Организация перевозки наркотических средств и психотропных веществ в учреждениях здравоохранения: вопросы, проблемы, пути решения
В статье рассмотрены вопросы организации перевозки наркотических средств и психотропных веществ учреждениями здравоохранения. Обзор нормативно-правовых актов, анализ возникающих трудностей позволит эффективно организовать деятельность учреждений здравоохранения в части перевозки наркотических средств и психотропных веществ.
Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - НС и ПВ), находится под постоянным контролем государства. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в данной области, устанавливают правила, которые необходимо соблюдать при осуществлении того или иного вида оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" перевозка является одним из видов оборота НС и ПВ. В соответствии с Правилами перевозки наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 449, право осуществлять перевозку наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации предоставляется юридическим лицам независимо от формы собственности при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Однако на практике медицинские и аптечные организации не пытаются получить лицензию на данный вид деятельности. Отчасти это обусловлено дороговизной организации перевозки, так как помимо транспорта необходимо еще обеспечить охрану НС и ПВ, которая осуществляется перевозящими их юридическими лицами. При этом они должны иметь лицензию на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности. В случае ее отсутствия охрана НС и ПВ осуществляется путем привлечения к перевозке в установленном порядке:
вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации;
ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти или организаций;
юридического лица, имеющего лицензию на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности.
Частные охранные предприятия проявляют заинтересованность в получении лицензии, дающей право на перевозку НС и ПВ, однако пасуют перед административными барьерами и трудностями, возникающими при лицензировании данного вида деятельности. Конкуренция позволила бы снизить цены на услуги по перевозке НС и ПВ. Возможным решением проблемы является организация доступного информирования учреждений здравоохранения и частных охранных предприятий по вопросам лицензирования деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ, а также по организации общего порядка перевозки наркотических средств и психотропных веществ.
Все это располагает участников оборота НС и ПВ пользоваться услугами транспортных компаний по перевозке НС и ПВ, имеющих разрешение на данный вид деятельности.
Монополистом в указанной сфере в настоящее время является ФГУП "Главный центр специальной связи" (далее - ФГУП ГЦСС), имеющий лицензию на перевозку НС и ПВ. География доставки охватывает практически все населенные пункты России. Филиальная сеть ФГУП ГЦСС расположена в 70 краевых и областных городах России, а в других населенных пунктах страны находятся отделения и пункты специальной связи. Перевозки осуществляются собственным автотранспортом с соблюдением всех условий, в том числе температурного режима, обеспечивающих сохранность лекарственных препаратов. Стоимость услуг ФГУП ГЦСС включает прием, обработку, хранение, доставку и вручение отправлений и зависит от веса посылки и расстояния. Все отправления, перевозимые или находящиеся на хранении, застрахованы ФГУП ГЦСС, что отражается в договоре. Также в договорах пошагово прописывается порядок подачи и приема заявок, приема и вручения отправлений, требования к оформлению отправлений (пакетам, посылкам, упаковкам) и др. Это дает возможность предотвратить перебои в обеспечении потребности учреждений здравоохранения НС и ПВ, несвоевременное уничтожение НС и ПВ, дальнейшее использование которых признано нецелесообразным.
По данным Росздравнадзора, среди системных недостатков при осуществлении деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ, нарушения при организации перевозок составляют 8,65% и стоят на третьем месте по объему нарушений организации деятельности*(1).
В ходе проверок юридических лиц, осуществляемых уполномоченными контрольно-надзорными органами, наиболее часто встречаются следующие нарушения установленных законодательством правил перевозки НС и ПВ:
приказом не утверждена инструкция, определяющая порядок перевозки наркотических средств и психотропных веществ;
приказом не утверждены лица, ответственные за перевозку наркотических средств и психотропных веществ;
в должностных инструкциях сотрудников, на которых возложена обязанность по перевозке данной группы препаратов, не прописаны права, обязанности и ответственность, связанные с обращением НС и ПВ.
Общий порядок перевозки НС и ПВ регламентирован ст. 21 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". Право осуществлять перевозку НС и ПВ на территории Российской Федерации предоставляется юридическим лицам при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Охрана НС и ПВ осуществляется перевозящими их юридическими лицами.
Конкретные требования к перевозке наркотических средств, оформлению необходимых для этого документов, к транспортным средствам, транспортной таре, упаковке и упаковочным материалам, используемым для перевозки НС и ПВ, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации, Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 449, договором или утверждаемой руководителем юридического лица инструкцией о порядке осуществления перевозки НС и ПВ в целях обеспечения своих структурных подразделений.
Юридическое лицо осуществляет перевозку наркотических средств:
на основании заключенного в установленном порядке с другим юридическим лицом договора перевозки, договора поставки, договора передачи на уничтожение или иного договора, в соответствии с которым у одной из сторон договора возникает обязанность осуществить перевозку НС и ПВ;
без заключения договора в целях обеспечения НС и ПВ своих структурных подразделений (филиал, представительство или иное обособленное подразделение юридического лица, указанное в его учредительных документах), адрес местонахождения которых отличается от адреса местонахождения юридического лица.
При каждой перевозке НС и ПВ руководителем юридического лица, осуществляющего перевозку, издается приказ о назначении лиц, ответственных за их получение, доставку, передачу и сохранность, допущенных в установленном порядке к работе с НС и ПВ.
В приказе указываются транспортные средства, используемые для перевозки НС и ПВ, а также дата и номер договора, если перевозка осуществляется на его основании.
При перевозке НС и ПВ лица, ответственные за перевозку, должны иметь при себе следующие документы:
товарно-транспортные накладные, счета, счета-фактуры, в которых указаны наименования и количество перевозимых НС и ПВ;
заверенные копии лицензий на перевозку НС и ПВ и приказа руководителя данного учреждения о назначении ответственных лиц;
маршрут перевозки наркотических средств, составленный по установленной форме;
акт опечатывания (пломбирования) НС и ПВ.
При этом для перевозки наркотических средств и психотропных веществ необходимо использовать закрытые транспортные средства, которые оборудованы запирающим устройством и имеют места для размещения лиц, ответственных за перевозку, и лиц, осуществляющих охрану.
Для перевозки НС и ПВ используются транспортная тара, упаковка и упаковочные материалы, соответствующие установленным стандартам и обеспечивающие в пути следования условия для их сохранности.
НС и ПВ, упакованные юридическим лицом - отправителем в транспортную тару, упаковку или упаковочный материал с указанием адресов отправителя и получателя НС и ПВ, опечатываются (пломбируются). Номера (описание) печатей (пломб), использованных при опечатывании (пломбировании), указываются в акте, составленном по установленной форме.
Формы документов - маршрута перевозки и акта опечатывания (пломбирования) НС и ПВ определены постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 449. Документы оформляются в количестве по числу сторон. Сроки хранения указанных документов в Правилах не отражены, однако по аналогии со сроками хранения иных документов, касающихся оборота НС и ПВ в учреждениях здравоохранения (журналы, специальные рецептурные бланки на НС и ПВ, требования-накладные, товарно-транспортные накладные, счета, счета-фактуры), определенными приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110 и постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 644, можем рекомендовать хранение вышеупомянутых документов также в течение 10 лет с последующим уничтожением.
Ниже приводится таблица, в которой обозначены основные этапы организации перевозки НС и ПВ участниками легального оборота НС и ПВ.
Этапы организации перевозки НС и ПВ
Юридическое лицо, имеющее лицензию на деятельность, связанную с оборотом НС и ПВ, с правом на их перевозку | Юридическое лицо, имеющее лицензию на деятельность, связанную с оборотом НС и ПВ, без права на их перевозку |
В случае отсутствия лицензии на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности заключается договор: - с вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации; - ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти или организаций; - юридическим лицом, имеющим лицензию на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности | Заключается договор перевозки, договор поставки, договор передачи на уничтожение или иной договор, в соответствии с которым у одной из сторон договора возникает обязанность осуществить перевозку НС и ПВ |
Подписывается приказ руководителя о назначении ответственных лиц при каждой перевозке | |
- в соответствии с внутренним договором по учреждению о необходимости перевозки; - в соответствии с заключенным договором с организацией, имеющей лицензию на частную охранную деятельность | |
Соблюдение требований к транспортной таре, упаковке, упаковочным материалам и т.д. | |
Сопроводительные документы при перевозке НС и ПВ: - товарно-транспортные накладные, счета, счета-фактуры, требования и т. д., в которых указаны наименования и количество перевозимых НС и ПВ; - заверенные печатью юридического лица, осуществляющего перевозку НС и ПВ, копии лицензии и приказ руководителя юридического лица о назначении ответственных лиц; - маршрут перевозки НС и ПВ установленной формы; - акт опечатывания (пломбирования) наркотических средств и психотропных веществ | |
Передача НС и ПВ после доставки адресату производится только при наличии доверенности и расписки, заверенной печатью медицинской организации |
За нарушение правил оборота НС и ПВ, в том числе и правил перевозки Кодексом РФ об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность. Так, ст. 6.16 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, - наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 200 000 руб. с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой.
Статьей 228 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" под незаконной перевозкой следует понимать умышленные действия лица, которое перемещает без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги из одного места в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта, совершенные с использованием любого вида транспорта или какого-либо объекта, применяемого в виде перевозочного средства, а также в нарушение общего порядка перевозки указанных средств и веществ, установленного статьей 21 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". Таким образом, организация перевозки НС и ПВ, оформление необходимых для этого документов определяются законодательством РФ, а также заключаемыми во исполнение данных норм законодательства договорами, издаваемыми руководителем юридического лица приказами и инструкциями. Установление четкого порядка и соблюдение всех правил перевозки НС и ПВ позволит в достаточной мере оптимизировать деятельность учреждений здравоохранения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Список нормативных документов
1. Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ.
4. Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 N 449 "О порядке перевозки наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов".
5. Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 N 644 "О порядке предоставления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ".
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 12.02.2007 N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания".
И.А. Каминская,
канд. фарм. наук, ассистент кафедры
фармакологии и биофармации факультета
усовершенствования врачей
Волгоградского государственного
медицинского университета
Л.Г. Скрипченко,
ст. оперуполномоченный отдела по контролю
за легальным оборотом наркотиков
УФСКН России по Волгоградской области
"Главврач", N 11, ноябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Тельнова Е.А. Итоги работы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и ее территориальных управлений в 2010 г. и приоритетные направления деятельности на 2011 г. // Вестник Росздравнадзора. - 2011. - N 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Научно-практический журнал "ГлавВрач"
Некоммерческое партнерство Издательский Дом "ПАНОРАМА",
отраслевое издательство "Медиздат"
Свидетельство о регистрации ПИ N77-14212 от 20 декабря 2002 г.
Периодичность: ежемесячный
Главным редактором журнала "Главврач" является советник председателя Совета Федерации Федерального собрания России, директор НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением, заведующий кафедрой управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова, профессор, академик РАМН А.И. Вялков.
Издание для руководителей и специалистов органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений. В журнале представлена информация по вопросам управления, организации и экономики здравоохранения, проблемам его реформирования, теории и практики деятельности ЛПУ.
Подписаться на журнал можно в любом почтовом отделении по каталогам:
"Роспечать" (полугодовой подписной индекс 80755),
"МАП" (полугодовой подписной индекс 99650),
а также путем прямой редакционной подписки
тел/факс (495) 625-96-11
Сайт: http://gv.glav-vrach.ru
Тел. редакции (495) 236-63-45
Адрес электронной почты:
gv_vop@mail.ru