Ассоциация поддержит развитие АУ
Ассоциация государственных автономных учреждений Татарстана является, пожалуй, единственной в России - в стране объединяются в основном промышленники и предприниматели, малый и средний бизнес, а не госучреждения. Она выполняет две важные функции: играет роль связующего звена между органами власти и АУ, проводя решения первых и поднимая на республиканский уровень проблемы вторых, и помогает решать вопросы текущей деятельности учреждений, проводя обучение, оказывая консультационную поддержку.
Ассоциация государственных автономных учреждений Татарстана была образована в августе 2009 года. Ее создание преследовало несколько целей: развитие и совершенствование государственных АУ Республики Татарстан, выработка единой стратегии развития сети автономных учреждений, а также усиление их роли в социально-экономическом развитии региона.
Чтобы достигнуть этих целей, ассоциация ведет работу по следующим направлениям:
- разрабатывает рекомендации и меры по решению проблем АУ;
- оказывает консультационные услуги, в том числе по правовым, кадровым вопросам;
- организует семинары, где проходит обучение руководящего состава автономных учреждений, а также круглые столы и конференции, на которых решение основных проблем АУ выносится на уровень учредителя и других органов власти;
- изучает положительный опыт отдельных АУ, чтобы в дальнейшем выработать общие рекомендации по их развитию;
- отстаивает интересы членов ассоциации и содействует повышению социального статуса их работников (в том числе руководящих).
В ассоциацию входит 87 государственных АУ. Это учреждения соцзащиты и образовательные учреждения начального, среднего профессионального образования, учредителем которых является Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Но мы пришли к пониманию, что ассоциация может помочь и учреждениям другого профиля, созданным другими учредителями.
В частности, в нашу некоммерческую организацию хотят вступить муниципальные учреждения, в том числе образовательные. В настоящее время они оформляют документы, необходимые для принятия в члены ассоциации, а мы анализируем, какие у этих учреждений возникают вопросы и можем ли мы их решить. Ведь очень важно понять, насколько членство в некоммерческой организации будет соответствовать ожиданиям учреждений, насколько реальной окажется помощь, причем важно это выяснить сейчас, а не после их вступления. Поэтому мы встречаемся, совместно обсуждаем ситуацию. В 2012 году, вероятно, сформируется список тех АУ, которые могут войти в ассоциацию.
Примечание. Важно понять, насколько членство в ассоциации будет соответствовать ожиданиям учреждений, насколько реальной окажется наша помощь. Причем важно это выяснить до, а не после их вступления в члены ассоциации.
Учредитель не остается в стороне
Вопросов, которые возникают в деятельности автономных учреждений, много, поэтому наиболее распространенными формами работы ассоциации с АУ являются консультации и семинары. В частности, консультационные услуги предоставляются в виде ответа на запрос по электронной почте, встречи, телефонной беседы. Обычно в день поступает 10-15 вопросов, касающихся работы с кадрами, изменения штатного расписания, развития внебюджетной деятельности и т.д. Все эти вопросы решаются в индивидуальном порядке, поскольку для учреждений социального обслуживания нужен один подход, а для образовательных учреждений - совершенно другой.
Возьмем, к примеру, проблему изменения штатного расписания. Республиканские автономные учреждения нередко вводят или собираются ввести новые должности - маркетолога, юриста, экономиста, специалиста по рекламе и PR. Но многие руководители не знают, как это сделать правильно. Ассоциация помогает АУ оптимизировать штатное расписание так, чтобы при появлении новых должностей оно не выходило за пределы имеющегося фонда оплаты труда.
Другая проблема заключается в том, что раньше автономным учреждениям было очень трудно утвердить измененное штатное расписание. Это было возможно сделать только через издание нормативно-правовых актов органов власти республики, поскольку штатное расписание регламентировалось единым квалификационным справочником. Но ассоциация на примере опыта передовых АУ доказала необходимость изменения подхода, и учредитель с нами согласился. В результате сейчас утверждение изменений в штатном расписании происходит быстрее и проще.
Актуальным вопросом для автономных учреждений - членов ассоциации оказалась и система оплаты труда. Сегодня они в основном работают по единой тарифной сетке (ЕТС), а нам бы хотелось изменить ситуацию и перейти на отраслевую систему оплаты труда, чтобы автономные учреждения сами могли регулировать оплату труда своих работников, стимулировать наиболее ценных специалистов. При имеющейся системе сделать это сложно. Например, у молодого специалиста, который пришел в автономное учреждение, нет опыта работы, но за один год он смог зарекомендовать себя с наилучшей стороны - имеет авторские наработки, участвует в профессиональных конкурсах. Чтобы сохранить сотрудника, его нужно стимулировать, но на каких основаниях? Ведь согласно ЕТС у него самый маленький оклад, поскольку нет стажа. А вот отраслевая система оплаты труда позволяет АУ самостоятельно регулировать оклады (разумеется, в рамках своего фонда оплаты труда).
Подняв этот вопрос на одном из последних семинаров ассоциации, который проходил при участии представителей учредителя, мы убедили министерство труда в необходимости решения проблемы. Учредитель принял ее во внимание и подключил другие органы власти республики.
Регулирование текущей деятельности
Еще одна часть вопросов, актуальных для республиканских АУ - членов ассоциации, касается правового регулирования текущей деятельности учреждений, к примеру, заседаний наблюдательного совета АУ: кто должен входить в состав наблюдательного совета, как правильно проводить заседания, какие вопросы должны на них выноситься, как составить итоговый протокол? От этих нюансов во многом зависит конечный результат - решение, которое в итоге будет принято. Ассоциация высылает учреждениям типовые протоколы, дает рекомендации (в частности, можно вынести на заседание вопрос об утверждении оклада руководителя АУ и его заместителя), даже провела своеобразный мастер-класс, где транслировался опыт одного из АУ Нижнекамска.
Следующая тема - устав автономного учреждения. Конечно, существует типовой устав, но он вряд ли подходит: крайне важно, чтобы в этом документе была отражена специфика конкретного учреждения. Мы считаем, что устав должен создаваться в каждом случае индивидуально, как можно более полно отражать деятельность АУ. Поэтому лично я и специалисты ассоциации перечитали много уставов на предмет того, какие уточнения в них внести. А сейчас мы помогаем разрабатывать эти документы для двух учреждений, которые переходят в автономию и хотят войти в ассоциацию.
Кроме того, много вопросов поступает относительно внебюджетной деятельности. Когда учреждения получают автономный статус, многие их руководители оказываются в затруднении: что дальше? Как развивать деятельность и учреждение в целом? На своих семинарах мы разбираем, как начать пополнять "внебюджет", какие положения, регламентирующие это, и в каких локальных актах должны быть прописаны, где должны обсуждаться.
Ищем мы и конкретные способы привлечения внебюджетных средств. В этом плане учреждениям профессионального образования намного легче, чем АУ соцзащиты: к примеру, у первых есть студенты, способные создавать некие материальные ценности, которые потом можно выставлять на ярмарках-продажах. Но существуют и универсальные способы, которыми могут воспользоваться учреждения соцзащиты.
Один из примеров - участие в различных конкурсах, которые проводятся на республиканском и российском уровне. Возможностей побороться за гранты сейчас очень много. Так, за одну встречу с руководителем АУ мы смогли найти сразу пять конкурсов, где могло бы поучаствовать это учреждение.
И здесь особенно важен успешный опыт тех АУ, которые уже выигрывали конкурсы и получали гранты. В частности, колледж малого бизнеса и предпринимательства, директором которого я являюсь, недавно участвовал в конкурсе, посвященном социальному партнерству, занял второе место на уровне республики и получил денежный сертификат. В данном конкурсе в основном принимали участие предприятия-работодатели (причем сразу во всех номинациях) и было только два АУ! Так почему бы учреждениям не попробовать свои силы хотя бы в одной из номинаций? Тем более что социальное партнерство развивают все учреждения профессионального образования, а пакет необходимых документов подготовить совсем не трудно.
Другой пример - всероссийский конкурс "За качество", который проводится каждый год. В нем может участвовать любое учреждение. Не страшно, если возникнет конкуренция, главное, чтобы АУ начали рассматривать такие конкурсы как реальную возможность пополнить свои внебюджетные доходы.
На практических семинарах, где рассматриваются способы развития внебюджетной деятельности, руководители АУ хотят именно конкретики - кто выиграл, в каких конкурсах, где нам участвовать? Общие слова в данном случае звучат расплывчато, не принимаются во внимание, а конкретные примеры подталкивают к развитию, дают возможность реализовать идеи здесь и сейчас.
Командный подход
За более чем два года работы ассоциации специфика вопросов, которые возникают у республиканских АУ, почти не изменилась. Новичков, недавно перешедших в автономию, как правило, интересуют правовые основы ведения текущей деятельности, тем же АУ, которые работают в данной организационно-правовой форме два-три года, важно получить ответы на вопросы, касающиеся перспектив развития. Однако в любом случае опыт работы ассоциации показывает, что все затруднения решаемы. Именно так - вместе, командой - можно найти ответы на сложные вопросы деятельности автономных учреждений.
Д.А. Романова,
председатель НО "Ассоциация государственных
автономных учреждений Республики Татарстан"
"Руководитель автономного учреждения", N 12, декабрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"