Арбитражная практика: как её применять
Это только в учебниках говорится, что наше право не признаёт судебных прецедентов. На самом деле общеизвестно, что анализ арбитражной практики может помочь в споре с налоговой инспекцией и другими контролёрами. И Минфин, и ФНС признают необходимость учёта мнения судов.
Напомним, что арбитражные суды делятся на четыре уровня:
- арбитражи первой инстанции;
- апелляционная инстанция;
- кассационная инстанция;
- Высший арбитражный суд РФ.
По первой инстанции дела рассматривает арбитраж субъекта РФ. Его решения (не вступившие в силу) могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции того же субъекта РФ. Вступившие в силу решения судов первой инстанции, которые рассматривались в апелляционном суде, можно обжаловать в арбитражный суд кассационной инстанции, т.е. в федеральный арбитражный суд округа. Сюда же могут быть обжалованы и постановления апелляционного суда.
Судебные акты арбитражных судов всех трёх инстанций (первой, апелляционной и кассационной) могут быть пересмотрены в порядке надзора ВАС России (ч. 1 ст. 292 АПК РФ).
Осталось понять, какие именно решения можно и нужно принимать во внимание, а какие нет.
Примечание. Постановления принимаются КС РФ в случаях, когда необходимо выработать новую правовую позицию, если вопрос, поставленный в заявлении, ранее Конституционным судом не рассматривался.
Определение КС РФ выносится тогда, когда по рассматриваемому вопросу уже сформирована правовая позиция Конституционного суда и именно она используется для разрешения запроса или жалобы конкретного налогоплательщика. В определении может быть уточнена правовая позиция КС РФ.
Решения Конституционного суда - бумага-"броня"
Решения Конституционного суда РФ обязательны на всей территории России для всех - и для налогоплательщиков, и для налоговых инспекций, и для судов (ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Так что решения Конституционного суда выше и важнее любого документа, принятого другими судами, в том числе ВАС России.
Позиция Конституционного суда может оформляться в виде постановления или определения.
По значению и общеобязательности применения постановления и определения между собой равны.
Официальным толкователем позиции Конституционного суда является сам Конституционный суд (ст. 83 КС РФ). Толкование производится путём вынесения отдельного определения.
Если Конституционный суд по вопросу, аналогичному вашему, высказался не в вашу пользу, то можно складывать оружие. В подобной ситуации шансов выиграть спор практически нет.
Решения ВАС России - практически бумага-"броня"
Высший арбитражный суд РФ - это высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, который, помимо прочего, осуществляет судебный надзор за деятельностью этих судов и даёт разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127 Конституции РФ). Это означает, что позицию ВАС России, выраженную в его судебных актах, принимают во внимание участники налоговых споров. Причём это касается не только налогоплательщиков.
ФНС России в письме от 09.02.11 N ММВ-7-7/147 "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах" предписывает налоговым инспекциям принимать во внимание сложившуюся устойчивую судебную практику. Так, перед подачей жалоб и заявлений о пересмотре судебных актов руководство налоговой службы советует провести анализ постановлений Президиума ВАС России, постановлений Пленума ВАС России, информационных писем ВАС России, а также судебных актов иных судов по аналогичным спорам с аналогичной аргументацией. И уже по результатам такого анализа налоговая служба рекомендует оценивать целесообразность дальнейшего продолжения судебных разбирательств.
ВАС России: внимание на...
Устное заявление руководителя канцелярии суда о том, как обычно разрешается то или иное дело, - это тоже ценный источник информации. Однако это не мнение Высшего арбитражного суда РФ, на которое можно сослаться в обоснование своей позиции. Даже не каждый документ, исходящий из этого суда, выражает мнение ВАС России.
Решения ВАС
В качестве суда первой инстанции ВАС России выносит решения по делам:
- об оспаривании нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (в том числе писем Минфина и ФНС России), нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- о признании недействительными полностью или частично ненормативных актов федеральных органов государственной власти, которые не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы организаций и граждан.
Таким образом, если позиция, приведённая в решении ВАС России, подходит к вашему случаю, можно смело на неё ссылаться.
Кстати, решения ВАС России по таким делам вступают в силу немедленно после их принятия (ч. 2 ст. 180 АПК РФ).
Определения ВАС России
Для налогоплательщиков могут иметь значение следующие определения:
- о передаче дела в Президиум ВАС России для пересмотра в порядке надзора судебных актов, принятых по данному делу;
- об отказе в передаче дела в Президиум ВАС России для пересмотра в порядке надзора;
- об отказе в передаче дела в Президиум ВАС России и направлении его на рассмотрение в суд кассационной инстанции;
- об отказе в передаче дела в Президиум ВАС России с возможностью пересмотра по новым обстоятельствам.
Определения о передаче дела - ценный, но временный документ. Изложенная в нём позиция служит основанием для передачи дела в надзорную инстанцию.
В большинстве случаев эта же позиция ложится в основу постановления Президиума ВАС России, но случается, что президиум принимает совершенно другое решение.
Так что на определения надо смотреть с опаской и ориентироваться на них лишь до принятия Президиумом ВАС России постановления по делу. Так что ценность определения ВАС России довольно низка. Однако если по аналогичному вопросу имеется определение о передаче дела для пересмотра в порядке надзора, то суд нижестоящей инстанции может, например, отложить слушания по делу до выяснения позиции президиума по данному вопросу.
"Отказные" определения вообще лучше не принимать во внимание, тем более что обычно правовой позиции ВАС в них не содержится: там лишь говорится о том, что оснований для передачи дела в надзорную инстанцию для пересмотра не установлено.
Впрочем, наличие нескольких определений ВАС России об отказе в передаче аналогичных дел для пересмотра в порядке надзора не является гарантией того, что впоследствии другое дело по этому же вопросу не будет передано в Президиум ВАС России. А надзорная инстанция может прийти к выводам, совершенно противоположным сделанным в отказных определениях.
Примечание. Руководители региональных УФНС России контролируют судебные дела, сумма требований по которым превышает 5 млн. руб.; по Москве, Московской области и Санкт-Петербургу на особый контроль руководства попадают налоговые споры, размер требований по которым составляет более 30 млн. руб.
Если же сумма требований превышает 30 млн. руб. (50 млн. руб. для Московской области и Санкт-Петербурга, для Москвы - 100 млн. руб.), УФНС России по субъекту РФ выделяет специалиста для подготовки материалов по делу и представительства в судах.
Постановления Президиума ВАС России
Президиум ВАС России - надзорная инстанция в сфере арбитражного судопроизводства. Его задача заключается в обеспечении единства судебной практики путём единообразного применения арбитражными судами законодательства при рассмотрении конкретных дел.
По результатам рассмотрения дела в порядке надзора Президиум ВАС России вправе, например:
- оставить ранее принятый судебный акт без изменения;
- отменить ранее принятый акт полностью или частично и направить дело на новое рассмотрение;
- отменить ранее принятый акт полностью или частично и вынести новый, не передавая дело на новое рассмотрение;
- отменить судебный акт полностью или частично и прекратить производство по делу.
В случае отмены судебного акта дело передаётся на новое рассмотрение в тот арбитражный суд, акт которого отменён или изменён. Надзорная инстанция может потребовать рассмотрения дела в ином составе суда.
Указания Президиума ВАС России, содержащиеся в постановлении об отмене судебного акта, обязательны для арбитражных судов всех инстанций, которые будут вновь рассматривать это дело (ч. 3 ст. 305 АПК РФ).
В постановлениях, оставляющих в силе судебные акты, также содержатся правовые основания, послужившие мотивом для принятия именно такого решения (ст. 306 АПК РФ).
Примечание. В некоторых постановлениях Президиума ВАС России прямо указывается на то, что содержащееся в нём толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел со схожими обстоятельствами. Однако даже если это указание отсутствует, вы вправе ссылаться на правовую позицию ВАС России, изложенную в нём.
Постановления Пленума ВАС России
Одна из задач ВАС России - давать разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике, обеспечивая тем самым единообразное применение норм законодательства.
Разъяснения оформляются постановлениями Пленума ВАС России, которые являются обязательными для всей системы арбитражных судов. Арбитражные суды вправе в мотивировочной части принимаемых решений ссылаться на постановления Пленума ВАС России по вопросам судебной практики (ч. 4 ст. 170 АПК РФ).
Для иных субъектов, в том числе участвующих в деле лиц, разъяснения Пленума ВАС России носят рекомендательный характер.
Они могут учитываться налогоплательщиками для обоснования своей позиции в суде.
Обзоры практики
По результатам рассмотрения отдельных вопросов судебной практики Президиум ВАС России разрабатывает рекомендации арбитражным судам, которые оформляет в виде информационных писем.
И для арбитражей, и для других лиц информационные письма Президиума ВАС России носят рекомендательный характер. Однако, как правило, судьи их активно используют, вынося решения по делам со схожими обстоятельствами.
Если судебный акт принят без учёта разъяснений и рекомендаций Президиума ВАС России, то с наибольшей долей вероятности можно прогнозировать его отмену вышестоящей судебной инстанцией.
Подведём итог: ориентируйтесь на постановления Пленума ВАС России, а также на информационные письма Президиума ВАС России. Даже если специалисты ИФНС не согласятся с вашими доводами, подкреплёнными правовой позицией ВАС России, изложенной в этих документах, то судьи их во внимание примут.
Необходимо оценивать практику по региону
Однако далеко не все дела доходят до ВАС России. Если по вашему делу ВАС России ещё не высказался, то следует обратить внимание на арбитражную практику, сложившуюся в вашем регионе.
Статистика показывает, что каждый месяц федеральный арбитраж выносит примерно несколько сот постановлений, велики шансы найти подходящее именно вам решение.
Анализ практики своего региона и округа даёт налогоплательщику возможность оценить риск возникновения претензий контролёров. Кроме того, если выводы налоговых инспекторов противоречат судебной практике, сложившейся в регионе, налогоплательщик вправе ссылаться на эту судебную практику и в возражениях на акт проверки, и в апелляционной жалобе в вышестоящий налоговый орган, и в исковом заявлении в суд. При наличии достаточной судебной практики проиграть дело в суде практически невозможно.
Если практика противоречива
А что, если решения по вашему вопросу в субъекте или округе принимаются как в пользу налогоплательщиков, так и в пользу налоговиков?
Увы, дать оригинальный совет тут нельзя. Исходя из того что судебный спор наверняка возникнет, следует продумать свою позицию ещё раз, подсчитать возможные судебные расходы и проанализировать, что по итогам вы можете получить.
И всё это с учётом того, что спрогнозировать исход судебного разбирательства практически невозможно.
Если практики нет
Если в вашем регионе и округе нет судебных решений по вашему вопросу, то обратитесь к решениям судов других округов - лучше, конечно, близлежащих. Если же и ближайшие суды подобные вопросы не рассматривали, то приступайте к изучению решений арбитражей других округов.
Стоит быть внимательными с практикой трёх- и более годичной давности. Законодательство меняется ежемесячно, меняются и позиции арбитражей.
Поэтому если по вашему региону или округу имеются решения, скажем так, не первой свежести, то основывать на них свою позицию не рекомендуется. В таком случае лучше предпочесть более свежие решения арбитражей других округов.
Позиции арбитражей выражаются не только в решениях
Следует, кстати, обращать внимание на обзоры практики рассмотрения отдельных категорий дел: арбитражи округов часто издают такие обзоры, публикуют их на своих сайтах и т.д.
Ценность обзора в том, что если ваше дело в нём упомянуто, то это практически стопроцентная гарантия того, что практика в регионе уже сложилась. И тот вариант, который рассмотрен в обзоре, является официальной позицией в данном округе.
Впрочем, в другом регионе может сложиться иной подход.
Выводы
Оценивая целесообразность обращения в суд, прежде всего надо подсчитать соотношение судебных расходов и того, что вы рассчитываете получить при благоприятном исходе дела.
Если есть благоприятное для вас решение Конституционного суда РФ, то успех практически гарантирован. Аналогичным образом можно рассчитывать на победу при наличии положительного решения ВАС России (окончательного решения, а не о передаче на рассмотрение в порядке надзора и тем более об отказе).
Если вопрос ещё не рассматривался ВАС России, оценивается практика, сложившаяся в вашем регионе. При отсутствии такой практики оценивается практика ближайших регионов.
Е. Студеникина,
кандидат юридических наук
"Практический бухгалтерский учет", N 12, декабрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455