Комментарий к письму Минфина РФ от 29 сентября 2011 г. N 03-11-06/2/135
Граждане нашей страны наделены правом создавать некоммерческие партнерства для удовлетворения различных коллективных потребностей. Одной из таких форм объединения является дачное некоммерческое партнерство. В последнее время наметилась тенденция возрождения этого явления, некогда масштабного и характерного для нашей страны.
Но годы застоя в развитии нанесли огромный ущерб инфраструктуре дачных массивов. В настоящее время дачники объединяются в некоммерческие партнерства и за счет собственных средств пытаются создать комфортные условия для ведения хозяйства на дачных участках и просто для отдыха.
Таким образом, главной целью создания партнерства является не получение коммерческой выгоды от объединения, а ведение деятельности, не связанной напрямую с получением дохода. Хотя надо отметить, что некоммерческие партнерства могут вести и предпринимательскую деятельность, если она будет соответствовать целям, для достижения которых создавалось это объединение граждан.
Поскольку законодательство требует от созданных некоммерческих организаций постановки на налоговый учет в установленном порядке, возникают вопросы относительно налогообложения данных организаций. В частности, законодательством о налогах и сборах дачным некоммерческим партнерствам позволено применять упрощенную систему налогообложения.
Все члены партнерства связаны одной общей целью и для ее достижения они аккумулируют денежные средства в основном за счет членских и вступительных взносов, а также целевых взносов.
Специалисты финансового министерства разъяснили порядок обложения доходов некоммерческих партнерств. Из письма следует, что такие доходы не включаются в налогооблагаемую базу при применении упрощенной системы налогообложения. Однако существует условие - денежные средства должны быть использованы исключительно на ведение уставной деятельности, при этом данный факт должен иметь отражение в документах.
Учет доходов
Как уже было отмечено, основная часть средств, получаемых дачными объединениями, является целевыми поступлениями. Таковыми считаются вступительные, членские и паевые взносы, пожертвования, признаваемые в соответствии с гражданским законодательством, а также отчисления на формирование резерва, в установленном статьей 324 Налогового кодекса РФ порядке, на проведение ремонта общего имущества (письмо Минфина России от 30.09.2010 N 03-11-06/2/153).
В составе налогооблагаемых доходов целевые поступления не учитываются, но лишь при условии использования указанных взносов исключительно на содержание некоммерческой организации и (или) ведение ею уставной деятельности. В случае использования членских взносов не по назначению их суммы следует включать в налогооблагаемую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (письмо Минфина России от 09.01.2009 N 03-11-09/39).
Кроме того, налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (письмо Минфина России от 19.03.2009 N 03-11-06/2/46).
Однако, если дачное некоммерческое объединение взимает со своих членов пени за несвоевременную уплату взносов, то такие поступления расцениваются как внереализационные доходы и включаются в базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (письмо Минфина России от 28.04.2010 N 03-11-11/122).
Также стоит отметить, что в распоряжении объединения на конец налогового периода могут остаться неиспользованные средства целевого финансирования. Такие остатки не увеличивают налогооблагаемую базу, поскольку факт, что средства не потрачены, не свидетельствует об их нецелевом использовании (письмо Минфина России от 21.02.2007 N 03-11-04/2/42). Но если остатки размещены в банке и на них осуществляется начисление процентов, то сумму начисленных процентов необходимо включить в состав внереализационных доходов.
Коммунальные платежи
Дачное некоммерческое партнерство может заключать со специализированными компаниями договоры на оказание услуг по снабжению водой, электроэнергией, вывозу мусора и т.д. Такие услуги предоставляются на платной основе. В связи с этим объединения производят расчеты с поставщиками услуг за счет собранных средств. В данной ситуации оформление таких расчетов для целей налогообложения играет большую роль.
От того, как будут оформлены платежи, зависит и налогообложение некоммерческого партнерства. Здесь возможны два варианта.
Если коммунальные услуги оплачиваются за счет целевых поступлений (членских взносов), то собранные средства не включаются в налоговую базу по УСН (письмо Минфина России от 09.01.2009 N 03-11-09/39).
Однако, если оформлять средства, используемые на оплату коммунальных услуг, иным образом (например, как компенсацию коммунальных расходов), то они могут быть признаны контролирующими органами налогооблагаемым доходом.
Такая позиция вытекает из следующих соображений. В части учета целевых поступлений в целях налогообложения статья 251 НК РФ не разделяет ТСЖ, садовые, садово-огородные, иные потребительские кооперативы. Правила, которыми руководствуются эти налогоплательщики при применении общей системы налогообложения и УСН, также единообразны. В связи с этим порядок учета поступлений за коммунальные платежи у них будет аналогичным.
В ряде писем Минфина России отражено, что суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет организации, должны учитываться в составе доходов при определении базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (письма от 30.09.2010 N 03-11-06/2/153, от 27.04.2010 N 03-05-05-02/28).
Используя этот вывод по отношению к дачным объединениям, применяющим УСН, следует, что они должны учитывать в составе налогооблагаемых доходов суммы, уплачиваемые членами объединений в виде коммунальных платежей, если эти платежи не оформляются как членские взносы на текущие расходы объединения.
Таким образом, коммунальные платежи целесообразно осуществлять за счет членских взносов, которые согласно статье 1 Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ предназначаются для оплаты текущих расходов объединения. При оформлении этих платежей иным образом появляется риск предъявления претензий со стороны контролирующих органов.
Д.А. Начаркин,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 22, ноябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.