Регистрационный учет граждан при смене способа управления домом
На страницах журнала не раз уделялось внимание регистрационному учету граждан*(1). В сущности, организации, обслуживающие жилищный фонд, всегда интересовались вопросом, ответственны ли они за регистрационный учет граждан, проживающих в доме. Положения нормативных и судебных актов позволяют утверждать, что ТСЖ и УК не вправе игнорировать установленный порядок регистрации и снятия с регистрационного учета граждан по месту жительства. Ведь они задействованы в этом процессе в качестве лиц, осуществляющих первоначальный сбор документов для последующей регистрации граждан, которая проводится государственными органами. Более того, если при смене способа управления МКД предыдущий управляющий медлит с передачей новому управляющему карточек регистрационного учета, суд обяжет сделать это, несмотря ни на какие сроки давности (Постановление Президиума ВАС РФ от 06.09.2011 N 1089/11). Подробнее об этом постановлении читайте в статье.
Несколько слов об изменении правил регистрации
Напомним, что Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ*(2) (далее - Правила регистрации) утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713. Данный документ был изменен Постановлением Правительства РФ от 26.10.2011 N 869 и действует в новой редакции с 10.11.2011. Коротко перечислим поправки, которые были внесены в Правила регистрации.
Согласно п. 9 Правил регистрации граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию (УК, ТСЖ, ЖСК), и представить соответствующий пакет документов, в который входят:
- документ, удостоверяющий личность;
- заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
- документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении.
Ранее в числе документов - оснований для проживания были поименованы только договоры найма (в том числе социального) и поднайма, а также заявления лиц, предоставляющих гражданам жилые помещения. Сейчас этот список обоснованно дополнен свидетельством о государственной регистрации права на жилое помещение.
Кроме того, Правила регистрации дополнены положениями следующего содержания. Так, в случае регистрации по месту пребывания на основании договора социального найма или свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение гражданин вправе не предъявлять эти документы, достаточно указать их реквизиты в поименованном выше заявлении. Также гражданин вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В обоих случаях регистрирующий орган самостоятельно запрашивает необходимую информацию о названных документах и проводит регистрацию гражданина по месту пребывания не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления и документа, удостоверяющего личность.
Ключевой момент. Регистрирующий орган в ряде случаев обязан самостоятельно запрашивать у соответствующих ведомств информацию о документах, являющихся основанием для постановки гражданина на регистрационный учет.
Относительно снятия гражданина с регистрационного учета по причине смерти добавлено следующее: если заинтересованное физическое или юридическое лицо не представило свидетельство о смерти, орган регистрационного учета запрашивает информацию о государственной регистрации смерти в органах ЗАГС в соответствии с законодательством РФ.
Передача карточек регистрации при смене способа управления
Если собственники помещений в МКД решили отказаться от услуг управляющей организации и создать ТСЖ, они вправе рассчитывать на передачу товариществу не только сугубо технической документации, но и иных документов, связанных с управлением таким домом. На это прямо указано в п. 10 ст. 162 ЖК РФ, а Президиум ВАС пояснил, что под иными документами следует понимать в том числе и карточки регистрационного учета граждан. Мотивировка следующая.
Регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ введен в целях обеспечения необходимых условий реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (ст. 3 Закона о свободе передвижения*(3)). Поэтому граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ. Согласно перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, таковыми являются:
- собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями;
- уполномоченные лица ТСЖ либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда;
- уполномоченные лица органов управления ЖК и ЖСК, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах названных кооперативов.
Обратите внимание! Возможность уведомления гражданином органа регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе Интернета, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", не отменяет последующей обязанности должностных лиц, ответственных за регистрацию, по передаче необходимых для регистрации документов в органы регистрационного учета.
Таким образом, если собственники помещений в МКД создали ТСЖ, оно и должно осуществлять определенные функции, связанные с регистрацией граждан. При этом гражданам (жильцам дома), которые регистрируются по месту пребывания или месту жительства, следует обращаться и представлять соответствующие документы именно в ТСЖ, которое ответственно за передачу этих документов вместе с адресными листками прибытия и другими формами в органы регистрационного учета.
Согласно п. 56 и 58 Регламента регистрации*(4) регистрация гражданина по месту жительства заключается, в частности, в оформлении должностными лицами, ответственными за регистрацию, карточек регистрации по формам N 9 (карточки регистрации) и N 10 (поквартирной карточки) и их хранении.
По мнению Президиума ВАС, лица, ответственные за регистрацию (в том числе уполномоченные лица ТСЖ), исполняя функции, связанные с регистрацией граждан по месту жительства либо месту пребывания, выполняют публично-правовые обязанности, возложенные на них законом, предоставляя государственную услугу гражданам РФ.
Невозможность выполнения ТСЖ указанных функций (по причине того, что УК не передала ему соответствующие карточки регистрационного учета):
- нарушает права граждан - собственников помещений в МКД, которым товарищество не вправе отказывать в приеме заявлений на регистрацию и снятие с регистрационного учета;
- создает условия для нарушения публичного порядка совершения регистрационных процедур, а следовательно, и требований закона.
Такое положение дел указывает, что требование к лицу, прекратившему исполнять функции по управлению домом, относительно передачи карточек регистрационного учета не может быть ограничено сроком в силу п. 3 ст. 2 ГК РФ.
* * *
Управляющая организация, утратившая полномочия по управлению МКД и, как следствие, функции должностного лица, ответственного за регистрацию граждан в данном доме, обязана передать ТСЖ (по его требованию) все документы по ведению регистрационного учета. Нахождение у УК, не имеющей права хранить документы регистрационного учета, содержащие персональные данные собственников помещений в конкретном доме (фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное и иное социальное положение, а также сведения о документах, удостоверяющих личность, и правах на помещения), создает возможность их распространения без законных на то оснований. Значит, управляющую организацию могут не только обязать передать документы регистрационного учета, но и оштрафовать за нарушение Закона о персональных данных*(5), например, по ст. 13.11 или 13.14 КоАП РФ (максимальная сумма штрафа для юридического лица - 50 000 руб.).
К.О. Борисова,
эксперт журнала "Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья Г.Ю. Шариковой "Регистрационный учет граждан" (N 1, 2010), Обзор новостей (N 3, 2011).
*(2) Вместе с Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию.
*(3) Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
*(4) Утвержден Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 N 208.
*(5) Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"