О требованиях к закупкам товаров, работ, услуг
С 01.01.2012 вступает в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением его отдельных положений. Закон направлен на совершенствование закупочной деятельности определенных лиц, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, расширение возможностей для участия физических и отдельных лиц в закупках и стимулирование такого участия, а также на развитие добросовестной конкуренции, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Кто обязан выполнять требования Закона о закупках?
Законом о закупках установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам, осуществляемым следующими заказчиками:
1) государственными корпорациями;
2) государственными компаниями;
3) субъектами естественных монополий;
4) организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
5) государственными унитарными предприятиями;
6) муниципальными унитарными предприятиями;
7) государственными автономными учреждениями;
8) муниципальными автономными учреждениями;
9) хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%. Порядок определения совокупной доли должен быть установлен дополнительно;
10) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит вышеуказанным (1-9) юридическим лицам;
11) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит вышеназванным (10) дочерним хозяйственным обществам.
Внимание! Перечисленные юридические лица обязаны проводить закупки товаров, работ, услуг с учетом положений Закона о закупках независимо от того, с какой целью закупаются эти товары, работы, услуги (для собственного потребления или дальнейшей перепродажи населению).
Однако не все указанные лица должны будут руководствоваться Законом о закупках с 1 января 2012 года. Для некоторых из них предусмотрена отсрочка. Так, годовая отсрочка действует:
- для организаций, осуществляющих виды деятельности, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий, и (или) регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более 10% общей суммы выручки за 2011 год от всех видов деятельности, осуществляемых такими организациями;
- для дочерних хозяйственных обществ, более 50% уставного капитала которых в совокупности принадлежит лицам, указанным под номерами 1-5, 7, 9 (за исключением доли муниципального образования), а также для дочерних хозяйственных обществ этих обществ, в уставном капитале которых доли таких дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышают 50%.
Для отдельных лиц обязанность по применению Закона о закупках отодвигается до 01.01.2014, если только представительным органом муниципального образования не будет установлен более ранний срок. Речь идет о муниципальных унитарных предприятиях, хозяйственных обществах, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает 50%, их дочерних хозяйственных обществах и дочерних хозяйственных обществах этих обществ. Сюда же входят муниципальные автономные учреждения.
Какие отношения не регулируются Законом о закупках?
Закон о закупках не надо применять в случае:
- купли-продажи ценных бумаг и валютных ценностей;
- приобретения биржевых товаров на товарной бирже;
- размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ*(1);
- закупки в области военно-технического сотрудничества;
- закупки товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором РФ, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) этих товаров, работ, услуг;
- отбора заказчиком финансовых организаций для оказания финансовых услуг в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика.
Положение о закупке
Организации, подпадающие под действие Закона о закупках, должны позаботиться о разработке положения о закупке. Согласно п. 2 ст. 2 Закона о закупках такое положение является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать:
- требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки), и условия их применения;
- порядок заключения и исполнения договоров;
- иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке утверждается:
- высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании;
- руководителем унитарного предприятия;
- наблюдательным советом автономного учреждения;
- советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в случае, если в роли заказчика выступает акционерное общество, или коллегиальным исполнительным органом такого акционерного общества, если уставом хозяйственного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционеров хозяйственного общества;
- общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью.
Положение о закупке, а также изменения, вносимые в него, в обязательном порядке подлежат размещению в Интернете в течение 15 дней с момента их утверждения (п. 1 ст. 4 Закона о закупках). До 01.07.2012, если иной срок не будет установлен решением Правительства РФ, положение и иная информация о закупке, подлежащие опубликованию в Интернете, размещаются на сайте заказчика. После указанной даты вся информация приводится на официальном сайте РФ для размещения информации о заказах (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт). При этом заказчику не запрещено дополнительно публиковать данные сведения на своем сайте.
Согласно п. 4 ст. 8 Закона о закупках положение о закупке должно быть размещено в Интернете в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона, то есть до 01.04.2012. В противном случае заказчик обязан при закупке товаров, работ, услуг руководствоваться положениями Федерального закона N 94-ФЗ (до дня размещения утвержденного положения о закупке). Данное требование не распространяется на заказчиков, которые должны будут исполнять требования Закона о закупках начиная с 1 января 2013 или 2014 года.
Примечание. Возможность размещения информации в соответствии с положениями Закона о закупках появится с момента вступления в силу этого закона, то есть с 01.01.2012 (Письмо Минэкономразвития РФ от 26.08.2011 N Д28-287).
Что касается заказчика, созданного после 01.01.2012, то ему также отводится три месяца на размещение в Интернете положения о закупке, но только с даты его регистрации в ЕГРЮЛ. Наказание за несоблюдение этого требования такое же, как и в предыдущем случае.
О плане закупки
Заказчику необходимо разработать не только положение о закупке, но и план закупки товаров, работ, услуг, причем как минимум на год. Порядок формирования плана, требования к его форме, а также порядок и сроки размещения плана закупки на официальном сайте должно установить Правительство РФ. Минэкономразвития в Письме от 02.09.2011 N Д28-317 подчеркнуло: Закон о закупках не регламентирует срок, на который заключается договор поставки товаров (оказания услуг, выполнения работ), а лишь обязывает заказчиков размещать на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее года.
На основании п. 3 ст. 4 Закона о закупках, вступающего в силу с 01.01.2015, план закупки инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, размещаемый на официальном сайте, надо будет разрабатывать на период от пяти до семи лет. с 01.01.2013 по 01.01.2015 указанный план размещается на официальном сайте на трехлетний срок (п. 9 ст. 8 Закона о закупках).
О документации о закупке
Подчеркнем, Законом о закупках не определен порядок закупки товаров, работ, услуг. Однако из контекста следует, что закупка должна осуществляться путем проведения конкурса или аукциона либо иным способом, установленным положением о закупке. Не менее чем за 20 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе в Интернете должно быть размещено извещение о проведении торгов. Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены конкурсной документацией на основании положения о закупке. Аукцион выигрывает лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, а если она снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор - наиболее высокую цену договора (п. 2 ст. 3 Закона о закупках).
Извещение о проведении открытого конкурса или аукциона является одной из форм извещения о закупке, которое, в свою очередь, признается неотъемлемой частью документации о закупке. Согласно п. 9 ст. 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в частности:
- способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);
- наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
- предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
- место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
- сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
- срок, место и порядок представления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за представление документации, если такая плата установлена им, за исключением случаев представления документации в форме электронного документа;
- место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Неотъемлемой частью документации о закупке является и проект договора, который также подлежит опубликованию на официальном сайте (сайте заказчика). Размещаются в Интернете и изменения, вносимые в документацию о закупке, включая извещение о закупке, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки. Срок для размещения - три дня с момента принятия решения о внесении изменений, представления разъяснений, подписания протоколов.
Заказчики, осуществляющие закупку путем проведения торгов, могут попасть в ситуацию, когда изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке. Тогда срок подачи этих заявок должен быть продлен таким образом, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке этот срок составлял не менее 15 дней.
Возможна еще такая ситуация: при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или срок исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки. В этом случае на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. На это отводится 10 дней с момента внесения поправок в договор.
Заказчик должен помнить, что не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, на официальном сайте необходимо разместить сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных им по результатам:
- закупок товаров, работ, услуг;
- закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
- закупок, сведения о которых составляют государственную тайну или в отношении которых приняты решения Правительством РФ в соответствии с п. 16 ст. 4 Закона о закупках.
Когда сведения о закупке не размещаются в Интернете?
Законом о закупках установлены случаи-исключения, когда информация о закупке не размещается на официальном сайте.
На основании п. 15 ст. 4 Закона о закупках не подлежат опубликованию на официальном сайте сведения о закупке, составляющие государственную тайну, но только при условии, что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или проекте договора. То же самое касается сведений о закупке, по которым Правительством РФ принято одно из следующих решений (п. 16 указанной статьи):
- определена конкретная закупка, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте;
- установлены перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат опубликованию на официальном сайте.
Кроме того, заказчику предоставлено право не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб., а если его годовая выручка за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд. руб., - 500 тыс. руб.
Кто может стать участником закупки?
В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о закупках участником закупки может быть:
- любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала;
- любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
Главное, чтобы участник соответствовал требованиям, установленным заказчиком на основании положения о закупке. Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых ими для подтверждения их соответствия установленным требованиям, должны быть перечислены в документации о закупке (пп. 9 п. 10 ст. 4 Закона о закупках). Одним из таких требований является условие о том, что участником может стать только лицо, сведения о котором отсутствуют в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ст. 5 Закона о закупках или ст. 19 Федерального закона N 94-ФЗ. Включение такого требования в документацию о закупке - право заказчика.
В соответствующий реестр недобросовестных поставщиков попадают сведения об участниках закупки (размещения заказа), уклонившихся от заключения договоров (контрактов), а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры (контракты) с которыми были расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением ими таких договоров (контрактов). Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, по истечении двух лет со дня их внесения в данный реестр исключаются из него.
В Законе о закупках особо подчеркнуто: запрещено предъявлять к участникам требования, не указанные в документации о закупке. Аналогичное правило действует и в отношении закупаемых товаров, работ, услуг, условий исполнения договоров, а также критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Не допускается предъявлять требования к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договоров и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. При этом требования, предъявляемые к участникам закупки, закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договоров, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, предлагаемым ими товарам, работам, услугам, условиям исполнения договоров. Это не касается ситуации, когда Правительство РФ устанавливает приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, перед товарами, происходящими из иностранного государства, работами, услугами, выполняемыми, оказываемыми иностранными лицами, с учетом таможенного законодательства Таможенного союза и международных договоров РФ.
Участник закупки наделен правом обжалования в судебном порядке действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (п. 9 ст. 3 Закона о закупках). Кроме того, участники могут "пожаловаться" и антимонопольному органу на действия (бездействие) заказчика в следующих случаях:
- при отсутствии на официальном сайте в Интернете положения о закупке, изменений, вносимых в него, информации о закупке, подлежащей размещению на этом сайте, или нарушении сроков такого размещения;
- при предъявлении к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
- при закупке заказчиками товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения норм Федерального закона N 94-ФЗ.
* * *
С 01.01.2012 вступает в силу Закон о закупках, в связи с чем лица (заказчики), на которых распространяются его требования, будут обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг в особом порядке. Если предприятие промышленности попало в список заказчиков, перечисленных в п. 2 ст. 1 Закона о закупках, ему в первую очередь необходимо разработать положение о закупке и подготовить план закупки как минимум на год. Информация о закупках подлежит размещению в Интернете: до 01.07.2012 - на сайте заказчика, после этой даты - на официальном сайте. За нарушение требований Закона о закупках и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ виновные лица будут нести ответственность в рамках законодательства РФ. Пока данная ответственность не предусмотрена. Это будут такие же меры ответственности, которые применяются в отношении государственных (муниципальных) заказчиков, либо законодатели введут в КоАП РФ специальные статьи.
Н.В. Герасимова,
эксперт журнала "Промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"