Скидки и надбавки к тарифам на "несчастное" страхование: курс на эффективный учёт безопасных условий труда
Комментарий к Федеральному закону от 06.11.11 N 300-ФЗ "О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Подписанный Президентом РФ Федеральный закон от 06.11.11 N 300-ФЗ внёс поправки в две статьи Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - закон N 125-ФЗ):
- 17 "Права и обязанности страхователя";
- 22 "Страховые взносы".
Изменение, внесённое в статью 17, дополняет обязанности страхователя требованием сообщать страховщику сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведённых обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах работников.
Поправка, внесённая в статью 22, изменяет порядок расчёта размера скидки или надбавки к страховому тарифу. С 2012 года размер скидки или надбавки должен будет рассчитываться по итогам работы страхователя за три года (вместо предшествующего года, как это делается в настоящее время) и устанавливаться с учётом состояния охраны труда, включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников.
Целью этих поправок является повышение эффективности системы социального страхования и выработка мер экономического стимулирования организаций-страхователей к соблюдению требований охраны труда.
Согласно статье 2 комментируемого закона N 300-ФЗ вносимые изменения начнут применяться с 1 января 2012 года.
Остановимся на том, что нужно будет учесть страхователям в наступающем году при проведении мероприятий, связанных со страхованием работников от производственного травматизма.
Установление скидок и надбавок страхователям: правовые основы
Страховые взносы, как известно, страхователи уплачивают, исходя из страхового тарифа, с учётом скидки или надбавки (ст. 22 закона N 125-ФЗ). Страховые тарифы (ставки взноса) по рассматриваемому виду страхования в 2007, 2008, 2009, 2010, 2011 годах уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.05 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год". Размер тарифа зависит от класса профессионального риска, к которому относится основной вид деятельности страхователя (п. 1 ст. 21 закона N 125-ФЗ). Максимальное значение тарифа устанавливается для самого высокого класса профриска.
Правом устанавливать размер скидки или надбавки к установленным тарифам наделён ФСС России, являющийся страховщиком. Он утверждает правила и разрабатывает методику их расчёта.
Сейчас действуют два документа:
- Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.01 N 652, далее - правила);
- Методика расчёта скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утв. постановлением ФСС России от 05.02.02 N 11, далее - методика).
Правила регулируют вопросы установления скидок или надбавок и определяют их максимальное значение - не более 40% страхового тарифа, установленного страхователю.
Фонд рассматривает возможность установления скидок страхователю при соблюдении следующих условий:
- осуществление финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее чем трёх лет с момента его государственной регистрации;
- уплата текущих страховых взносов в установленные сроки;
- отсутствие задолженности по страховым взносам.
Ещё одно ограничение установлено пунктом 2 правил. Из этого пункта следует, что скидки и надбавки на текущий год фонд устанавливает в пределах страховых взносов, предусмотренных на очередной финансовый год соответствующим разделом доходной части бюджета ФСС России, утверждаемого федеральным законом.
Методика определяет основные показатели деятельности страхователей, исходя из которых устанавливаются скидки и надбавки и целью которых является снижение профессионального риска и обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Роль аттестации рабочих мест
Совершенствование системы управления охраной труда на современном этапе имеет определённые особенности. Особое значение в них отводится повышению роли аттестации рабочих мест по условиям труда при разработке мероприятий по их улучшению и снижению профессионального риска работников. Это необходимо для объективной оценки и вторичной дифференциации страховых тарифов при установлении скидок и надбавок.
Как уже было сказано, внесённые в закон N 125-ФЗ изменения устанавливают для страхователей обязанность сообщать страховщику сведения, в частности, о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда.
В связи с этим нужно учитывать, что для всех работодателей с 1 сентября 2011 года действует новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённый приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.11 N 342н (далее - порядок проведения аттестации).
Из этого документа следует, что единые требования по аттестации рабочих мест распространяются на всех работодателей, будь то организации или предприниматели. Не касаются они лишь работодателей - граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Этим же требованиям подчиняются аттестующие организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Как и прежде, основной целью аттестации рабочих мест является оценка условий труда на рабочих местах и выявление вредных и (или) опасных производственных факторов.
Проводить аттестацию необходимо раз в 5 лет. Датой начала очередной аттестации является день издания приказа работодателя об утверждении графика её проведения и состава аттестационной комиссии. Для вновь организованных рабочих мест аттестацию необходимо проводить не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Согласно пункту 44 порядка проведения аттестации по её результатам аттестационная комиссия составляет отчёт, к которому прилагаются следующие документы:
- приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;
- перечень рабочих мест, подлежащих аттестации;
- карты аттестации рабочего места с протоколами измерений и оценок;
- сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест (приложение N 6 к порядку проведения аттестации);
- сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации, и компенсаций, которые необходимо устанавливать работникам (приложение N 7 к порядку проведения аттестации);
- план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда (приложение N 8 к порядку проведения аттестации). Этот документ должен быть подписан председателем аттестационной комиссии. После согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом план должен быть утверждён работодателем;
- итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации (приложение N 9 к порядку проведения аттестации);
- сведения об аттестующей организации (приложение N 10 к порядку проведения аттестации) с приложением копий документов на право проведения измерений и оценок (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);
- протоколы заседаний аттестационной комиссии;
- заключение по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
- предписание должностных лиц о выявленных нарушениях порядка (при наличии).
Часть этих документов, а именно сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест и сведения об аттестующей организации, должна быть направлена в государственную инспекцию Роструда в соответствующем субъекте РФ. Согласно пункту 45 порядка проведения аттестации сделать это необходимо в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации.
В целях организации работы по реализации этой нормы приказом Роструда от 31.08.11 N 193 утверждён порядок формирования и анализа указанных сведений, получаемых инспекциями Роструда от работодателей. Это порядок применяется:
- при получении и регистрации сведений о результатах проведения работодателями аттестации рабочих мест;
- проведении анализа и обобщения полученных сведений;
- планировании мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Медосмотры: что нового?
Важным звеном в реализации государственной политики в области охраны труда является также проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров. Контингенты и поимённые списки лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям), также подготавливаются на основании результатов аттестации рабочих мест.
Категории работ, при выполнении которых работники обязаны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры, определены целым рядом нормативных актов в различных сферах хозяйственной деятельности. Здесь также нужно учитывать, что с 1 января 2012 года вводятся в действие новые перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования). Эти перечни и порядок проведения медосмотров утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.11 N 302н. С этой же даты на территории России не применяются подпункты 11, 12 (за исключением подпунктов 12.2, 12.11, 12.12), 13 приложения N 2 к приказу Минздрава СССР от 29.09.89 N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств" (п. 4 приказа N 302н).
Обязательные предварительные медосмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определить, соответствует ли состояние здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе. Кроме того, такие медосмотры позволяют выявлять недуги на ранних стадиях и проводить профилактику заболеваний.
Обязательные периодические медосмотры (обследования) проводятся, в первую очередь, в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников. Эти медосмотры также могут своевременно выявлять заболевания и, что особенно важно, начальные формы профессиональных заболеваний, ранние признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников. На основании этих исследований формируются группы риска по развитию профессиональных заболеваний. Такие медосмотры позволяют:
- выявлять заболевания (состояния), являющиеся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы во вредном производстве, в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний;
- своевременно проводить профилактические и реабилитационные мероприятия, направленные на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников;
- своевременно выявлять и предупреждать возникновение и распространение инфекционных и паразитарных заболеваний;
- предупреждать несчастные случаи на производстве.
Расчёт за три года
Как показывает правоприменительная практика, использование для расчёта скидок и надбавок данных за один предшествующий год не позволяет в полной мере оценить эффективность работы страхователя в вопросах охраны труда. Для выравнивания основных показателей, применяемых для установления надбавок и скидок, законом N 300-ФЗ устанавливается порядок, при котором их расчёт должен осуществляться исходя из итоговых данных страхователя, усреднённых по итогам его деятельности за три года, предшествующих текущему.
Эти изменения согласуются с другими условиями действующих в настоящее время нормативных правовых актов, а именно осуществления страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее трёх лет.
Реализация этой нормы требует внесения поправок в правила предоставления скидок и надбавок. Проект постановления Правительства РФ уже подготовлен, и с ним можно ознакомиться на сайте Минздравсоцразвития России по адресу http://www.minzdravsoc.ru/docs/doc_projects/ 413/Utverzhdeny.doc.
В частности, в проекте постановления сказано, что скидка или надбавка будут устанавливаться страхователю в случае, если все указанные в пункте 3 новых правил показатели страхователя меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных средних значений основных показателей по виду экономической деятельности, соответствующих основному виду деятельности страхователя, рассчитанных за три года, предшествующих текущему.
Средние значения основных показателей по видам экономической деятельности, соответствующие общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), должен будет рассчитывать и утверждать, как и сейчас, ФСС России по согласованию с Минздравсоцразвития России не позднее 1 июля текущего календарного года. Сейчас фонд обязан это делать не позднее 31 марта текущего календарного года. Для рассмотрения вопроса об установлении скидки страхователь не позднее 1 ноября текущего календарного года должен будет обратиться в территориальное отделение ФСС России с заявлением и представить сведения, необходимые для установления скидки.
Если в период действия установленной скидки (надбавки) страхователь изменит основной вид деятельности или проведёт реорганизацию, установленная скидка (надбавка) будет отменена с месяца, следующего за месяцем, в котором произошли изменения, оформленные в установленном порядке.
При выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы установленная скидка (надбавка) будет распространяться только на основной вид экономической деятельности страхователя.
Изменения позволят урегулировать организационные вопросы, связанные со сроками, установленными действующими правилами для утверждения средних значений основных показателей по виду экономической деятельности.
Особенности установления скидок при смертельных случаях
Согласно дополнению, внесённому законом N 300-ФЗ в пункт 1 статьи 22 закона N 125-ФЗ, при наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка к тарифу страхователю устанавливаться не будет.
Действующими правовыми нормами предусмотрено, что скидка к страховому тарифу устанавливается и страхователям, имеющим несчастные случаи со смертельным исходом. Это ставит таких работодателей-страхователей в неравные (преимущественные) условия с теми, у кого смертельные случаи отсутствуют.
В пояснительной записке к законопроекту была дана ссылка на анализ расследований несчастных случаев на производстве со смертельным исходом с 2000 года. Этот анализ показал, что ни по одному смертельному случаю комиссией по расследованию несчастного случая не было установлено, что страхователем приняты исчерпывающие меры по предотвращению таких случаев. Чтобы стимулировать страхователей к соблюдению требований безопасных условий и охраны труда и сохранению здоровья работающих, и была предложена рассматриваемая поправка к закону N 125-ФЗ.
Напомним, что в этом законе заложена концепция, предполагающая выплату страхового обеспечения по всем учтённым в конкретной организации страховым случаям вне зависимости от вины страхователя в их наступлении.
Это обусловлено требованиями статьи 230.1 ТК РФ, устанавливающей, что страховые случаи, произошедшие у страхователя, независимо от его вины подлежат учёту на данном предприятии. Соответственно по каждому такому случаю, в том числе со смертельным исходом, должно производиться осуществление обеспечения по страхованию иждивенцам погибших работников. Указанные расходы на выплату обеспечения по страхованию иждивенцам погибшего работника страховщик несёт (независимо от принятых страхователем в установленном порядке мер по предотвращению таких случаев) за счёт средств ФСС России, формируемых за счёт обязательных страховых взносов страхователей. При этом непоступление от страхователей, у которых произошли несчастные случаи со смертельным исходом, страховых взносов в полном объёме (в случае установления таким страхователям скидки к страховому тарифу) может привести к превышению расходов страховщика, понесённых по страховым случаям, учтённым у данных страхователей, над поступившими от таких страхователей страховыми взносами.
В целях урегулирования этой проблемы проектом постановления Правительства РФ предполагается предусмотреть, что несчастные случаи со смертельным исходом, произошедшие у страхователя и не являющиеся страховыми случаями, не будут являться основанием для лишения права страхователя на получение скидки к страховому тарифу.
Вносимые изменения позволят более эффективно учитывать условия труда на предприятии и уравнять сумму скидок и надбавок к страховым тарифам.
Ю. Бланка,
эксперт
"Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 12, декабрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-17496
Адрес редакции: 127006, г. Москва, ул. Новослободская, д. 31, стр. 2
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-80
Факс: (495) 931-13-22
Адрес в Internet: www.pbu.ru