Является ли в 2011 году формирование резерва сомнительных долгов элементом бухгалтерской учетной политики или обязанностью организации и какова периодичность отчислений в этот резерв в бухучете?
Сомнительной считается любая дебиторская задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 70 Положения по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, далее - Положение по бухучету).
До 1 января 2011 года прежняя редакция пункта 70 Положения по бухучету устанавливала право организаций создавать такой резерв и каждая организация решала самостоятельно, делать это или нет. Свой выбор организация должна была отразить в бухгалтерской учетной политике.
Однако если у организации возникает сомнительная дебиторская задолженность с 1 января 2011 года, то она обязана создать резерв сомнительных долгов (новая редакция п. 70 Положения по бухучету). Это императивная норма. Ее применение обязательно вне зависимости от того, отразила организация подобное решение в учетной политике или нет. Поэтому в 2011 году формирование резерва сомнительных долгов в бухучете не является элементом учетной политики.
В отношении периодичности отчислений в резерв сомнительных долгов необходимо отметить следующее. Бухгалтерским законодательством не установлена периодичность отчислений в этот резерв. Величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением (п. 3 ПБУ 21/2008). Отчисления в этот резерв признаются изменением оценочного значения (п. 4 ПБУ 21/2008).
В соответствии с пунктом 4 ПБУ 21/2008 изменение оценочного значения, за исключением изменения, указанного в пункте 5 этого положения, подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы или расходы организации (перспективно):
- периода, в котором произошло изменение, если такое изменение влияет на показатели бухгалтерской отчетности только данного отчетного периода;
- периода, в котором произошло изменение, и будущих периодов, если такое изменение влияет на бухгалтерскую отчетность данного отчетного периода и бухгалтерскую отчетность будущих периодов.
Поскольку отчисления в резерв сомнительных долгов являются изменением оценочного значения, которое, в свою очередь, отражается в бухучете в составе расходов текущего отчетного периода, то и отчисления в резерв следует отражать с той периодичностью, с которой организация формирует бухгалтерскую отчетность: или ежеквартально, или ежемесячно. Основание - статья 14 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ и пункт 4 ПБУ 21/2008.
Обратите внимание: если организация формирует подобный резерв и в бухгалтерском, и в налоговом учете, отчисления в него в бухучете целесообразно осуществлять с той периодичностью, которая применяется для целей исчисления налога на прибыль.
Е.В. Орлова,
директор департамента внутреннего аудита ООО "Комо"
15 ноября 2011 г.
"Российский налоговый курьер", N 22, ноябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99