Перспективы финансового обеспечения системы обязательного медицинского страхования
От редакции:
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование то повышают, то опять обещают снизить. На какие средства может рассчитывать система ОМС в этих условиях в ближайшем будущем и в перспективе? Почему скорую помощь переводят в систему ОМС? Каковы перспективы приоритетного национального проекта на фоне "всепоглощающей экспансии" ОМС?
Разобраться во всем этом далеко не просто - ведь получить внятную и однозначную информацию просто неоткуда. Наш журнал, как обычно, в подобных ситуациях старается внести ясность. Из материала нашего постоянного эксперта вы узнаете и то, как вышеприведенные вопросы связаны друг с другом, и что в этих хитросплетениях ожидает систему ОМС.
Шеф-редактор Н.Г. Куракова
Принятие Федерального закона Российской Федерации от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", увеличение с 2011 года размера страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования с 3,1% до 5,1%, перспективы законодательного закрепления минимального размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и другие меры на фоне постепенного преодоления последствий финансового кризиса, вызвали у медицинской общественности проблеск надежды на улучшение финансового обеспечения здравоохранения, и, прежде всего - системы ОМС.
Поэтому информация о готовящемся снижении тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды была воспринята с большой настороженностью, а нередко - даже с разочарованием. Тем более, что увеличение финансирования непосредственно системы ОМС за счет повышения страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования с 3,1% до 5,1%, было отложено фактически на два года из-за начала реализации программ модернизации.
Финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения, как известно, осуществляется за счет доходов, поступающих в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в связи с увеличением страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 2%, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования. За период 2011-2012 годов на эти цели предусматривается направить средства обязательного медицинского страхования в общей сумме 460,0 млрд. рублей.
Из этих 2-х процентов непосредственно в систему ОМС пошло не так уж и много (в основном - это средства, направляемые на внедрение стандартов). Особенно учитывая, что часть средств достанется федеральным учреждениям, которые в системе ОМС работают не очень активно (то есть, если бы не было программ модернизации, практически все средства пошли бы в региональные и муниципальные учреждения здравоохранения). А суммы это немалые. Например, объем субсидий, направляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в 2012 году составит 194,9 млрд. рублей, при том, что суммарно на региональные программы модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и программы модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, в бюджете Федерального фонда ОМС на 2012 год запланировано 244,1 млрд. руб. То есть, регионы только в 2012 году "потеряют" почти 50 млрд. руб. или примерно по 600 млн. рублей в среднем в расчете на 1 субъект Российской Федерации.
Конечно, эти средства все равно остаются в здравоохранении и программы модернизации содержат очень много разумных положений. Они реализуются в целях повышения доступности медицинской помощи. Основная цель модернизации здравоохранения - создание оптимальных систем организации здравоохранения, ориентированных не на расширение сети медицинских организаций, а на повышение эффективности их деятельности, работающих в соответствии со стандартами по оказанию медицинской помощи гражданам Российской Федерации, расширение профилактической направленности здравоохранения, способной предотвратить ухудшение состояния здоровья населения страны.
В этой связи модернизация здравоохранения должна найти отражение, главным образом, в укреплении поликлинического звена, функционирование которого направлено на раннее выявление заболеваний, рационализации использования (сокращения) коечного фонда, решении вопросов обеспеченности медицинскими кадрами учреждений здравоохранения, внедрении информационных систем в здравоохранении и стандартов оказания медицинской помощи.
Вопрос лишь в том, насколько "правильные положения" программ модернизации удастся реализовать? С учетом того, в каком авральном режиме они готовились, и как на практике принимались - вопрос этот не праздный.
Второй напрашивающийся вопрос касается того, насколько программы модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, вписываются в общую логику усиления первичного звена и проведения единой политики в сфере здравоохранения, если учесть, что федеральные учреждения плохо взаимодействуют с региональной и муниципальной системами здравоохранения.
Тем не менее, основные опасения связаны все же с ожидающимся снижением тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30%, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20%.
В связи с эти попытаемся разобраться, как же на самом деле снижение страховых взносов скажется на финансовом обеспечении системы обязательного медицинского страхования.
Прежде всего, отметим, что опасения, связанные с резким ухудшением финансирования из-за снижения страховых взносов, сильно преувеличены. Во-первых, официально объявлено о снижении тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды лишь на 2012-2013 годы. После чего планируется кардинально пересмотреть налоговую систему и систему страховых взносов.
Во-вторых, как уже отмечалось в предыдущем номере журнала, в соответствии с пунктом 2) статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" средства обязательного медицинского страхования формируются в том числе и за счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование. То есть, Федеральный бюджет должен компенсировать снижение поступления средств из-за уменьшения размера страховых взносов. И в этом несомненное достоинство нового закона. Критиковали его много и с упоением. Зачастую не справедливо. И сейчас подходящий момент отдать ему должное хотя бы в этой части.
В-третьих, произойдет отказ от "плоской" шкалы и возврат к "регрессивной" шкале, то есть убывающей по мере роста заработка (с установлением ставки тарифа страховых взносов сверх установленной облагаемой базы 512 тыс. рублей в размере 10% для плательщиков страховых взносов, для которых установлен базовый тариф). Хотя, на первый взгляд, это выглядит как мера, еще больше снижающая сумму уплачиваемых взносов, на самом деле это не так. Дело в том, что сейчас сверх выплаченной работнику в виде заработной платы и т.д. суммы 463 тыс. рублей, полученной нарастающим итогом с начала года (примерно 38,5 тыс. рублей в месяц), страховые взносы в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" вообще не уплачиваются.
Наконец, отметим, что хотя политическое решение о снижении размера страховых взносов в государственные внебюджетные фонды принято, законодательно оно не закреплено.
Тем не менее, работа по формированию бюджета на следующий год и на плановый период 2013 и 2014 годов активно ведется с учетом того, что необходимо изыскать средства для компенсации выпадающих доходов.
Правительство Российской Федерации одобрило подготовленные Министерством финансов "Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов", анализ ряда положений которого содержится в данной публикации.
В соответствии с этим документом при формировании основных характеристик федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предлагается в основном исходить из сохранения сложившегося уровня расходов федерального бюджета в процентах к ВВП (без учета компенсации бюджетам государственных внебюджетных фондов доходов, выпадающих в результате снижения ставки страховых взносов) и его снижения в 2014 году (таблица 1):
Таблица 1
Формирование основных характеристик федерального бюджета на 2012-2014 годы (млрд. рублей)
Показатель | 2011 год (закон)* | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
Доходы | 10 303,4 | 10 627,8 | 11 687,6 | 12 645,5 |
%% к ВВП | 19,3 | 18,5 | 18,4 | 18,0 |
Расходы (без учета компенсации выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ) | 11 022,5 | 11 961,9 | 13 156,3 | 14 293,9 |
%% к ВВП | 20,7 | 20,8 | 20,7 | 20,3 |
Компенсация выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов в связи со снижением тарифов страховых взносов | - | 236,4 | 275,6 | - |
Расходы (с учетом компенсации выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ) | 11 022,5 | 12 198,3 | 13 431,9 | 14 293,9 |
%% к ВВП | 20,7 | 21,2 | 21,2 | 20,3 |
Дефицит | -719,1 | -1 570,5 | -1 744,3 | -1 648,4 |
%% к ВВП | -1,3 | -2,7 | -2,7 | -2,3 |
* здесь и далее Федеральный закон о федеральном бюджете от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" |
Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов характеризуется некоторой стабилизацией, после существенного снижения в 2009 году, доходов на уровне 35,4-34,6%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,6% до 37,1% к ВВП и дефицита с 3,1% до 2,5% к ВВП (таблица 2):
Таблица 2
Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации (млрд. рублей)
Обращаем внимание на то, что по строке "- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов", в которой показаны соответствующие доходы территориальных фонды обязательного медицинского страхования, на 2012-2014 годы стоят нули. Это связано с тем, что с 2012 года все средства будут аккумулироваться в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, а территориальные фонды обязательного медицинского страхования будут получать их как раз в виде межбюджетных трансфертов (субвенций).
Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 53,3% в 2011 году до 51,9% в 2014 году, в расходах - возрастет с 36% в 2011 году до 38,5% в 2014 году. Это опять-таки, связано с межбюджетными трансфертами - в первую очередь - на компенсацию выпадающих доходов.
В целом, расходы в области социальной политики планируются со значительным ростом в 2012 и 2013 годах, в основном, за счет мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Так, в связи с поставленной задачей на 4% снизить ставку в 2012-2013 годах, на компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи со снижением тарифов страховых взносов в 2012-2013 годах резервируются бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2012 году на сумму 236,4 млрд. рублей и в 2013 году - на 275,6 млрд. рублей.
Помогут решить задачу поиска дополнительных средств в федеральном бюджете для компенсации внебюджетным фондам выпадающих доходов, как эти ни парадоксально, сами же средства ОМС. В частности, в 2013 и 2014 годах предполагается уменьшение расходов федерального бюджета на здравоохранение. Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере здравоохранения в 2012-2014 годах составит соответственно 498,8 млрд. рублей, 454,0 млрд. рублей, 445,0 млрд. рублей. Проще говоря, федеральный бюджет сэкономит на самом здравоохранении. Правда, это будет не банальное сокращение финансирования, а передача обязательств финансирования ряда расходов с федерального бюджета в систему ОМС.
Эта экономия выразится, в основном, в том, что в рамках проводимой реформы здравоохранения финансирование целого ряда направлений приоритетного национального проекта "Здоровье" планируется осуществлять за счет средств обязательного медицинского страхования. Это касается денежных выплат врачам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам, работающим с названными врачами в муниципальных учреждениях, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, а также врачам, фельдшерам и медсестрам, по проведению мероприятий по дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Проще говоря, эти расходы перекладываются с федерального бюджета на систему ОМС. А с введением в систему ОМС скорой медицинской помощи и расходы, связанные с денежными выплатами работникам скорой помощи, очевидно, также будут финансироваться за счет средств ОМС. Вот она разгадка того, почему скорую помощь включают в систему ОМС!
Как видим, часть средств от прибавляющихся 2% страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающих будет направлена на цели, которые ранее покрывались за счет федерального бюджета. И реальное улучшение финансового обеспечения системы ОМС будет не так уж и велико.
В связи с вышесказанным будут меняться и межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию приоритетного национального проекта. В 2013-2014 годах они прекращаются.
Основные направления расходования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования, представлены в таблице 3.
Таблица 3
Межбюджетные трансферты бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования (млрд. рублей)
2011 год (закон) | 2012 год | 2013 год | 2014 год | ||||
проект | в % к предыдущему году | проект | в % к предыдущему году | проект | в % к предыдущему году | ||
Всего | 21,2 | 23,3 | 109,9 | 18,8 | 80,7 | 18,8 | 100,0 |
в том числе: | |||||||
Компенсация выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков | 16,3 | 18,4 | 112,9 | 18,8 | 102,2 | 18,8 | 100,0 |
Администрируемые расходы: | 4,9 | 4,9 | 100,0 | 0,0 | - | 0,0 | - |
Проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | 0,9 | 0,9 | 100,0 | - | - | - | - |
Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан | 4,0 | 4,0 | 100,0 | - | - | - | - |
В составе межбюджетных трансфертов бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусматриваются средства на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженного тарифа страховых взносов для отдельных категорий страхователей: 18,4 млрд. рублей в 2012 году и 18,8 млрд. рублей в 2013-2014 годах ежегодно.
Кроме того, в составе межбюджетных трансфертов, направляемых бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2012 году, будут учитываться расходы на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан. С 2013 года финансовое обеспечение дополнительной диспансеризации работающих граждан и проведение дополнительной диспансеризации детей-сирот будет осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования.
Итак, реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" продолжится, но в ряде случаев уже за счет средств ОМС.
При этом ряд мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" предусматривается осуществлять как за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, так и за счет средств обязательного медицинского страхования (реализация комплекса мер по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела, расширение объемов и разработка мероприятий по повышению эффективности лечения бесплодия в браке с применением репродуктивных технологий, развитие неонатальной хирургии).
Бюджетные ассигнования на реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье" характеризуются следующими данными (таблица 4):
Таблица 4
Бюджетные ассигнования на реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье" в 2012-2013 годах и длящихся мероприятий в 2014 году (млрд. руб.)
2011 год (закон) | 2012 год | 2013 год | 2014 год | ||||
Проект | %% к предыдущему году | Проект | %% к предыдущему году | Проект | %% к предыдущему году | ||
Всего | 135,1 | 146,9 | 108,7 | 110,4 | 75,2 | 104,5 | 94,6 |
в том числе: | |||||||
Совершенствование организационно-финансового механизма обеспечения населения Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощью | 42,2 | 50,6 | 120,0 | 50,6 | 100,0 | 50,6 | 100,0 |
Закупки диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатита В и С | 19,0 | 19,1 | 100,5 | 19,5 | 102,1 | 19,5 | 100,0 |
Мероприятия по иммунизации населения | 5,64 | 5,64 | 100,0 | 6,1 | 108,2 | 6,1 | 100,0 |
Обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечение больных туберкулезом, профилактические мероприятия | 2,80 | 2,82 | 101,7 | 5,3 | 187,9 | 5,3 | 100,0 |
Совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями* | 3,44 | 5,88 | 170,9 | 5,88 | 100,0 | ||
Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (в том числе приобретение санитарного автотранспорта) | 3,23 | 5,93 | 183,6 | 5,93 | 100,0 | 5,93 | 100,0 |
Совершенствование организации онкологической помощи населению | 6,92 | 6,92 | 100,0 | 6,92 | 100,0 | 6,92 | 100,0 |
Мероприятия по развитию службы крови | 4,2 | 5,0 | 119,0 | 5,0 | 100,0 | 5,0 | 100,0 |
Осуществление денежных выплат участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам, работающими с названными врачами в муниципальных учреждениях* | 21,72 | 21,8 | 100,4 | ||||
Осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, а также врачам, фельдшерам и медсестрам скорой медицинской помощи* | 10,2 | 10,2 | 100,0 | ||||
Дополнительная диспансеризация работающих граждан | 4,0 | 4,0 | 100,0 | - | - | - | - |
Иные | 11,8 | 9,0 | 76,4 | 5,17 | 57,3 | 5,05 | 97,7 |
* С 2013 года переходит на финансовое обеспечение за счет ОМС. |
Бюджетные ассигнования федерального бюджета на лекарственное обеспечение формируются с учетом уточнения численности получателей лекарственных средств на основании данных Федерального регистра, а также с учетом сложившейся в текущем году динамики цен, связанной с введением предельных надбавок на лекарственные средства, совершенствованием законодательства в сфере закупок лекарственных средств.
В рамках данного направления в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 13% увеличены расходы на закупку лекарственных средств, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей. Объем бюджетных ассигнований на указанные цели в 2012-2014 годах составит 54,2 млрд. рублей ежегодно.
Сохраняются объемы межбюджетных трансфертов, направленных на решение проблем в здравоохранении, предусмотренные на осуществление организационных мероприятий по обеспечению граждан лекарственными средствами, на осуществление отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения.
В рамках продолжения реформы в системе здравоохранения с 2012 года предусматривается изменение источников финансирования некоторых других мероприятий в сфере здравоохранения, ранее осуществляемых за счет бюджетных ассигнований.
Так, с 2012 года, в соответствии с законодательством Российской Федерации о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации, предусматривается передать обеспечение деятельности 32 федеральных государственных учреждения Роспотребнадзора, осуществляющих дезинфекционную деятельность, в ведение субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации были озвучены предложения о передаче на уровень субъектов Российской Федерации и федеральных учреждений здравоохранения, что еще больше увеличит нагрузку на фонды обязательного медицинского страхования, сняв их с федерального бюджета.
В завершение отметим, что о многом говорит и то, что при оценке параметров бюджетов субъектов Российской Федерации учитывалась следующие предполагаемые меры:
- индексация заработной платы работникам бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений в 2012 году темпами и в размерах, планируемых для федеральных бюджетных учреждений;
- ежегодное увеличение расходов в связи с увеличением размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
- снижение тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Итак, теоретически в ближайшие годы не ожидается каких-либо серьезных негативных последствий для системы ОМС в связи со снижением тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Очень хочется надеяться, что и на практике будет также.
А что касается более отдаленной перспективы, то, как уже указывалось, с 2014 года предполагается провести реформирование налоговой системы, очертания которой еще только прорисовываются. И если это реформирование будет глобальным, затрагивающим и систему страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (очевидно, так оно и будет), положение Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", предполагающее компенсацию выпадающих доходов в связи со снижением страховых взносов, скорее всего уже не будет распространяться на новую систему взносов (налогов). Но эту тему обсуждать пока еще рано.
Ф.Н. Кадыров
"Менеджер здравоохранения", N 9, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru