Граждане, уволенные с военной службы, не приобретшие права на пенсию за выслугу лет, получат государственную поддержку
(комментарий к Федеральному закону от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ)
С 17 июня 2011 г. вступил в силу Федеральный закон "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ. Данный Закон восстанавливает справедливость в отношении значительного числа граждан, которые по различным причинам были уволены с военной службы после 1 января 2002 г. и на момент увольнения не имели необходимой выслуги для назначения пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." от 12 февраля 1993 г. N 4468-I*(1).
Необходимость принятия данного Федерального закона обусловлена тем, что с введением с 1 января 2002 г. обязательного пенсионного страхования на всех граждан, осуществляющих трудовую деятельность, в Пенсионном фонде Российской Федерации открыты индивидуальные лицевые счета, на которые работодатели ежемесячно перечисляют страховые взносы, размер которых зависит от заработной платы работника. Военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов не включены в систему обязательного пенсионного страхования, поскольку их пенсионное обеспечение после увольнения со службы осуществляется за счет средств федерального бюджета, а не Пенсионного фонда Российской Федерации, как иных граждан. В связи с этим в период прохождения военной службы каких-либо отчислений за военнослужащих в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится.
Вследствие такого порядка военнослужащие, которые по каким-либо причинам увольнялись с военной службы и при этом не имели выслуги, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет, оказывались в заведомо ущемленном положении в сравнении с другими категориями граждан. Накопления на лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации указанных лиц, начинающих трудовую деятельность в зрелом возрасте после увольнения с военной службы, начинаются, что называется, "с нуля", в то время как у их сверстников, чья трудовая деятельность не связана с военной и правоохранительной службой, к этому времени на лицевых счетах уже имеются определенные накопления. В итоге при достижении общего пенсионного возраста (55 лет - женщины, 60 лет - мужчины) при прочих равных условиях размеры трудовых пенсий по старости, назначаемых указанным гражданам, различались весьма существенно. Получалось, что годы, отданные военной службе, оказывались вычеркнутыми из жизни в прямом и переносном смысле и негативно сказывались на размере трудовых пенсий. Таких граждан немало: по данным "Российской газеты", в начале 2010 г. в стране насчитывалось около 60 тыс. граждан, уволенных с военной службы без приобретения права на пенсию за выслугу лет*(2).
С принятием и вступлением в силу комментируемого Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ данная явная социальная несправедливость устранена.
Установленный указанным Федеральным законом механизм, обеспечивающий право на трудовую пенсию граждан, проходивших военную службу и не имеющих права на пенсию за выслугу лет, выглядит следующим образом.
В соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ трудовая пенсия (страховая часть трудовой пенсии по старости) устанавливается с учетом суммы расчетного пенсионного капитала*(3) застрахованного лица, одна из частей которого за период с 1 января 2002 г. формируется из суммы уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Как указывалось выше, граждане, проходившие военную и иную приравненную к ней службу, не подлежат в период этой службы обязательному пенсионному страхованию. Поэтому комментируемым Федеральным законом предусматривается преобразование пенсионных прав указанных граждан, приобретенных за периоды службы, в расчетный пенсионный капитал.
Определение размера страховой части трудовой пенсии по старости указанным лицам будет производиться с учетом суммы выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета за периоды службы, имевшей место не ранее чем с 1 января 2002 г., подлежащей включению в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица и отражению в общей части его индивидуального лицевого счета.
Сумма выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета, подлежащая включению в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица и отражению в общей части его индивидуального лицевого счета, рассчитывается путем умножения действующей на день установления страховой части трудовой пенсии по старости стоимости страхового года*(4) на продолжительность периодов службы. При этом период службы (работы) продолжительностью один месяц считается как одна двенадцатая года, а период службы (работы) продолжительностью один день считается как одна тридцатая месяца.
Стоимость страхового года на 2011 г. составляет 13 509,6 руб. (4 330 руб. x 26% x 12 мес.)*(5).
Поясним это на следующем примере.
Прапорщик А.А. Лихачева уволена с военной службы с 23 июня 2003 г. в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе с выслугой на момент увольнения 10 лет. После увольнения работала телефонисткой на районном узле связи 1 сентября 2011 г. ей исполнилось 55 лет, и она обратилась в отделение Пенсионного фонда по месту жительства о назначении ей трудовой пенсии по старости.
Для определения размера средств федерального бюджета, которые должны быть перечислены в Пенсионный фонд и включены в расчетный пенсионный капитал А.А. Лихачевой, необходимо стоимость страхового года (13 509,6 руб.) умножить на продолжительность ее военной службы. В итоге получаем:
13 509,6 руб. х 10 лет = 135 096 руб.
Таким образом, на индивидуальном лицевом счете А.А. Лихачевой в дополнение к имеющимся накоплениям будет отражено 135 096 руб., которые будут учтены при определении размера ее трудовой пенсии по старости.
Количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого в 2011 г. для расчета трудовой пенсии, составляет 204 месяца.
Для нашего случая размер ежемесячной прибавки к пенсии А.А. Лихачевой составит:
135 096 руб. : 204 мес. = 662,2 руб.
Согласно расчетам, проведенным разработчиками законопроекта при подготовке его финансово-экономического обоснования, в среднем прибавка к трудовой пенсии по инвалидности, исчисленная в соответствии с комментируемым Федеральным законом с момента его введения в действие в 2011 г., будет составлять 596 руб. в месяц, а прибавка к страховой части трудовой пенсии по старости - в среднем 199 руб. в месяц.
По оценкам разработчиков на момент исполнения обязательств по основной массе пенсионеров в 2030 г. с учетом стоимости страхового года за соответствующий период (65 181 руб.) размер прибавки к трудовой пенсии по инвалидности будет составлять в среднем 2 573 руб. в месяц, размер прибавки к страховой части трудовой пенсии по старости - 858 руб. в месяц.
Безусловно, указанные размеры прибавок к трудовым пенсиям бывших военнослужащих, не имеющих права на получение пенсии за выслугу лет, выглядят более чем скромными. Однако следует иметь в виду, что при производстве расчетов за основу бралась средняя выслуга на военной службе в три года. Если же продолжительность службы составляет 10 и более лет, то указанные средние значения следует увеличивать в 3-5 раз.
В любом случае Федеральный закон "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ имеет позитивную направленность и призван хотя бы в небольшой степени морально и материально на склоне лет поддержать тех, кто определенное число лет своей жизни отдал делу защиты Отечества.
В.М. Корякин,
доктор юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", N 9, сентябрь 2011 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья 13 указанного Закона устанавливает два условия приобретения права на пенсию за выслугу лет:
а) либо наличие на день увольнения выслуги на военной и (или) правоохранительной службе 20 лет и более (в льготном исчислении);
б) либо наличие на день увольнения общего трудового стажа 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная и (или) правоохранительная служба (при условии увольнения со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достижения на день увольнения 45-летнего возраста).
*(2) Гаврилов Ю. Заслужили: трудовую пенсию отставников повысят // Рос. газ. 2011. 31 мая.
*(3) Расчетный пенсионный капитал - это общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии (ст. 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
*(4) Стоимость страхового года - сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в течение одного финансового года. Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд, увеличенное в 12 раз (ст. 13 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ).
*(5) 4 330 руб. - минимальный размер оплаты труда, действовавший на 1 января 2011 г.; 26% - тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленный ст. 12 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Граждане, уволенные с военной службы, не приобретшие права на пенсию за выслугу лет, получат государственную поддержку (комментарий к Федеральному закону от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ)
Автор
В.М. Корякин - доктор юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", 2011, N 9