Денежное довольствие, достойное статуса военнослужащих:
миф или реальность
С 1 января 2012 г. руководством нашей страны заявлено масштабное увеличение денежного довольствия военнослужащих. В связи с чем вопрос нормативного закрепления его размеров и порядка обеспечения им военнослужащих выносится на федеральный уровень и будет регулироваться федеральным законом, а не внутриведомственным документом*(1), как в настоящее время. Но настолько ли оно масштабно, как это пропагандируется в средствах массовой информации, поможет установить анализ предлагаемых проекта федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", внесенного на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 30 мая 2011 г. распоряжением Правительства Российской Федерации N 940-р, и проекта федерального закона "Об изменении и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", внесенного на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 31 мая 2011 г. письмом Правительства Российской Федерации N 2496п-П4.
Лишь то обстоятельство, что в уже в п. 1 проекта будущего федерального закона прописано: "денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы", говорит о многом. В силу этого принципа и с учетом того, что стимулирующие выплаты в соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации "О дополнительных выплатах офицерам, проходящим военную службу в объединениях, соединениях и воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, в 2011 году" от 24 февраля 2011 г. N 400 и "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" от 26 июля 2010 г. N 1010 со следующего года отменять не планируют (по крайней мере, Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ ассигнования из федерального бюджета на эти цели предусмотрены), размер денежного довольствия должен будет значительно превысить их, чтобы быть действительно основным средством материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.
Так что же ждет военнослужащих с 1 января 2012 г.? Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это наличие противоречия в понимании абсолютного размера ежемесячного денежного довольствия самими военнослужащими и обычными гражданами, с одной стороны, и органами власти, с другой стороны. Так, военнослужащие свое денежное довольствие ассоциируют с ежемесячно получаемыми выплатами, а органы государственной власти используют более экономичный подход, считая ежемесячным денежным довольствием весь годовой совокупный доход военнослужащего в расчете на месяц, т.е. в состав ежемесячного денежного довольствия включаются и единовременные выплаты (например, премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, ежегодная материальная помощь). Отсюда заявленная органами государственной власти расчетная базовая сумма для построения новой системы денежного довольствия в 50 000 руб. для первичной офицерской должности "командир взвода" в воинском звании "лейтенант " в реальности после ее введения окажется для военнослужащих существенно меньше (см. таблицу 1). Соответственно и размер ежемесячного денежного довольствия для всех категорий военнослужащих будет ниже ожидаемого в среднем на 20%.
Таблица 1
Денежное довольствие командира взвода в звании "лейтенант" с 1 января 2012 года
(оклад по воинскому званию - 10 000 руб., оклад по воинской должности - 20 000 руб.)
Планируемое при построении законопроекта начисленное денежное довольствие | Денежное довольствие, которое будет начислено в январе 2012 года |
50 000 руб. | 50 000 руб. - 10 000 руб. (единовременные выплаты в расчете на месяц*) = 40 000 руб. |
* Из расчета: премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей 3 ОДС в год (для командира взвода в звании "лейтенант" - 90 000 руб.) и ежегодная материальная помощь 1 ОДС в год (для командира взвода в звании "лейтенант" - 30 000 руб.), т.е. (90 000 руб. + 30 000 руб.) / 12 мес. = 10 000 руб. |
Второй момент, на котором не акцентируется внимание самими органами государственной власти и в средствах массовой информации, но который хотелось бы осветить при анализе будущего законопроекта, - это изменение и отмена некоторых социальных гарантий военнослужащих в связи с введением новой системы денежного довольствия.
Проект федерального закона "Об изменении и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" предполагает внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях приведения их в соответствие с новой системой денежного довольствия военнослужащих, которые, в свою очередь, отменяют ряд единовременных выплат, льгот и компенсаций (см. таблицу 2).
Таблица 2
Выплаты, льготы и компенсации, утрачиваемые военнослужащими
в связи с введением новой системы денежного довольствия
Вид единовременной выплаты, льготы, компенсации | Каким законодательным актом предусмотрена | Размер | Денежное выражение (в рублях)*(1) |
Единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение обязанностей военной службы | п. 1 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" | 3 ОДС | 17 691 |
Выплата на обзаведение имуществом первой необходимости | п. 7 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" | 12 ОДС | 70 764 |
Льгота по оплате стоимости путевок в санатории, дома отдыха, пансионаты, туристские базы Министерства обороны Российской Федерации | п. 4 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" | 25% - оплачивают военнослужащие и 50% - члены их семей | 51 962,50*(2) |
Денежная компенсация на санаторно-курортное лечение | п. 4 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" | 600 руб. на военнослужащего и по 300 руб. на каждого члена семьи | 1 200 |
Выплата для оплаты стоимости путевок детей в организации отдыха и оздоровления | п. 4.1 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" | 10 800 на каждого ребенка | 10 800 |
Компенсация стоимости содержания детей в детских дошкольных учреждениях | п. 6 ст. 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" | 80% родительской платы | 14 400*(3) |
Проезд к месту использования основного отпуска (с 01.01.12 г. предусмотрен только для одного члена семьи военнослужащего, если он не проходит службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях) | п. 1 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" | Один раз в год военнослужащему и членам его семьи | 28 200*(4) |
Общий объем отменяемых выплат, льгот и компенсаций | 195 017,50 | ||
Объем отменяемых выплат, льгот и компенсаций в расчете на один месяц | 16 251,55 | ||
*(1) Для командира взвода в звании "лейтенант" с составом семьи три человека. *(2) Из расчета: средняя стоимость путевки в санаторно-курортное учреждение Министерства обороны Российской Федерации на побережье Черного моря или Северокавказский регион на летний сезон 2011 г. - 41 570 руб. (для военнослужащего - 25% стоимости, 10 392,50 руб., для членов его семьи - 50% стоимости, 20 785 руб.). *(3) Из расчета: средняя стоимость содержания ребенка в детском дошкольном учреждении на территории центрального региона в месяц - 1 500 руб. (при возмещении 80% родительской платы на одного ребенка - 1 200 руб. в месяц или 14 400 руб. в год). *(4) Из расчета: средняя стоимость одного места в купейном вагоне по маршруту Москва - Сочи - 7 050 руб. (на самого военнослужащего и членов его семьи, не "подпадающих" под льготы по проезду, стоимость проезда туда и обратно составит 28 200 руб.). |
Как видим, реальное увеличение денежного довольствия военнослужащих с учетом изменяемых и отменяемых социальных гарантий будет незначительным. Чтобы наглядно представить, насколько оно увеличится, рассмотрим в качестве примера принятое за основу при разработке законопроекта денежное довольствие командира взвода в звании "лейтенант", существующий размер которого составляет 16 545,55 руб. (см. таблицу 3), а планируемый в результате реформы денежного довольствия - 50 000 руб. (точнее, 40 000 руб., как мы выяснили ранее (таблица 1)). Следовательно, денежное довольствие будет увеличено на 23 454,45 руб., а с учетом отмены ряда единовременных выплат, льгот и компенсаций (таблица 2) - на 7 202,99 руб., что в процентном соотношении составит 43,5%.
Таблица 3
Денежное довольствие командира взвода в звании "лейтенант"
(по состоянию на 1 августа 2011 года)
Оклад по воинскому званию | лейтенант | 2 346 |
Оклад по воинской должности | 10-й тарифный разряд | 3 551 |
Процентная надбавка за выслугу лет | 40% | 2 358,80 |
Ежемесячная процентная надбавка военнослужащим, допущенным к государственной тайне на постоянной основе | 10% | 355,10 |
Ежемесячное денежное поощрение | 1 ОВД | 3 551 |
Ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы | 115% | 4 083,65 |
Ежемесячная надбавка за командование (руководство) воинскими подразделениями | 300 | |
Начисленное денежное довольствие | 16 545,55 руб. |
Таким образом, "разафишированная" в средствах массовой информации масштабная реформа денежного довольствия, целью которой является формирование новой системы денежного довольствия военнослужащих, обеспечивающей соответствие высокого социального статуса военнослужащих уровню оплаты их труда, на самом деле является лишь незначительным увеличением денежного довольствия военнослужащих, так как заявленное увеличение оплаты воинского труда в 2,5-3 раза на самом деле оставит лишь в 43,5% (увеличится в "неполных" 0,5 раза).
Даже в пояснительной записке к проекту федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" приводятся обоснования, не имеющие под собой никакой реалистичной основы. Так, в ней прописано, что "такой уровень денежного довольствия военнослужащих в 2012 году будет выше среднего уровня оплаты труда в ведущих отраслях экономики России (финансовая сфера, топливно-энергетический комплекс)", но уже в марте 2011 г. среднемесячная начисленная заработная плата в сфере финансовой деятельности составила 56 723 руб., а в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых - 51 417 руб.*(2), а к январю 2012 г. эти показатели будут еще выше благодаря высоким темпам их посткризисного роста.
Кроме того, опять же из-за ограниченности бюджетных средств не следует всем военнослужащим рассчитывать на получение с 1 января 2012 г. денежного довольствия в новых, повышенных, размерах. В соответствии со ст. 6 проекта федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" действие данного федерального закона с 1 января 2012 г. распространяется только в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и внутренних войск МВД России, а с 1 января 2013 г. - уже на всех остальных военнослужащих других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба. Поэтому для некоторых военнослужащих счастливый момент увеличения размеров оплаты их воинского труда переносится на более поздний срок.
Ждет разочарование с января будущего года и военнослужащих, проходящих военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которым денежное довольствие выплачивается с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок за службу в данной местности. До конца этого года премию за образцовое выполнение воинского долга и материальную помощь они получают с учетом указанных коэффициентов и процентных надбавок, но с введением новой системы денежного довольствия этого не будет, так как рассматриваемый законопроект содержит конкретный состав денежного довольствия, на которое начисляются коэффициенты и процентные надбавки и в которые указанные выплаты не входят.
Следующим отрицательным аспектом в реформе денежного довольствия, по нашему мнению, является ликвидация одного из основополагающих принципов построения системы денежного довольствия - принципа единства в установлении окладов денежного содержания военнослужащих и должностных окладов федеральных государственных служащих, закрепленного в п. 2 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ. Проект федерального закона "Об изменении и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", направленный на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации, отменяет эти нормы. В частности, отмена существующего в настоящее время императива, согласно которому размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, в недалеком будущем приведет к исчезновению того позитивного эффекта, которого пытаются достичь законодатели. Значительное однократное повышение денежного довольствия военнослужащих и достижение временного возвышения его уровня над уровнем оплаты труда государственных служащих не гарантирует того, что при повышении (индексации) размеров денежного содержания федеральных государственных служащих в будущем одновременно в той же пропорции повысятся (проиндексируются) размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
В представленном проекте федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" имеется и множество нерешенных моментов, вызывающих многочисленные вопросы у специалистов в области оплаты воинского труда. Например, новая система денежного довольствия предусматривает наличие лишь 9 дополнительных выплат вместо порядка 100 существующих в настоящее время. Такой подход к структуре денежного довольствия при слабой проработке подзаконных нормативных правовых актов может привести к ущемлению законных интересов некоторых категорий военнослужащих, что наиболее вероятно, так как содержание принимаемого законопроекта по большинству норм не имеет прямого действия, а лишь передает полномочия на осуществление реальных действий Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и руководителям федеральных органов исполнительной власти, имеющим в своем подчинении военнослужащих. На данном этапе не ясно, как будет учитываться при оплате воинского труда наличие у военнослужащих ученых степеней (ученых званий), занятие ими должностей профессора (доцента), обезвреживание ими взрывоопасных предметов, совершение прыжков с парашютом, водолазных работ и другие особенности.
Следует оценить данный законопроект и по такому критерию, как наличие коррупционных норм. Хотя в пояснительной записке к проекту закона о денежном довольствии и говорится, что "одной из новаций в создаваемой системе денежного довольствия является предлагаемое законопроектом ограничение полномочий руководителей федеральных органов исполнительной власти и командования войск устанавливать дополнительные выплаты сверх перечня, установленного законом" и что "эта мера позволит исключить один из коррупциогенных факторов и не допускать излишней дифференциации в уровнях денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу в сходных условиях", но далее в ней же (пояснительной записке) указывается: "новая система денежного довольствия предусматривает поощрительные выплаты за особые достижения в военной службе в размере до 100 процентов оклада по воинской должности, размеры который руководители федеральных органов исполнительной власти вправе устанавливать в большем размере за счет экономии бюджетных ассигнований, выделенных на денежное довольствие военнослужащих". И это лишь один из примеров, наиболее убедительно характеризующий ситуацию с наличием в данном законопроекте коррупционных норм. Выявить их полный перечень поможет только антикоррупционная экспертиза данного законопроекта.
Несмотря на то что законопроект содержит также положения, обеспечивающие недопущение ухудшения положения отдельных категорий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в связи с введением новой системы денежного довольствия отдельные его нормы этому не соответствуют. Так, в случае увольнения до 1 января 2012 г. военнослужащего с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющего общую продолжительность военной службы 17 лет, ему будет начислено единовременное пособие при увольнении в размере 15 окладов денежного содержания, а при увольнении уже после этой даты - всего лишь 2 оклада денежного содержания (см. таблицу 4). К примеру, для командира батальона в звании "подполковник" эти размеры будут соответствовать 112 065 руб. и 72 000 руб. соответственно. Таким образом, налицо ухудшение материального положения военнослужащего на 40 065 руб.
Таблица 4
Размеры единовременного пособия при увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту
Общая продолжительность военной службы | до 01.01.12 | после 01.01.12 |
< 10 лет | 5 ОДС | |
10-15 лет | 10 ОДС | 2 ОДС |
15-20 лет | 15 ОДС | |
> 20 лет | 20 ОДС | 7 ОДС |
К представленному в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекту прилагается перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". Учитывая количество подзаконных нормативных документов, которые содержит данный перечень (2 указа Президента Российской Федерации и 15 постановлений Правительства Российской Федерации), даже без учета внутриведомственных документов федеральных органов исполнительной власти и времени, оставшегося до момента введения новой системы денежного довольствия, - 1 января 2012 г. возникают сомнения в том, что новая система денежного довольствия начнет функционировать со срока, установленного Президентом Российской Федерации. А если все-таки она и заработает, то проблем с ее реализацией, в особенности на начальном этапе, будет немало.
При всех вышеописанных негативных моментах в целом новая система денежного довольствия имеет позитивный уклон. Особенно хотелось бы отметить изменение структурного состава денежного довольствия в сторону увеличения в нем доли окладов денежного содержания. Так, за счет их значительного увеличения (оклады по воинским званиям в среднем увеличены в 4,4 раза, а оклады по воинской должности - в 4,8 раза (см. таблицу 5)) их доля в объеме месячного денежного довольствия военнослужащих достигнет 75%. Это обстоятельство очень благоприятно для самих военнослужащих, так как от окладов денежного содержания начисляется большинство надбавок и компенсационных выплат, подъемные пособия, страховые суммы, а также назначаемые им пенсии.
Таблица 5
Размеры
окладов денежного содержания с 1 января 2012 года
(вариант - 50 тыс. рублей, командир взвода, лейтенант; ОВЗ - 10,0 тыс. рублей, ОВД - 20,0 тыс. рублей)
Типовая воинская должность | Тарифный разряд | Размер оклада по воинской должности | Воинское звание | Размер оклада по воинскому званию | |
Стрелок | 1 | 11 000 | Рядовой | 5 500 | |
2 | 12 000 | Ефрейтор | 6 000 | ||
3 | 13 000 | Младший сержант | 6 500 | ||
4 | 14 000 | Сержант | 7 000 | ||
Командир отделения | 5 | 15 000 | Старший сержант | 7 500 | |
6 | 16 000 | Старшина | 8 000 | ||
Заместитель командира взвода | 7 | 17 000 | Прапорщик | 8 500 | |
8 | 18 000 | Старший прапорщик | 9 000 | ||
9 | 19 000 | Младший лейтенант | 9 500 | ||
Командир взвода | 10 | 20 000 | Лейтенант | 10 000 | |
11 | 20 500 | ||||
Заместитель командира роты | 12 | 21 000 | Старший лейтенант | 10 500 | |
13 | 21 500 | ||||
Командир роты | 14 | 22 000 | Капитан | 11 000 | |
15 | 22 500 | ||||
Заместитель командира батальона | 16 | 23 000 | Майор | 11 500 | |
17 | 23 500 | ||||
Командир батальона | 18 | 24 000 | Подполковник | 12 000 | |
19 | 24 500 | ||||
Заместитель командира полка | 20 | 25 000 | |||
21 | 25 500 | ||||
22 | 26 000 | ||||
Командир полка | 23 | 26 500 | Полковник | 13 000 | |
24 | 27 000 | ||||
Заместитель командира бригады | 25 | 27 500 | |||
26 | 28 000 | ||||
27 | 28 500 | ||||
Командир бригады | 28 | 29 000 | |||
Заместитель командира дивизии | 29 | 29 500 | |||
30 | 30 000 | ||||
Командир дивизии | 31 | 30 500 | Генерал-майор | 15 000 | |
Заместитель командира корпуса | 32 | 31 000 | |||
33 | 31 500 | ||||
34 | 32 000 | ||||
Командир корпуса | 35 | 32 500 | |||
36 | 33 000 | ||||
Заместитель командующего армией | 37 | 33 500 | |||
38 | 34 000 | ||||
39 | 34 500 | ||||
40 | 35 000 | ||||
41 | 35 500 | ||||
42 | 36 000 | ||||
43 | 36 500 | ||||
Командующий армией | 44 | 37 000 | Генерал-лейтенант | 17 000 | |
45 | 37 500 | ||||
46 | 38 000 | ||||
Командующий войсками военного округа | 47 | 40 000 | Генерал-полковник | 20 000 | |
48 | 42 000 | ||||
Заместитель Министра обороны Российской Федерации | 49 | 44 000 | |||
Первый заместитель Министра обороны Российской Федерации | 50 | 45 000 | Генерал армии | 22 000 |
Однако на фоне благоприятного момента повышения абсолютных размеров денежного довольствия военнослужащих происходит снижение существующих норм отдельных дополнительных и других выплат, что, по нашему мнению, негативно отразится на стимулирующей роли денежного довольствия. Так, в законопроекте уменьшены нормативы осуществления следующих выплат:
- снижен предельный размер ежемесячной надбавки за выслугу лет с 70 до 40% окладов денежного содержания;
- снижен предельный размер надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, с 75 до 65% окладов по воинской должности;
- снижен размер ежегодной материальной помощи с двух до одного оклада денежного содержания;
- подъемное пособие установлено в размере оклада денежного содержания на военнослужащего и одной четвертой оклада денежного содержания на каждого члена семьи (в настоящее время - два оклада денежного содержания на самого военнослужащего, один оклад - на супругу и по 2 оклада - на остальных членов семьи);
- единовременное пособие при увольнении с военной службы установлено в размере двух и семи окладов денежного содержания в зависимости от выслуги лет и основания увольнения (в настоящее время - от пяти до двадцати окладов денежного содержания);
- страховые суммы в зависимости от страховых случаев снижены с 25, 10 и 5 окладов денежного содержания до 10, 5 и 2 соответственно.
Данное обстоятельство органы государственной власти оправдывают тем, что по всем нормам дополнительных и других выплат, снижаемым в процентном отношении, происходит их фактический рост в рублях исходя из новых размеров окладов по воинским званиям и должностям. Впрочем, как мы считаем, даже при фактическом увеличении данных выплат в денежном эквиваленте главная цель формирования новой системы денежного довольствия - обеспечение соответствия высокого социального статуса военнослужащих уровню оплаты их труда не может быть достигнута столь же быстрыми темпами, как это могло произойти при оставлении существующих нормативов выплат.
К положительным сторонам законопроекта также можно отнести уменьшение межтарифной разницы, т.е. соотношения между окладами по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Так, пропорции соотношения окладов по некоторым типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, нормативно закрепленные Указом Президента Российской Федерации "Вопросы денежного довольствия военнослужащих" от 30 сентября 2004 г. N 1258, во вводимой системе денежного довольствия сократились в среднем на 5,9% (см. таблицу 6), что, по нашему мнению, позволяет в условиях ограниченности бюджетных средств в большей степени повысить оклады по воинским должностям наименее оплачиваемым категориям военнослужащих и тем самым в какой-то мере сократить дисбаланс, все более нарастающий с каждым очередным повышением окладов денежного содержания военнослужащих.
Таблица 6
Параметры соотношения окладов по типовым воинским должностям
Основные типовые воинские должности военнослужащих, проходящих воинскую службу по контракту | Соотношение окладов по типовым воинским должностям (в процентах от должностного оклада заместителя федерального министра)*(1) | Существующие | Планируемые с 01.01.2012 г. | ||||
Размер оклада по воинской*(2) должности (в рублях) | Размер оклада по воинской должности (в процентах от должностного оклада заместителя федерального министра) | Отклонение от норматива (в %) | Размер оклада по воинской*(3) должности (в рублях) | Размер оклада по воинской должности (в процентах от должностного оклада заместителя федерального министра) | Отклонение от норматива (в %) | ||
Первый заместитель Министра обороны Российской Федерации | 100 | 9 779 | 100 | 0 | 45 000 | 100 | 0 |
Командир мотострелковой (танковой) бригады | 54-55 | 5 323 | 54,4 | 0 | 29 000 | 64,4 | + 9,4 |
Командир мотострелкового (танкового) полка | 51-52 | 4 992 | 51,0 | 0 | 26 500 | 58,9 | + 6,9 |
Командир мотострелкового (танкового) батальона | 45-46 | 4 437 | 45,4 | 0 | 24 000 | 53,3 | + 7,3 |
Командир мотострелковой (танковой) роты | 40-41 | 3 994 | 40,8 | 0 | 22 000 | 48,9 | + 7,9 |
Командир мотострелкового (танкового) взвода | 36-37 | 3 551 | 36,3 | 0 | 20 000 | 44,4 | + 7,4 |
Первичные воинские должности солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту | 22-23 | 2 221 | 22,7 | 0 | 11 000 | 24,4 | + 1,4 |
Курсант военного образовательного учреждения профессионального образования | 15-16 | 1 555 | 15,9 | 0 | 7 700 | 17,1 | + 1,1 |
*(1) Указ Президента Российской Федерации "Вопросы денежного довольствия военнослужащих" от 30 сентября 2004 г. N 1258. *(2) Постановление Правительства Российской Федерации "О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти" от 31 марта 2011 г. N 225. *(3) По расчетам Минфина России к проекту федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". |
Революционной в представленном законопроекте является норма, согласно которой размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, чего не было ранее и что постоянно приводило к падению уровня реальных доходов военнослужащих. Хотя, по нашему мнению, в качестве критерия индексации все же необходимо взять прогнозируемый уровень инфляции плюс разницу между реальным значением уровня инфляции за предыдущий год и его прогнозом, в случае если он оказался менее реального, как это сделано в ведущих зарубежных странах (например, в США предусмотрено ежегодное увеличение основных базовых окладов на индекс затрат на содержание персонала (ECI) плюс 0,5 процента). Это позволило бы сохранить реальный уровень доходов военнослужащих, а не постоянно "догонять" растущий уровень цен. Кроме того, в нормативных документах Министерства обороны Российской Федерации необходимо определить сроки индексации размеров денежного довольствия. Наиболее приемлемый вариант, как мы считаем, - с 1 января планируемого финансового года по итогам уровня инфляции за отчетный год и на основании прогнозируемых социально-экономических показателей на предстоящий период.
В новой системе денежного довольствия существенно увеличено действие стимулирующих факторов. Так, предусматриваются возможности значительного увеличения размеров денежного довольствия в рамках одной воинской должности в зависимости от профессионального мастерства военнослужащего, его добросовестности, сложности и важности решаемых задач и других условий, способствующих качественному исполнению служебных обязанностей. Например, размеры денежного вознаграждения за классную квалификацию (квалификационную категорию) увеличены с 5-10 до 5-30% от оклада по воинской должности с установлением выплаты за третий класс и распространением права на ее получение на всех военнослужащих. В настоящее время военнослужащие безосновательно поделены на тех, которым может присваиваться классная квалификация и которые соответственно "могут повышать свое профессиональное мастерство", и тех, которые такого права не имеют. Но даже те военнослужащие, которым присвоен 3-й класс квалификации, все равно не имеют права на денежное вознаграждение, что, по нашему мнению, не совсем правильно.
Следующее, на что хотелось бы обратить внимание: законопроект предусматривает введение института фонда денежного довольствия военнослужащих, порядок формирования которого будет в дальнейшем определен Правительством Российской Федерации, но уже сейчас ясно, что это положительно отразится при его планировании, а в большей степени при его расходовании, так как ст. 3 анализируемого законопроекта предусматривает раздельный учет фондов денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву, а также военнослужащих центрального аппарата и остальных военнослужащих. В настоящее время в целях эффективности использования фондов денежного довольствия определяется их экономия, а вот самого понятия фонда денежного довольствия не существует.
Подводя итог всему вышеизложенному, можно отметить, что новая система денежного довольствия при всех имеющихся у нее недостатках и преимуществах (см. таблицу 7) поднимет уровень доходов военнослужащих, создаст для них достойный социальный пакет, тем самым обеспечит комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации профессиональными военнослужащими и укрепит престиж военной службы в обществе. И тот факт, что государство готово потратить 846,1 млрд. руб. в 2012-2013 гг. на денежное довольствие военнослужащих, лишь подтверждает эти слова.
Таблица 7
Недостатки и преимущества новой системы денежного довольствия
"+" | "-" |
Нормативное закрепление размеров и порядка обеспечения денежным довольствием на федеральном уровне | Противоречие в понимании абсолютных размеров денежного довольствия органами государственной власти и самими военнослужащими |
Превышение абсолютных размеров денежного довольствия над размерами других стимулирующих выплат (приказ Министра обороны Российской Федерации от 24 февраля 2011 г. N 400 и приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010) | Исключение из перечня выплат, на которые начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки, премии за образцовое выполнение воинского долга и материальной помощи |
Увеличение абсолютных размеров ежемесячного денежного довольствия | Низкий уровень реального увеличения денежного довольствия |
Рост размеров дополнительных выплат в рублях | Введение новой системы денежного довольствия не одновременно для всех категорий военнослужащих |
Сокращение числа дополнительных выплат со 100 до 9 | Изменение и отмена некоторых социальных гарантий в связи с введением новой системы денежного довольствия |
Увеличение доли окладов денежного содержания в структуре денежного довольствия | Упразднение принципа единства в установлении окладов денежного содержания военнослужащих и должностных окладов федеральных государственных служащих |
Уменьшение межтарифной разницы | Снижение существующих норм отдельных выплат |
Нормативное закрепление ежегодной индексации окладов денежного содержания | Отсутствие в проекте федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" по большинству вопросов норм прямого действия |
Увеличение действия прямых стимулирующих факторов | Множественность подзаконной нормативно-правовой базы (2 указа Президента Российской Федерации, 15 постановлений Правительства Российской Федерации и большое количество внутриведомственных документов) |
Создание института фонда денежного довольствия | Наличие коррупциогенных норм |
Наличие положений, ухудшающих материальное положение военнослужащих |
В.М. Копров,
адъюнкт кафедры денежного довольствия и социального обеспечения
военнослужащих Военного университета, капитан
"Право в Вооруженных Силах", N 8, август 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" от 30 июня 2006 г. N 200.
*(2) Социально-экономическое положение России (январь-март 2011 г.). Ежемесячный сборник статистической информации. М., 2011. 486 с.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Денежное довольствие, достойное статуса военнослужащих:
миф или реальность
Автор
В.М. Копров - адъюнкт кафедры денежного довольствия и социального обеспечения военнослужащих Военного университета, капитан
"Право в Вооруженных Силах", 2011, N 8