В государственном учреждении отсутствуют вредные и опасные производственные факторы, оказывающие влияние на работников. Должно ли учреждение проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда (она ни разу не проводилась)? Предусмотрена ли ответственность за непроведение аттестации?
На основании ст. 212 ТК РФ одной из обязанностей работодателя (в том числе и государственного учреждения) по обеспечению безопасных условий и охраны труда является необходимость проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Под аттестацией рабочих мест по условиям труда понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209 ТК РФ). Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.
В настоящее время аттестация рабочих мест по условиям труда должна проводиться в порядке, определенном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (далее - Порядок проведения аттестации).
Обратите внимание! Сроки проведения аттестации устанавливаются с учетом положения о том, что каждое рабочее место должно арестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию (п. 8 Порядка проведения аттестации).
Согласно п. 6 Порядка проведения аттестации аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация (юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда), привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.
Для организации и проведения аттестации учреждению необходимо создать аттестационную комиссию, состав которой, а также график проведения работ по аттестации нужно утвердить приказом учреждения.
В состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включаются специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации (п. 10 Порядка проведения аттестации). Кроме того, в ее состав могут входить руководители структурных подразделений учреждения, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты учреждения, медицинские и иные работники.
На аттестационную комиссию возлагаются следующие функции:
- руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах;
- формирование комплекта необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительных и методических документов и организация их изучения;
- составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, и указание факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ, которые необходимо измерять и оценивать исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, требований нормативных правовых актов, а также мест проведения этих измерений;
- подготовка предложений по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
- присвоение номера каждому рабочему месту;
- заполнение и подписание карт аттестации;
- подготовка предложения (при необходимости) о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя по обеспечению работника СИЗ, установления соответствующего режима труда и отдыха, а также других предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- по результатам аттестации разработка плана мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации. Комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение 10 календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю).
Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.
После проведения аттестации учреждению необходимо в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направить сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте РФ.
Что касается ответственности за непроведение аттестации, учреждение может быть привлечено к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ, что может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., на учреждение - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
И. Шкловец,
заместитель руководителя Роструда
1 ноября 2011 г.
"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"