"Успехи АУ подтолкнули реформу" (интервью с Н.В. Ярославцевой, министром культуры Новосибирской области)
Опыт по переводу учреждений культуры Новосибирской области в автономию, полученный в 2008-2010 годах, позволил более эффективно провести работу по реформированию всей сети учреждений отрасли. Как отмечает министр культуры региона Н.В. Ярославцева, все подведомственные госучреждения, которые не являются автономными, с 1 мая 2011 года стали новыми бюджетными и начали работать по субсидии, а основная работа по реформированию переместилась на муниципальный уровень.
- Наталья Васильевна, как идет реализация Закона N 83-ФЗ*(1) в отношении новосибирских учреждений культуры? Завершен ли процесс их разделения на автономные, новые бюджетные и казенные?
- Начну с того, что реформирование государственных учреждений, подведомственных министерству культуры Новосибирской области, началось задолго до начала действия Закона N 83-ФЗ - после вступления в силу Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях". В регионе было принято большое количество нормативно-правовых актов, необходимых для преобразования статуса государственных бюджетных учреждений и управления ими.
Всего в Новосибирской области в 2008-2010 годы было создано 15 ГАУ в сфере культуры (в основном путем изменения типа существующих бюджетных учреждений): семь театрально-зрелищных, шесть культурно-досуговых и два образовательных учреждения. Впоследствии все они продемонстрировали правильность сделанного выбора, добившись значительных творческих и экономических успехов.
Полученный положительный опыт позволил более эффективно организовать в регионе работу по реализации Закона N 83-ФЗ. В результате в течение III квартала 2011 года еще восемь учреждений получили автономный статус (одна библиотека, два музея, два театрально-зрелищных, два образовательных и одно культурно-досуговое учреждение). Девять учреждений остались бюджетными. Создание казенных учреждений, подведомственных министерству культуры Новосибирской области, не предусматривается.
Отмечу, что с 1 мая текущего года финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений культуры осуществляется путем предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат на оказание госуслуг и субсидий на иные цели. Кроме того, к настоящему времени в министерстве культуры региона завершена работа по формированию перечней особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества подведомственных БУ, а также разработан и утвержден ряд документов, регламентирующих деятельность учреждений после реформирования.
- А как протекает процесс реформирования бюджетной сети на муниципальном уровне?
- К 1 октября 2011 года все муниципальные районы и городские округа завершили анализ сети учреждений культуры. Из 650 муниципальных учреждений в автономные планируется перевести 16 (2,5%), в казенные - 127 (19,5%), а 507 (78%) оставить бюджетными.
В настоящее время в трех районах области работает по одному МАУ (в частности, в Татарском районе - Дворец культуры "Родина"), а в дальнейшем перевод учреждений в автономию затронет четыре района (восемь учреждений) и Новосибирск (пять учреждений). При этом в областном центре общее количество МАУ к 2013 году предполагается довести до 20 (27,7%).
Как видим, на муниципальном уровне автономных учреждений пока создано мало. Но это и правильно. Во-первых, у муниципальных учреждений меньше возможностей зарабатывать, во-вторых, перевод в АУ - работа планомерная, предполагающая длительную подготовку (люди должны "дозреть"). Именно поэтому министерство сначала провело эту работу в ведущих государственных учреждениях культуры и только сейчас приступило к рекомендациям муниципалам. Рекомендации даны по всем этапам реформирования бюджетной сферы - от анализа сети и принятия решения об изменении типа учреждения, формирования необходимой нормативно-правовой базы до утверждения перечня муниципальных услуг, регламентов оказания этих услуг, нормативов финансовых затрат и непосредственно муниципальных заданий.
- Вы упомянули о значительных успехах государственных АУ. В чем именно они выражаются?
- Прежде всего в росте средней заработной платы работников. За три года она увеличилась в 1,34 раза (для творческих работников - в 1,24 раза, а для тех, чьи должности соответствуют существовавшим ранее 1-4-му разрядам единой тарифной сетки, - в 1,29 раза). В отдельных АУ этот рост оказался еще более впечатляющим: так, в Новосибирском областном Российско-Немецком Доме средний уровень зарплаты увеличился в 2,17 раза, в Доме культуры им. Октябрьской революции - в 1,62 раза, во Дворце молодежи "Юность" - в 1,56 раза.
Другой показатель успеха - доходы ГАУ культуры. За 2008-2010 годы они выросли в 1,78 раза, в том числе в Новосибирском государственном театральном институте - в 5,1 раза, во Дворце культуры "Родина" - в 2,53 раза, в областном театре кукол - в 1,91 раза. В то же время доходы от предпринимательской деятельности увеличились в 1,79 раз. Так, театральный институт нарастил их объем в 16,5 раз, драматический театр "Красный факел" - в 1,67 раза, а молодежный театр "Глобус" - в 1,61 раза.
- Чем объясняется такой рост внебюджетных доходов?
- Совокупностью преимуществ, которые появились вместе с автономным статусом.
Во-первых, АУ сохранили гарантированное финансовое обеспечение своей деятельности в виде субсидий, но получили большую самостоятельность в расходовании бюджетных средств, что стало стимулом и необходимым условием для эффективного использования финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов. В свою очередь, внебюджетные доходы, полученные АУ, поступают в их распоряжение. Все это позволяет самостоятельно определять размер оплаты труда и штатную численность в рамках своей кадровой политики в зависимости от доступных для автономного учреждения ресурсов.
Во-вторых, АУ сами устанавливают номенклатуру и тарифы на платные услуги для населения и юридических лиц. Исключением становятся лишь случаи, когда тарифы на платные услуги являются предметом государственного регулирования или предоставляются в соответствии с установленным госзаданием.
- Деятели культуры в разных регионах страны нередко высказывают опасение, что для автономных учреждений бюджетное финансирование в будущем может быть снижено. На ваш взгляд, имеются ли для этого основания?
- Действительно, такие опасения у деятелей культуры существуют. Но насколько они обоснованны или беспочвенны - зависит от позиции власти в регионе. В Новосибирской области в этом отношении проделана большая разъяснительная работа и результаты автономных учреждений налицо, поэтому власть понимала, что сокращать финансирование нельзя ни под каким предлогом (причем, не только автономным, но и всем государственным учреждениям).
Вместе с тем попытки снизить финансирование все-таки есть. В частности, министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, обсуждая с правительством повышение зарплат бюджетникам на 6,5%, предложило провести его только для бюджетных учреждений. В принципе, такую логику понять можно: это повышение проводится по усмотрению региона, бюджетных средств не хватает, так почему бы не поднять зарплаты в первую очередь тем, у кого они низкие? Ведь в автономных учреждениях зарплаты уже достигли среднего показателя по экономике области (18,5 тыс. руб.).
Наша позиция - так делать нельзя минимум три года. Автономные учреждения должны чувствовать заботу государства наравне с другими типами учреждений, это еще один стимул повышения эффективности их работы.
- По вашему опыту, какие действия могут способствовать сохранению финансирования на прежнем уровне?
- Секрет в том, что наблюдательные советы ГАУ культуры у нас, как правило, возглавляют первые лица региона, министерств или их заместители. Например, председателем наблюдательного совета Новосибирского театра музыкальной комедии является губернатор В.А. Юрченко, театра "Глобус" - советник по культуре губернатора, бывший руководитель департамента культуры области В.А. Бродский. Наблюдательные советы в шести ГАУ возглавляю я, а каждый из моих заместителей председательствует еще в трех-четырех наблюдательных советах.
В коллегиальные органы управления всех АУ включены представители министерства имущества и земельных отношений, финансовых служб, депутаты, известные бизнесмены, деятели культуры. То есть в каждом случае наблюдательный совет по своему составу таков, что сохранение уровня финансирования или невозможность других действий, ухудшающих положение учреждения, гарантируется еще и этими авторитетными персонами и их решениями.
- А какова динамика объемов финансирования подведомственных ГАУ культуры?
- В 2010-2011 годах все они получили дополнительные средства. Например, Сибирскому хору в связи с переходом в автономию было дополнительно выделено 12 млн. руб. на выравнивание заработной платы и гастрольную деятельность (это примерно одна треть его годового финансирования). Театр музыкальной комедии, став автономным, тоже получил средства на выравнивание зарплаты (4 млн. руб.).
Однако снижение финансирования автономных учреждений - не единственное опасение. Некоторые медлят с переходом в автономию из-за того, что им еще не сделали ремонт. Хотя на самом деле наличие отремонтированного здания здесь не играет никакой роли, так как средства на ремонтные работы закладываются в бюджет ежегодно.
- Тогда что же важно для работы в автономии? Чем должно обладать учреждение?
- В первую очередь, учреждение культуры должно обладать имуществом - зданием, залами, материально-технической базой. Этого должно быть достаточно для того, чтобы, во-первых, развиваться в рамках государственного задания, во-вторых, получать дополнительный доход. Причем не столько сдавать помещения в аренду (она не является основным способом заработка), сколько проводить разного рода акции, привлекать гранты, а также средства на проведение мероприятий для других ведомств и организаций-заказчиков.
Не менее важна компетенция и грамотность органов управления - руководителя АУ и наблюдательного совета. Я убеждена, что руководителю необходима подготовка для работы в условиях автономии. Но с первого дня отправлять его на обучение нельзя - человек еще не знает, какая информация окажется для него ценна и актуальна. Пусть он месяца полтора поработает в новых условиях, "набьет шишек". После этого от обучения будет больше пользы: руководитель сможет задавать правильные вопросы, расставлять акценты и впоследствии применять полученные знания на практике.
Следующее условие - учреждение должно ясно представлять направления своего развития, а значит, в нем должна быть планово-экономическая служба. Рядом с директором должен встать человек, который умеет воплотить в цифры задачу, поставленную руководителем, и бухгалтер на эту роль не совсем подходит. Это место должен занять именно экономист. Дело в том, что у руководящего звена автономных учреждений есть очень много идей, но зачастую нет понимания, как их правильно прописать, поставить верные показатели с точки зрения финансово-хозяйственной деятельности. А это очень важно.
Наконец, еще одно условие - учреждение должно приложить усилия и начать более эффективно работать, чтобы власть не разочаровалась в том, что перевела его в автономию. Ведь может возникнуть соблазн работать так же, как и в прежнем статусе.
- То есть вместе со статусом учреждения должна поменяться психология управления им?
- Безусловно, она совершенно другая. Если руководитель бюджетного учреждения может позволить себе иждивенческую позицию (особенно когда учреждение является знаковым или единственным в своем роде, "обласкано" властями), то руководитель АУ ощущает элемент соревновательности. Он сразу начинает мыслить как хозяин: обязательно проводит оптимизацию, пересматривает штатное расписание, анализируя, где имеется избыток или недостаток персонала, погружается в имущественные вопросы.
Я встречала очень многих руководителей, которые до перехода в автономию даже не знали всего перечня имущества, находящегося у учреждения в оперативном управлении, и считали, что это забота бухгалтерии, которая проводит инвентаризацию. А при переходе в АУ руководители начинали задавать правильные вопросы: зачем мы за эту единицу платим, не целесообразнее ли ее списать?
Например, учреждения, готовящиеся к переходу в АУ, только за 2011 год списали четыре автомобиля, а министерство культуры совместно с министерством имущества и земельных отношений передали эти транспортные средства сельским учреждениям - бесплатно, по нулевой стоимости. Потому что будущие АУ понимали, что старые автомашины требуют значительных средств на содержание и обслуживание, что их проще списать и купить на внебюджетные доходы новые, соответствующие требованиям надежности, проходимости и экономичности. В то же время сельские учреждения культуры нуждаются в любых, даже устаревших автомобилях, которые зачастую являются для них единственным транспортным средством.
Наконец, иная психология управления проявляется в отношении кадров. В условиях уменьшения штатного расписания, экономии средств руководитель АУ начинает думать, как рациональнее использовать конкретного сотрудника, где он будет наиболее эффективен. И к оплате труда работников руководитель подходит уже по-другому: опираясь не на то, что "здесь ставка выше, а здесь ниже", а на то, за какую работу и каким образом стимулировать специалиста.
- В Новосибирске действует бизнес-инкубатор по подготовке менеджеров в социальной сфере. Что это за проект?
- На самом деле подготовка менеджеров в сфере культуры - лишь часть целого. Бизнес-инкубатор - это проект, в рамках которого проводится несколько открытых сессий.
Первая из них - Международный молодежный инновационный форум "Интерра", который проводится в Новосибирске с 2009 года. Помимо направлений "Бизнес", "Наука", "Образование" в него входит и секция "Культура", где молодежь показывает свои достижения в различных областях искусства и обсуждает актуальные задачи в сфере культуры. Результатом становится создание некоего объединения. Так, в 2009 году "Интерра" завершилась открытием Центра современного искусства, а в 2011 году - Лаборатории современной музыки. В следующем году запланировано создание Лаборатории современной драматургии.
Вторая сессия посвящена обучению всех и вся: звукооператоров и звукорежиссеров, фотохудожников и т.д. Постоянно действующих образовательных площадок у нас 24. Причем на каждой не только проводятся семинары, мастер-классы, но и создается продукт (фотовыставка, единая композиция). Сюда же можно отнести и проведение научно-практических конференций (в этом году тема такой конференции - "Менеджмент качества в сфере культуры").
Третья сессия - это подготовка кадров в сфере культуры. В Новосибирске есть театральный институт, консерватория, но нет института культуры, где можно получить высшее образование по специальностям, относящимся к клубной работе. Сейчас мы хотим открыть такой факультет на базе педагогического университета - в областном бюджете уже заложены деньги на целевой набор.
Четвертая сессия представляет собой мероприятие для детских школ искусств всей Сибири, посвященное художественному образованию, а пятая - подготовку менеджеров в социальной сфере, которая проводится на базе Сибирской академии госслужбы. Такую подготовку пройдут в ноябре - декабре текущего года руководители сельских отделов культуры, а потом, в феврале 2012 года, - руководители клубов, музеев.
- В чем же будет заключаться дальнейшая работа с подведомственными АУ?
- У министерства есть планы по переводу в автономию еще одного учреждения - "Новосибирсккиновидеопроката". Но основная работа будет представлять собой оказание методической и консультационной поддержки уже созданным АУ, а главный механизм управления ими будет заключаться в корректном составлении государственных заданий, ответственной работе наблюдательных советов и правильной организации финансового контроля.
Г.Г. Зайцева,
главный редактор журнала
"Руководитель автономного учреждения"
"Руководитель автономного учреждения", N 12, декабрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"