Выплаты пособий по нетрудоспособности: пилотный проект
Два субъекта РФ, Нижегородская область и Карачаево-Черкесия, признанные типичными регионами страны, стали площадкой для реализации пилотного проекта в сфере социального страхования. Правительство РФ приняло решение, что именно здесь будет отрабатываться новый механизм выплаты пособий по нетрудоспособности. Чем он отличается от того порядка, который используется сегодня в большинстве российских регионов?
Напомним, что в настоящее время ФСС взаимодействует с работодателями по зачетному принципу: работодатели предоставляют фонду информацию о том, сколько взносов они должны перечислить за своих работников, и о том, сколько фонд должен вернуть на уплату пособий. При этом организация-работодатель перечисляет только разницу между суммой страховых взносов и размером выплаченных ею пособий, а сами пособия работник получает в кассе предприятия.
С 1 июля 2011 года в Нижегородской области и Карачаево-Черкесии схема выплат пособий за счет средств ФСС была полностью изменена - выплаты стали производиться без участия работодателей. Это относится к пособиям:
по временной нетрудоспособности;
по беременности и родам;
выплачиваемым при постановке на учет в ранние сроки беременности;
выплачиваемым при рождении ребенка;
по уходу за ребенком;
на погребение.
Кроме того, аналогичный порядок распространился на выплату застрахованным лицам при временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, а также оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно. Такой перечень предусмотрен в положениях *(1), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294.
Планируется, что с 1 июля 2012 года проект стартует в Астраханской, Новгородской, Новосибирской и Тамбовской областях, Хабаровском крае и Ханты-Мансийском автономном округе - Югра. А повсеместно новый порядок назначения и выплаты пособий без участия работодателя (он должен будет только вовремя платить страховые взносы) станет применяться с 2014 года. С этого же момента ФСС перейдет к осуществлению кассового обслуживания исполнения бюджета фонда.
Выплаты на личный счет
Согласно новым правилам бухгалтерия организации-работодателя должна принять от работника больничный лист, сделать в нем свои пометки и отправить в территориальный орган ФСС. Через 10 календарных дней региональное отделение фонда должно принять решение о назначении пособия и перечислить деньги на указанный банковский счет или направить их по почте работнику. Предполагается, что с 2012 года у всех граждан будут универсальные электронные карты. Но пока планируется использовать их зарплатные карточки или иные личные счета. Новые правила гарантируют, что работник получит пособие независимо от финансового положения своей организации.
От работника требуется представить организации-работодателю больничный лист и заявление с указанием своих реквизитов (счета в банке или почтового адреса). Заявление заполняется по форме, утвержденной Приказом ФСС РФ от 17.06.2011 N 195*(2). Причем в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" за пособием можно обратиться в течение шести месяцев с даты выздоровления.
В свою очередь, организация (если численность сотрудников составляет свыше 50 человек) должна направить реестр получателей пособий, заверенный электронной цифровой подписью. Если штатная численность меньше 50 человек, бухгалтер организации передает документы в ФСС лично или по почте. Кстати, больничный лист за первые три дня временной нетрудоспособности по-прежнему назначается и выплачивается работодателем из собственных средств, а за остальной период, начиная с четвертого дня нетрудоспособности, больничный оплачивается за счет средств ФСС.
Механизм, опробованный в рамках пилотного проекта, имеет еще одну особенность: работнику не придется отслеживать, насколько правильно заполнен больничный лист врачом. Раньше при малейшей неточности приходилось переоформлять документ. Сейчас ФСС может самостоятельно идентифицировать больничный лист, например по печати лечебного учреждения, выдавшего его, и по своей базе данных определить название страхователя.
По замыслу законодателя, такая система должна быть выгодна в первую очередь самим работникам. Ведь не секрет, что многие работодатели неохотно отпускали их "поболеть", не желая загружать бухгалтерию "лишней работой" по оформлению больничных. Теперь эта нагрузка перекладывается на ФСС, хотя организации-работодатели все-таки должны подтверждать, что сотрудник действительно у них работает.
Новый больничный
Новая схема выплаты пособий предполагает и новый бюллетень. Больничный лист, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 347н "Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности" и уже сегодня применяемый на всей территории страны, стал большим и разноцветным. В нем заполняются светло-желтые поля на голубом фоне и только с одной стороны (на обороте - инструкции по заполнению). Появились поля, которые будет заполнять работодатель, - место работы, дата ее начала, страховой стаж работника, средний заработок для исчисления пособия. Причем за достоверность предоставленных данных несет ответственность работодатель.
У нового больничного листа высокий уровень защиты ("В"), включающий невидимые сетки, микротексты, изображения логотипа ФСС, водяные знаки, три вида защитных волокон. Но самое главное, он стал "читаемым" для компьютера. "Старые бланки больничных - это, по сути, атавизм, - считает управляющий Нижегородского регионального отделения ФСС А.П. Кузнецов. - В век компьютерных технологий мы оставались в эпохе "глиняных табличек". Ведь старый больничный лист невозможно было пропускать через компьютер. Лечебные учреждения не могли его запустить в авторизованном режиме, а ФСС, соответственно, обработать".
Таким образом, основное преимущество нового листка - возможность его электронного заполнения с дальнейшей перспективой сделать этот документооборот безбумажным. Планируется, что врач будет заполнять больничный листок у себя на компьютере и сразу отправлять, а ФСС получит его не в бумажном, а электронном виде.
Изменения для лечебного учреждения
Согласно новой схеме лечебное учреждение передает в ФСС реестр тех, кто нетрудоспособен, а фонд проверяет, открыт ли у человека больничный лист. При этом работодатель также может проверить, действительно ли у работника была нетрудоспособность по медицинским показаниям. Такая процедура должна уменьшить время на обработку информации и исключить возможность искажения данных о факте, параметрах нетрудоспособности, необходимых для расчета пособия.
В начале реализации пилотного проекта на врачей, конечно, ложится существенная нагрузка - нужно привыкнуть к новым стандартам. Заполнение листка нетрудоспособности требует от них большей концентрации - если бланк испорчен, новый придется официально получать через главного врача. Однако на официальных сайтах отделений ФСС, расположенных в регионах, где проходит проверку проект, приведены все возможные варианты оформления больничных листов.
Отметим, что возможность компьютерного заполнения и обработки нового документа позволит в дальнейшем снизить трудоемкость работы (по статистике, только в Нижегородской области вручную обрабатывается не менее миллиона листков нетрудоспособности в год). А значит, время, которое врач использовал для заполнения бумаг вручную, будет тратиться непосредственно на лечение пациентов.
Новая реформа - новые проблемы
Итак, новая форма расчетов ФСС с работодателями и работниками направлена на то, чтобы уйти от бумажных носителей, оптимизировать электронное межведомственное взаимодействие и усовершенствовать всю систему. Конечным результатом должны стать выплаты пособий, гарантированных гражданам, вовремя, в полном объеме и без сбора лишних документов и справок.
Однако буква закона и ее исполнение не всегда совпадают - в реальной жизни возникает много бюрократических проволочек. Реализация пилотного проекта показала, что при получении выплат из средств ФСС все же возникают проблемы.
В частности, существенно увеличивается документооборот между ФСС и работодателями (хотя по идее реформы должно быть наоборот). Раньше проверяющие исследовали документы на выплаты пособий непосредственно на территории работодателя, что исключало какие-либо потери в документах. Теперь же бухгалтерам организаций нужно переправлять комплекты документов в ФСС, что увеличивает риск их утери.
Кроме того, поскольку проверке подлежит каждый больничный лист, значительно увеличивается объем работы у сотрудников ФСС. Жестко установленные сроки передачи и рассмотрения документов на выплату пособий выдержать не удается. По сложившейся в настоящее время практике, отделения ФСС в регионах, где реализуется пилотный проект, не успевают обрабатывать поступившие данные в течение установленных 10 календарных дней, что приводит к задержкам в выплате пособий. Работники, которые раньше без проблем получали все выплаты в срок, сейчас ждут их по месяцу. Однако, к примеру, Нижегородское отделение ФСС объясняет это тем, что сроки в большинстве случаев нарушаются по вине работодателей: бухгалтеры организаций-работодателей зачастую подают документы с опозданием и делают в них ошибки.
Примечание. При получении выплат из средств ФСС в рамках пилотного проекта все же возникают проблемы. В частности, жестко установленные сроки передачи и рассмотрения документов на выплату пособий выдержать пока не удается.
Схема работы также пока далека от той, которую задумывал законодатель. Бухгалтеры организаций, находящихся в пилотных регионах, отмечают, что они сами заполняют раздел больничного, в котором указывается средняя заработная плата, сумма пособия за счет средств ФСС и за счет работодателя. На практике им приходится приходить в подразделение ФСС по нескольку раз с одним и тем же больничным: по телефону горячей линии разъясняют, что необходим один комплект документов, а в каждом подразделении ФСС дополняют этот перечень по своему усмотрению.
Однако можно предположить, что теперь сократится число выездных проверок ФСС. Ведь ревизоры, как правило, проверяли обоснованность выплат и правильность расчетов, а новый порядок предполагает проверку документов по каждому из оснований для выплаты пособий.
В заключение отметим, что пилотный проект реализуется всего полгода, и эта работа сегодня лишь набирает обороты. А значит, до 2014 года, когда планируется повсеместно распространить данный механизм, основные недочеты и ошибки переходного периода, скорее всего, будут исправлены.
С.И. Гурин,
директор
ООО "Центр социально-экономических технологий"
Н.Ю. Костерина,
ведущий эксперт
ООО "Центр социально-экономических технологий"
"Руководитель автономного учреждения", N 12, декабрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Положение об особенностях назначения и выплаты в 2011 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта; Положение об особенностях назначения и выплаты в 2011 году застрахованным лицам пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, а также оплаты отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"