Правомерен ли отказ представителя нанимателя в приеме гражданина на муниципальную службу в связи с тем, что его непосредственным начальником становится бывшая супруга данного гражданина?
Отказ представителя нанимателя в приеме гражданина на муниципальную службу в связи с тем, что его непосредственным начальником становится бывшая супруга данного гражданина, является неправомерным.
Обоснование: Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) характеризует муниципальную службу как профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
На основании части 2 указанной статьи нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
Часть 3 статьи 2 Закона N 25-ФЗ гласит, что представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона N 25-ФЗ одним из принципов гражданской службы является равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.
Однако согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Закона N 25-ФЗ гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Закон N 15-ФЗ не содержит никаких указаний на бывших супругов.
Однако по смыслу положений СК РФ понятия супругов и бывших супругов разграничиваются. Например, глава 14 СК РФ, регулирующая алиментные обязательства супругов, именуется: "Алиментные обязательства супругов и бывших супругов".
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 48 СК РФ если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение 300 дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка, признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное (статья 52 СК РФ).
В данном пункте опять-таки прослеживается разграничение понятий супругов и бывших супругов.
Более того, исходя из буквального толкования словосочетания "бывшие супруги" следует, что определенные лица ранее были супругами, а теперь утратили свой статус в качестве таковых.
Таким образом, можно сделать вывод, что непосредственно бывшие супруги не попадают под действие пункта 2 статьи 4 Закона N 25-ФЗ.
Ю. Лермонтов,
советник государственной
гражданской службы III класса (Минфин)
15 декабря 2011 г.
"Российский бухгалтер", N 12, декабрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Журнал "Российский бухгалтер"
Учредитель и издатель ОАО "РОСБУХ"
Свидетельство о регистрации в качестве СМИ - ПИ N ФС77-39817 от 7 мая 2010 года
Адрес редакции: Москва, Б. Новодмитровская 14-2.
Тел. (495) 648-61-85.
E-mail: books@grossmedia.ru.