите внимание! Тот факт, что дополнительная информация не была проаудирована, не освобождает аудитора от обязанности рассмотреть эту информацию на предмет выявления существенных несоответствий с проаудированной бухгалтерской отчетностью (пункт 29 ФСАД 1/2010).Требования, касающиеся рассмотрения аудитором непроаудированной прочей информации, устанавливаются соответствующим федеральным стандартом аудиторской деятельности. Напомним, что на сегодняшний день эту функцию выполняет правило (стандарт) N 27 "Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности".
Согласно пункту 30 ФСАД 1/2010 аудиторское заключение подготавливается в количестве экземпляров, согласованном аудитором и аудируемым лицом, причем аудитор и аудируемое лицо должны получить не менее чем по одному экземпляру аудиторского заключения с прилагаемой бухгалтерской отчетностью.
Внеоборотные активы
Внеоборотные активы отражаются в разделе I "Внеоборотные активы" бухгалтерского баланса. При этом в состав этого раздела бухгалтерского баланса входят следующие строки:
- нематериальные активы (1110);
- результаты исследований и разработок (1120);
- основные средства (1130);
- доходные вложения в материальные ценности (1140);
- финансовые вложения (1150);
- отложенные налоговые активы (1160);
- прочие внеоборотные активы (1170);
- итого по разделу I (1100).
Кратко рассмотрим содержание вышеназванных строк.
Нематериальные активы (1110)
По данной строке бухгалтерского баланса отражается информация об объектах нематериальных активов (далее - НМА), причем указывается остаточная стоимость этих объектов, которая определяется как разница между фактической (первоначальной) стоимостью НМА и амортизационными отчислениями (с учетом переоценки и обесценения) (пункт 35 положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н (далее - ПБУ 4/99), пункт 57 положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н (далее - положения N 34н)).
В составе НМА согласно пункту 4 положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2007, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. N 153н (далее - ПБУ 14/2007), при выполнении условий, установленных пунктом 3 ПБУ 14/2007, в частности, могут учитываться:
- произведения науки, литературы и искусства;
- программы для электронных вычислительных машин;
- изобретения;
- полезные модели;
- селекционные достижения;
- секреты производства (ноу-хау);
- товарные знаки и знаки обслуживания.
Также в составе НМА может учитываться деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).
Обратите внимание, что не являются НМА: расходы, связанные с образованием юридического лица (организационные расходы); интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду.
Результаты исследований и разработок (1120)
По данной строке бухгалтерского баланса отражается информация о расходах на завершенные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (далее - НИОКР), учитываемых на счете 04 "Нематериальные активы" обособленно, причем указывается сумма расходов, отраженная на счете 04 и не списанная на отчетную дату на расходы по обычным видам деятельности и (или) на прочие расходы. Данное положение следует из абзаца 3 пункта 16 положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" ПБУ 17/02, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. N 115н (далее - ПБУ 17/02), инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н (далее - инструкция по применению плана счетов).
В составе расходов на НИОКР, отражаемых обособленно на счете 04, учитываются затраты организации на выполненные собственными силами или с привлечением сторонних исполнителей работы, связанные с осуществлением научной (научно-исследовательской), научно-технической деятельности и экспериментальных разработок, определенные Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". При этом принимаются во внимание работы, по которым получены результаты (пункты 2, 5 ПБУ 17/02):
- подлежащие правовой охране, но не оформленные в установленном законодательством порядке;
- не подлежащие правовой охране в соответствии с нормами действующего законодательства.
В частности, в состав расходов на выполнение НИОКР согласно пункту 9 ПБУ 17/02 могут включаться:
- стоимость материально-производственных запасов и услуг сторонних организаций и лиц, используемых при выполнении указанных работ;
- затраты на заработную плату и другие выплаты работникам, непосредственно занятым при выполнении указанных работ по трудовому договору;
- отчисления на социальные нужды (в т.ч. страховые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС);
- стоимость спецоборудования и специальной оснастки, предназначенных для использования в качестве объектов испытаний и исследований;
- амортизация объектов основных средств и нематериальных активов, используемых при выполнении указанных работ;
- затраты на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других объектов основных средств и иного имущества;
- общехозяйственные расходы, в случае если они непосредственно связаны с выполнением данных работ;
- и так далее.
Основные средства (1130)
По этой строке бухгалтерского баланса отражается информация об объектах основных средств (далее - ОС), учитываемых в бухгалтерском учете на счете 01 "Основные средства", при этом указывается остаточная стоимость данных объектов (пункт 35 ПБУ 4/99, пункт 49 положения N 34н, Письмо Минфина Российской Федерации от 30 января 2006 г. N 07-05-06/16). Напомним, что остаточная стоимость ОС на отчетную дату определяется как разница между первоначальной стоимостью ОС и амортизационными отчислениями (с учетом переоценки, если таковая проводилась).
Обратите внимание, что объекты ОС, не подлежащие амортизации показываются по строке 1130 по первоначальной (восстановительной) стоимости.
К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты. На это указывает пункт 5 положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01).
В составе ОС также учитываются: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
Обратите внимание, что указанные активы принимаются организацией к бухгалтерскому учету в качестве ОС, если одновременно выполняются условия, установленные пунктом 4 ПБУ 6/01.
Организация вправе установить в своей учетной политике стоимостный критерий для принятия к учету актива, удовлетворяющего условиям пункта 4 ПБУ 6/01, в качестве объекта ОС (пункт 5 ПБУ 6/01). В случае если стоимость такого актива не превышает 40 тыс. рублей (или иного лимита, установленного организацией), он может учитываться в составе материально-производственных запасов.
Доходные вложения в материальные ценности (1140)
По данной строке отражается информация об ОС, учитываемых в бухгалтерском учете на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности", причем указывается их остаточная стоимость (пункт 35 ПБУ 4/99, пункт 49 положения N 34н).
В составе доходных вложений в материальные ценности на счете 03 учитываются ОС, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода (абзац 3 пункта 5 ПБУ 6/01).
Финансовые вложения (1150)
По этой строке показывается информация о финансовых вложениях организации, срок обращения (погашения) которых превышает 12 месяцев после отчетной даты (пункт 19 ПБУ 4/99, пункт 41 положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 126н (далее - ПБУ 19/02)).
При этом финансовые вложения, по которым можно определить в установленном порядке текущую рыночную стоимость, отражаются по строке 1150 на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату. Указанную корректировку организация может производить ежемесячно или ежеквартально (пункт 20 ПБУ 19/02).
Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, подлежат отражению по строке 1150 на отчетную дату по первоначальной стоимости за вычетом созданного по ним резерва (пункты 21, 24, 38 ПБУ 19/02).
К финансовым вложениям организации согласно пункту 3 ПБУ 19/02 могут относиться:
- государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя);
- вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ);
- предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования;
- вклады организации-товарища по договору простого товарищества, и прочие.
Для включения в состав финансовых вложений указанных выше активов необходимо единовременное выполнение условий, установленных пунктом 2 ПБУ 19/02.
Отложенные налоговые активы (1160)
По данной строке отражается информация об отложенных налоговых активах, признанных в бухгалтерском учете в соответствии с требованиями положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. N 114н (далее - ПБУ 18/02) (пункт 23 ПБУ 18/02).
Согласно пункту 14 ПБУ 18/02 под отложенным налоговым активом понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.
Обратите внимание, что организации вправе по строке 1160 отразить сальдированную (свернутую) сумму отложенного налогового актива, кроме случаев, когда законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрено раздельное формирование налоговой базы, что установлено пунктом 19 ПБУ 18/02.
Прочие внеоборотные активы (1170)
По этой строке отражается информация о прочих, не перечисленных выше, активах, срок обращения которых превышает 12 месяцев (пункт 19 ПБУ 4/99).
К прочим внеоборотным активам организации могут относиться:
- вложения во внеоборотные активы организации, учитываемые на соответствующих субсчетах счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", в частности затраты организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к учету в качестве объектов НМА или ОС, а также затраты, связанные с выполнением незавершенных НИОКР (пункт 41 положения N 34н, пункт 5, абзац 4 пункта 16 ПБУ 17/02, инструкция по применению плана счетов);
- расходы, относящиеся к будущим отчетным периодам и учитываемые на счете 97 "Расходы будущих периодов", например, разовый (паушальный) платеж за право пользования результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации. Отметим, что указанные расходы по строке 1170 отражаются при условии, что период списания этих расходов превышает 12 месяцев (пункт 65 положения N 34н, абзац 2 пункта 39 ПБУ 14/2007, пункт 16 положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008), утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 24 октября 2008 г. N 116н);
- стоимость многолетних насаждений, не достигших эксплуатационного возраста, учитываемая на счете 01 "Основные средства", субсчет 01-5 "Многолетние насаждения" (аналитический счет "Молодые насаждения"). На это указывают методические рекомендации по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций агропромышленного комплекса, утвержденные Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 13 июня 2001 г. N 654, пункт 4 ПБУ 6/01, письмо Минфина Российской Федерации от 14 августа 2006 г. N 03-06-01-02/33;
- суммы перечисленных авансов и предварительной оплаты работ, услуг, связанных со строительством объектов основных средств (письмо Минфина Российской Федерации от 24 января 2011 г. N 07-02-18/01 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2010 год") и так далее.
Итого по разделу I (1100)
Показатель этой строки представляет собой сумму показателей по строкам бухгалтерского баланса с кодами 1110-1170 и отражает общую стоимость внеоборотных активов, имеющихся у организации.
В заключение следует указать, что в вышеперечисленных строках раздела I "Внеоборотные активы" бухгалтерского баланса в соответствующих графах должны быть приведены показатели:
- в графе 3 - на отчетную дату отчетного периода, за который составляется отчетность;
- в графе 4 - на 31 декабря предыдущего года;
- в графе 5 - на 31 декабря года, предшествующего предыдущему.
В графе 1 "Пояснения" указывается номер соответствующего пояснения к бухгалтерскому балансу (абзац 2 пункта 28 ПБУ 4/99).
В. Семенихин,
эксперт журнала
"Российский бухгалтер", N 12, декабрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Журнал "Российский бухгалтер"
Учредитель и издатель ОАО "РОСБУХ"
Свидетельство о регистрации в качестве СМИ - ПИ N ФС77-39817 от 7 мая 2010 года
Адрес редакции: Москва, Б. Новодмитровская 14-2.
Тел. (495) 648-61-85.
E-mail: books@grossmedia.ru.