Организация осуществляет расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации. Реклама содержит информацию об организации, а не о производимых и реализуемых услугах. Правомерно ли учитывать вышеуказанные расходы для целей налогообложения прибыли организаций?
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 НК РФ. Этим пунктом установлено, что к расходам организации на рекламу в целях главы 25 НК РФ относятся, в частности, расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в т.ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети.
Анализируя подпункт 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ можно сделать вывод, что расходы учитываются в случае рекламы:
- производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг);
- деятельности налогоплательщика;
- товарного знака и знака обслуживания.
При этом главой 25 НК РФ не установлено положений, в соответствии с которыми организации для учета расходов на рекламу необходимо рекламировать одновременно все вышеперечисленные критерии.
Таким образом, расходы на эти мероприятия через средства массовой информации, содержащие сведения об организации, а не о производимых и реализуемых услугах, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.
Оснований для того чтобы не признать вышеуказанные расходы нет, поскольку они обоснованы и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Кроме того, они полностью подпадают под норму подпункта 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ, которой перечислен перечень расходов на рекламу, учитываемых для целей налогообложения. Эта статья не содержит условий об обязательной рекламе одновременно всего перечня.
Аналогичного мнения придерживается ФАС Северо-Западного округа в своем постановлении от 01.11.2007 N А42-13258/04-5.
Сразу следует оговориться, что суд рассматривал ситуацию исходя из понятия "реклама", установленного в прекратившем свое действие Федеральном законе от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе", но на данную ситуацию и вывод это не влияет.
Суд, анализируя положения вышеуказанного Федерального закона и НК РФ, отметил, что целью рекламы является, в частности, формирование или поддержание интереса к юридическому лицу. Формирование или поддержание интереса к компании, создание положительного имиджа общества с помощью рекламы способствуют привлечению инвесторов, деловых партнеров, расширению рынка сбыта продукции, и, следовательно, направлены на получение в дальнейшем доходов.
Организация представила счета-фактуры, отчеты и акты выполненных работ.
Д.В. Осипов,
консультант отдела налогообложения прибыли организаций департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ
15 ноября 2011 г.
"Нормативные акты для бухгалтера", N 22, ноябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.