Как проверить качество ремонта?
В процессе ремонтно-строительных работ подрядчики нередко стараются экономить, что сказывается на качестве. Подобная проблема особенно остро встает при проведении в учреждениях внутренних отделочных работ. Как осуществлять контроль за ремонтом? Что нужно знать и оценить прежде, чем подписывать акты приемки?
Из-за высокой конкуренции строительные фирмы всеми возможными способами стараются получить подряд, порой даже без серьезной экономической проработки проекта. И когда уже на стадии ремонта выясняется, что прибыль будет значительно меньше запланированной, то начинают максимально снижать себестоимость работ. Самыми распространенными способами подобной экономии являются применение материалов более низкого качества, привлечение к строительным работам менее квалифицированных специалистов и нарушение технологического процесса.
Причем гораздо проще "экономить" именно на работах по внутренней отделке помещения, при которых функции контроля за процессом и результатом в основном ложатся на заказчика, в то время как при новом строительстве подрядчик обязан отчитываться перед значительным количеством контролирующих органов.
Примечание. При новом строительстве подрядчик обязан отчитываться перед значительным количеством контролирующих органов. Строителям гораздо проще "сэкономить" именно на работах по внутренней отделке помещений - при этом функции контроля за процессом и результатом ложатся в основном на заказчика.
Покраска стен
При проведении лакокрасочных работ учреждению-заказчику необходимо обратить особое внимание на подготовку стен к покраске. Можно купить и использовать самую дорогую краску, но без тщательной предварительной обработки ремонтируемой поверхности эта покупка станет бесполезной тратой денег. Технологический процесс должен выглядеть так:
1) расчистка стен от старой штукатурки (краски);
2) грунтовка стен;
3) оштукатуривание. Эти работы обязательны, если на базовых поверхностях имеются неровности более 1 см на 10 м длины или существуют большие вмятины, шишки, провалы. Оштукатуривание может быть полным или частичным. Для работ внутри помещений оптимальна смесь на основе гипса (например, "Ротбанд"), для наружных работ - смесь на основе цемента и песка (при наличии соответствующих ингредиентов строители могут приготовить ее самостоятельно);
4) грунтовка;
5) первая шпаклевка;
6) ошкуривание поверхностей;
7) грунтовка;
8) повторная шпаклевка;
9) повторное ошкуривание поверхностей;
10) грунтовка;
11) двухслойная покраска стен.
В некоторых случаях требуется троекратная шпаклевка стен, а если краска жидкая, возможно, ее придется наносить на поверхность третий раз.
Чтобы проконтролировать весь процесс, представителям заказчика целесообразно проверять каждый этап подготовки к покраске. Только так можно пресечь отговорки подрядчика, что стены кривые, к старой шпаклевке ничего не прилипает, а сметы урезаны до минимума. На все призывы строителей разрешить или принять некачественную работу ответ может быть только один: "Если уж заключили договор и взялись его выполнять, технологию нарушать недопустимо".
Конечно, подобный полный технологический цикл подготовительных работ производится в первую очередь при капитальном ремонте или реконструкции помещений. Если нужно всего лишь перекрасить стены масляной краской, достаточно обработать поверхности грунтовкой глубокого проникновения (например, материалом "Бетонконтакт"), а затем прошпаклевать их тонким слоем шпаклевки без выравнивания. После ошкуривания и повторной грунтовки можно переходить непосредственно к покраске.
Если у представителей заказчика возникнет резонный вопрос, зачем использовать дорогостоящую грунтовку глубокого проникновения, поясним: ранее использованная масляная краска образует на поверхности стен пленку, к которой практически ничего не прилипает. Только данный вид грунтовки способен проникнуть под эту пленку, образовав с ней и основанием новую кристаллическую решетку, способную "объединиться" еще и со шпаклевкой. Другими словами, образуется монолитный "слоеный пирог" с отличными качественными характеристиками, готовый к обработке краской. Если использовать обычную грунтовку, такой монолитности достичь не удастся.
Еще одна важная деталь, которая позволит заказчику оценить качество работ, - инвентарь маляра. Если работник пришел на объект с дешевой кисточкой и валиком, толку от такого "профессионала" будет мало. Конечно, он покрасит стены, но при таком наборе инструментов (а скорее, подручных средств) качественно сделать это невозможно. У рабочего должны быть по меньшей мере три разных валика - один для грунтовки и два для покраски (широкий и узкий), а также три-пять кисточек разного калибра. Кроме того, для дверных или оконных откосов используются специализированные валики.
Кроме того, проблемой, часто приводящей к разногласиям между заказчиком и подрядчиком, является выбор оттенка краски. Дело в том, что исполнитель работ согласовывает с заказчиком цвет с помощью специальных таблиц, выполненных на бумажных носителях (каждый из оттенков занимает площадь 3-5 кв. см), и на основании этих данных колерует краску. Но оттенок в таблице только отдаленно будет соответствовать цвету реально покрашенных поверхностей.
Поэтому мы рекомендуем представителям заказчика настаивать на том, чтобы перед началом работ была сделана пробная покраска небольших участков поверхностей. На практике этот процесс осуществляется следующим образом: три-четыре оттенка колеруется в минимально возможном объеме, производится пробная покраска, после чего заказчик выбирает наиболее приемлемый вариант. При небольших объемах работ строители могут вообще отказаться от машинного смешивания основы и красителя - колеровка будет осуществляться вручную. Однако следует иметь в виду, что даже если в две одинаковые по объему емкости с белой краской добавить одно и то же количество однотипного красителя, полученный оттенок будет несколько различаться. Когда стены красятся в разных помещениях, этой разницы не видно, но в одном большом помещении несовпадение тона будет заметно. Поэтому в последнем случае лучше заказать строителям автоматизированную колеровку.
Кроме того, еще до применения подрядчиком лакокрасочных материалов заказчику необходимо тщательно изучить их маркировку, область применения, сертификаты соответствия, санитарно-эпидемиологические заключения и оценить, можно ли использовать их на данном объекте. Может быть, придется совместно с подрядчиком искать эквивалентные материалы для замены. Конечно, основные риски несет исполнитель работ. Но, когда через некоторое время в учреждение придут проверяющие и окажется, что примененные материалы не соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам, противопожарным требованиям, нормам охраны труда и т.д., отвечать, причем рублем, будет руководитель.
При проведении лакокрасочных работ нельзя забывать о безопасности людей - сотрудников и посетителей учреждения, самих строителей. Практически все виды алкидных эмалей и полиуретановых лаков горючи, поэтому при указанных работах необходимо соблюдать правила противопожарной безопасности. Более того, пары многих красок токсичны, поэтому необходимо предусмотреть периодические проветривания, а также следить за наличием респираторов или даже противогазов у рабочих и находящихся в ремонтируемом помещении представителей заказчика. Особенно серьезные меры безопасности стоит применять при работе с эмалями.
Водоэмульсионные и вододисперсионные краски практически не токсичны, но и при их использовании нужно соблюдать осторожность. Кстати, у этих видов краски есть другой недостаток - при попадании на окрашенную поверхность щелочного раствора они могут истираться. В медицинских учреждениях практически все помещения обрабатываются специальными химическими составами на основе различных щелочей, поэтому применение водоэмульсионных и вододисперсионных красок в организациях подобного профиля ограничено.
Наконец, перед приемкой работ по покраске заказчику лучше всего следовать принципу "Проверяем качество сразу после окончания работ". Только что окрашенным стенам надо дать высохнуть в течение двух суток и сразу же вымыть тестируемый участок теплой водой с небольшим количеством стирального порошка. Если стены выкрашены равномерно и краской высокого качества, вне зависимости от ее химического состава после высыхания поверхности невозможно будет визуально определить, какой из участков подвергался воздействию воды. Если же после первой влажной уборки краска начинает смываться, белеть или отходить от стены вместе со шпаклевкой, работа выполнена некачественно или используемая краска обладает низкими потребительскими характеристиками. К примеру, она может быть перемороженной, старой, произведенной с нарушением технологии. Почему возникла такая ситуация - должен разбираться подрядчик. Для заказчика главное - письменно, в форме протокола, зафиксировать все нарушения и заставить исполнителя работ полностью перекрасить все дефектные участки.
Укладка плитки
Перед началом "плиточных" работ представителям заказчика также необходимо убедиться в качестве стройматериалов. В первую очередь следует внимательно изучить маркировку товара. У плитки или керамогранита есть две основные эксплуатационные характеристики, по которым еще до начала работ можно понять, качественный материал привезли или нет: размер и тон. Например, некоторые производители выпускают керамогранит более 20 оттенков каждого цвета и с большим диапазоном отклонений от базового размера (от -3 мм до 3 мм). Когда одна партия сырья сменяется другой, параметры керамогранита остаются в пределах данных значений, хотя даже в рамках одного тона изделия будут визуально различаться.
Иногда керамогранит разного тона и калибра может быть представлен в одной партии. Стоит он значительно дешевле, чем материал с одинаковыми эксплуатационными характеристиками, поэтому строители иногда выбирают именно его, надеясь на недостаток знаний в этой области у представителей заказчика. Если напольная плитка покупается для десяти разных помещений - это допустимо, но если нужно отремонтировать пол "одним пластом", такой вариант чреват неприятностями. Сгруппировать керамогранит таким образом, чтобы соблюдалась горизонтальная и вертикальная четкость линий (межплиточных швов), практически невозможно, а разный оттенок стройматериала создаст впечатление "произведения авангардного искусства". Поэтому в подобной ситуации целесообразно требовать от подрядчика использования керамогранита или плитки только одного тона и размера (материал должен быть из одной партии). Причем не будет лишним официально прописать данное положение в договоре подряда или приложениях к нему.
Контроль необходим и на этапе подготовительных работ. Следует дополнительно указать подрядчику, что перед укладкой керамогранита или плитки нужно прогрунтовать поверхность. Согласно территориальным единичным расценкам, на основании которых составляются сметы, грунтовка уже заложена в стоимость укладки плитки (керамогранита), поэтому отговорки подрядчика, что данный вид работ не предусмотрен сметой, - это введение заказчика в заблуждение.
Кстати, существует еще один вид работ, на котором строители очень любят экономить, - затирка швов плиточным клеем вместо специального состава. Доводы подрядчика о том, что дополнительные затраты производить не обязательно, ведь цветная затирка поблекнет на полу через неделю, только на первый взгляд выглядят убедительными. Затирка имеет такой химический состав, что практически не подвержена воздействию влаги, а вот плиточный клей через некоторое время начнет пропускать влагу внутрь через межплиточные швы. Если постоянно производить влажную уборку, через два-три года плитка или керамогранит станет отделяться от пола и ремонт придется начинать заново. Поэтому обязательно требуйте от подрядчика, чтобы затирка швов плитки выполнялась только специальным составом.
Еще одна важная деталь, влияющая на визуальное восприятие отремонтированного напольного покрытия и характеризующая качество ремонта, - тип боковой подрезки. В длинных и узких помещениях расстояние между противоположными стенами редко бывает одинаковым по всей протяженности, поэтому нужно обязательно производить подрезку с двух сторон комнаты или коридора (то есть подгонять под имеющуюся конфигурацию помещения плитку из крайнего правого и крайнего левого ряда). Конечно, для подрядчика это повлечет перерасход материала и увеличение срока выполняемых работ, поэтому он будет убеждать представителей заказчика в целесообразности односторонней подрезки. На это ни в коем случае нельзя соглашаться. Двухсторонняя подрезка скрывает дефекты, создаваемые неровными стенами, а односторонняя - подчеркивает за счет постоянно меняющихся размеров подрезанной плитки.
Установка пластиковых окон
Если в учреждении предполагается устанавливать пластиковые окна, ответственные лица должны правильно выбрать характеристики и параметры изделия, поскольку несоответствие технических деталей окна условиям помещения может привести ко многим проблемам: сквознякам или недостаточному проветриванию, снижению температуры в помещении, проникновению в него уличного шума, насекомых, высокой вероятности взлома. Желательно изначально представлять внешний вид окна, его цвет и форму, а также определить оптимальную температуру и влажность во всех помещениях, где будут устанавливаться пластиковые окна. Важно предусмотреть такие нюансы, как размер подоконника, наличие москитной сетки, техническая возможность установки гардин или жалюзи. Затем нужно выбрать вид профиля и стеклопакета. Кроме их функциональных характеристик следует учитывать и такие факторы, как местонахождение здания (центр города или спальный район, тихая улица или шумный проспект, близость автодороги или железнодорожных путей), степень ветровой нагрузки, стороны света, куда выходят окна помещений (от этого зависит освещенность в разные периоды светового дня), этажность здания.
После тщательной самостоятельной подготовки стоит уделить особое внимание контролю за подрядчиком - еще на стадии доставки. Транспортировка пластиковых окон - важный этап. Неправильная транспортировка окна может привести к прогибу и деформации стекол, царапинам и загрязнению. В худшем случае стеклопакет может даже разбиться. Любая серьезная строительная компания должна иметь в своем автопарке хотя бы несколько автомобилей, оборудованных специальными стойками для перевозки пластиковых окон. Такая конструкция исключает вероятность повреждения окна, однако все равно не гарантирует, что окна или витражи будут доставлены в надлежащем состоянии.
Представителям заказчика уже на стадии доставки стоит проверить, нет ли грязи и механических повреждений на стеклопакете (царапин, трещин, пузырей и т.п.), имеется ли защитная пленка на оконном блоке. Также целесообразно проследить, соответствует ли маркировка на пластиковом профиле тому производителю, который был выбран при заказе окна. Кроме этого, необходимо проверить наличие всей необходимой фурнитуры и комплектующих.
На стадии установки оконных конструкций обратите внимание на возможные ошибки монтажа.
Во-первых, если установка оконного блока произведена не по уровню и не в строго вертикальном положении, через некоторое время произойдет поломка фурнитуры, створки будут неплотно прилегать или задевать друг друга.
Во-вторых, некачественная герметизация швов приведет к появлению щелей между рамой и стеной, что непременно повлечет за собой проблему сквозняков и промерзания откосов.
В-третьих, недостаточное количество точек крепежа, неплотное крепление окна к стене приведет к провисанию створок и прогибу коробки оконного блока. Напротив, слишком плотное крепление рамы приводит к тому, что окна оказываются "перетянутыми" и неплотно закрываются. Устранить возникшие неполадки не всегда возможно, в некоторых случаях потребуется не только повторная установка, но и замена окна.
Окна можно устанавливать только в определенном температурном диапазоне - если за окном -10°C и ниже, подобные работы проводить не рекомендуется. В то же время пластиковый профиль "боится" и высоких температур, механических повреждений. Поэтому при установке профиль надо беречь от воздействия горячих предметов, ударов и других видов прямых механических воздействий.
Конечно, руководителю учреждения или другим ответственным лицам сложно отследить весь производственный процесс монтажа окон. Но основные "точки контроля" придется освоить для того, чтобы подписывать акты приемки выполненных работ только в отношении качественно установленных изделий.
Е.Я. Белоцерковский,
эксперт журнала
"Руководитель автономного учреждения"
"Руководитель автономного учреждения", N 12, декабрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"