Организация занимается добычей песка на принадлежащем ей земельном участке, не имея при этом соответствующей лицензии. Правомерно ли привлечение данной организации к ответственности, предусмотренной ст. 7.3 КоАП РФ?
Статья 7.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.92 г. N 2395-1 "О недрах" (в ред. от 18.07.11 г.) предоставление недр в пользование, в том числе органам государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия - документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
На основании ст. 9 Закона N 2395-1 в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление этих видов деятельности или привлекать для их осуществления лиц, имеющих такие разрешения (лицензии). В силу ст. 19 Закона N 2395-1 собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Закона N 2395-1 установлено, что к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования, в частности, относится формирование совместно с субъектами Российской Федерации региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и выделение участков недр местного значения. Так, распоряжением Правительства Москвы и Минприроды России от 7.09.09 г. N 42-р/2342-РП утвержден Перечень общераспространенных полезных ископаемых города Москвы, в который входят также пески (кроме формовочных, стекольных, абразивных, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащих рудные минералы в промышленных концентрациях). Кроме того, в силу ст. 16 Закона N 2395-1 порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения (в том числе участками недр местного значения, используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Например, согласно Порядку добычи собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных сооружений для своих нужд, устройства и эксплуатации ими бытовых колодцев и скважин на территории Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 2.12.09 г. N 1061/51, владелец земельного участка имеет право по своему усмотрению в его границах осуществлять:
1) добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, без применения взрывных работ для своих нужд на глубину до пяти метров;
2) строительство подземных сооружений (овощных, выгребных ям, котлованов и т.п.) без применения взрывных работ для своих нужд на глубину до пяти метров; для осуществления данной деятельности получение лицензии на право пользования недрами не требуется.
Под "своими нуждами" понимаются потребности владельца земельного участка, не связанные с использованием результатов деятельности, указанной в п. 2, в коммерческих целях, в том числе для производственных нужд, в технологических целях, влекущих получение прибыли.
Из изложенного следует, что цели добычи песка (для собственных нужд или предпринимательской деятельности) в отличие от строительства подземных сооружений значения не имеют.
Учитывая изложенное, если организация занимается добычей песка на принадлежащем ей земельном участке при соблюдении условий, предусмотренных ст. 19 Закона N 2395-1 и нормативными актами субъекта Российской Федерации, привлечение ее к ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ неправомерно. Данный вывод подтверждается судебной практикой (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.04.09 г. N А44-3570/2008). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.3 КоАП РФ (в части пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) на основании части первой ст. 23.22.1 КоАП РФ.
Материал подготовлен специалистами Центра методологии
бухгалтерского учета и налогообложения
1 ноября 2011 г.
"Аудиторские ведомости", N 11, ноябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а