Комментарий к письму Минфина РФ от 12 октября 2011 г. N 03-03-06/1/665
Развитая система реализации продовольственных товаров через сетевые магазины является наиболее привлекательной сферой деятельности для поставщиков товаров. Крупные торговые сети, осознавая данный факт, при заключении договоров поставки продовольственных товаров навязывают поставщикам условия, согласно которым последние должны выплачивать различного рода премии. Они обычно выплачиваются поставщиками за допуск на торговые площади сетевого магазина, за достижение определенных показателей, за приоритетную выкладку товаров и поддержание ассортимента, а также другие дополнительные услуги.
Подобные обстоятельства для поставщиков товаров оборачиваются увеличением расходов. Как следствие у них возникает вопрос: каким образом данные расходы учитываются в целях налогообложения?
Специалисты финансового министерства по данному вопросу дают разъяснения с учетом положений Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ. По их мнению, расходы на оплату премий, не предусмотренных пунктом 4 статьи 9 Закона N 381-ФЗ, в рамках договоров поставки продовольственных товаров в целях налогообложения прибыли не учитываются.
Такое категоричное мнение не добавляет оптимизма организациям-поставщикам. Однако, если разобраться, то все выглядит не так уж и безнадежно.
Оказание возмездных услуг
Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ установлены определенные ограничения в части заключения договоров поставки продовольственных товаров. В частности, при заключении договоров не допускается включение условий, предусматривающих выплату поставщиком вознаграждения по договору поставки продовольственных товаров за совершение покупателем действий по продвижению товаров, маркетингу, рекламе.
Кроме того, Минфин России в своем письме от 19.02.2010 N 03-03-06/1/85 разъяснил, что расходы поставщика в виде платы сетевым магазинам, предусмотренной договором поставки, за оказание услуг по рекламированию товаров и маркетингу, направленных на продвижение поставленных продовольственных товаров, не учитываются в целях главы 25 Налогового кодекса РФ.
Стоит отметить, что ограничения по принятию вышеуказанных расходов в целях налогообложения прибыли касаются расходов, осуществленных исключительно в рамках договоров поставки продовольственных товаров. Другими словами, такие затраты можно принять в налоговом учете, но только в рамках иных договоров.
Специалисты финансового министерства придерживаются такого же мнения. Оказание услуг по рекламированию товаров и маркетингу, направленных на продвижение поставленных продовольственных товаров может быть оформлено отдельным договором на возмездное оказание услуг. Кроме того, такое положение прямо закреплено в пункте 11 статьи 9 Закона N 381-ФЗ.
Из изложенного следует, что поставщики для принятия оплаты этих услуг в расходы, должны заключить отдельные соответствующие договоры. Однако о порядке учета расходов на услуги по продвижению товара в Налоговом кодексе РФ ничего не сказано. При этом контролирующие органы считают, что все услуги, так или иначе направленные на привлечение внимания потребителей к продукции конкретного поставщика, носят рекламный характер. Следовательно поставщик вправе принять в налоговые расходы затраты на продвижение товаров в размере не более 1 процента от выручки. Такой вывод сделан специалистами в отношении услуг по приоритетной выкладке товаров (письмо Минфина России от 12.08.2010 N 03-03-06/1/542), а также услуг по размещению полной ассортиментной линейки товара, поддержание необходимого запаса товаров в зале (письмо Минфина России от 27.04.2010 N 03-03-06/1/294).
Однако с этими выводами арбитражные судьи не соглашаются. В постановлении ФАС ЦО от 04.12.2008 N А35-6838/07-С21 было отмечено следующее. Несмотря на то что выкладка способствует реализации товара конкретного производителя, невозможно квалифицировать комплекс таких мер, как рекламная деятельность. Реклама должна содержать в себе какие-либо сведения. Никаких дополнительных сведений в результате выкладки товара покупатель не получает. Выкладка товаров не может быть признана рекламой, так как сведения, содержащиеся на упаковке товаров, рекламой не являются, а модель расположения товаров не содержит в себе никаких сведений о товаре, то есть не может быть признана рекламной информацией. Услуги по выкладке товара подлежат учету в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Такие же выводы прозвучали в постановлениях Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011 N 09АП-33493/2010-АК, ФАС МО от 13.07.2009 N КА-А40/6444-09.
В.А. Цыбусов,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 22, ноябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.