Вопросы уплаты добровольных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии
В данной статье мы приводим ответы на вопросы, поступившие в адрес редакции журнала.
В автономное образовательное учреждение поступили заявления от сотрудников, желающих участвовать в софинансировании накопительной части трудовой пенсии путем удержания из их заработной платы определенных сумм и их перечисления в Пенсионный фонд. Разъясните, каковы действия работодателя в данной ситуации.
Порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии регулируется Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (далее - Федеральный закон N 56-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 4 указанного закона дополнительные страховые взносы могут уплачиваться физическим лицом либо самостоятельно, либо через работодателя. Для этого он подает заявление в Пенсионный фонд лично или через работодателя с указанием в нем обязательной информации (п. 2 ст. 1 Федерального закона N 56-ФЗ):
1) страхового номера индивидуального лицевого счета;
2) фамилии, имени, отчества;
3) места жительства.
В заявлении также должен быть указан размер ежемесячно уплачиваемого дополнительного страхового взноса, который определяется в твердой сумме или процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 5 Федерального закона N 56-ФЗ).
Форма заявления и инструкция по ее заполнению утверждены Постановлением Правления ПФР от 28.07.2008 N 225п.
Работодатель в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения указанного заявления, направляет его в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию (п. 4 ст. 4 Федерального закона N 56-ФЗ).
Работодатели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе путем реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанное выше количество, представляют полученные заявления в территориальный орган ПФР в электронной форме. В таком же порядке полученные заявления могут направляться в территориальный орган ПФР работодателями, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год составляет 100 человек и менее (п. 4 ст. 4 Федерального закона N 56-ФЗ).
Далее работодатель, получивший заявление об уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии либо изменении размера уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, в соответствии со ст. 7 Федерального закона N 56-ФЗ осуществляет исчисление, удержание и перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения работодателем соответствующего заявления. Прекращение либо возобновление уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии также осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления.
Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя перечисляются организацией в ПФР в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом N 167-ФЗ*(1). Они зачисляются на отдельные счета Пенсионного фонда, открываемые для зачисления страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом N 111-ФЗ*(2). Перечисление осуществляется работодателем единым платежом и оформляется с помощью отдельного платежного поручения (ст. 9 Федерального закона N 56-ФЗ).
Далее организация одновременно с перечислением дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии формирует реестр застрахованных лиц. В указанном реестре должны содержаться следующие сведения (п. 4 ст. 9 Федерального закона N 56-ФЗ):
1) общая сумма перечисляемых средств, включающая:
- сумму всех перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии застрахованных лиц;
- сумму всех уплачиваемых взносов работодателя (в случае их уплаты);
2) номер платежного поручения и дата его исполнения;
3) страховой номер индивидуального лицевого счета каждого застрахованного лица;
4) фамилия, имя и отчество каждого застрахованного лица;
5) сумма перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии каждого застрахованного лица;
6) сумма взносов работодателя, уплачиваемых в пользу каждого застрахованного лица (в случае их уплаты).
Разъясните, вправе ли автономное учреждение (ГАУ Центр по контролю за качеством лекарственных средств) за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, уплачивать дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.
В силу ст. 8 Федерального закона N 56-ФЗ работодатель вправе принять решение об уплате взносов в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Такое решение должно быть оформлено отдельным приказом либо соответствующие положения должны быть включены в коллективный или трудовой договор.
В случае прекращения трудовых правоотношений с застрахованным лицом взносы в пользу данного застрахованного лица перестают уплачиваться работодателем со дня прекращения указанных правоотношений. Размер взносов работодателя рассчитывается (определяется) им ежемесячно в отношении каждого застрахованного лица, в пользу которого уплачиваются эти взносы. Взносы работодателя включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц, в пользу которых уплачены такие взносы (ст. 8 Федерального закона N 56-ФЗ).
Таким образом, автономное учреждение вправе принять решение об уплате данных взносов.
Разъясните, как следует отражать операции, связанные с уплатой добровольных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии работников автономного учреждения.
Порядок отражения хозяйственно-финансовых операций автономных учреждений регламентирован инструкциями N 157н *(3) и 183н *(4).
Пунктом 263 Инструкции N 157н для учета расчетов с Пенсионным фондом по дополнительным страховым взносам на пенсионное страхование предназначен счет 303 09 "Расчеты по дополнительным страховым взносам на пенсионное страхование".
В соответствии с п. 159 Инструкции N 183н начисление сумм страховых взносов на добровольное пенсионное страхование, уплачиваемых за счет средств работодателя, отражается следующей бухгалтерской записью:
Дебет счетов 2 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" (2 109 60 212, 2 109 70 212, 2 109 80 212, 2 109 90 212), 2 401 20 212 "Расходы по прочим выплатам"
Кредит счета 2 303 09 000 "Расчеты по дополнительным страховым взносам на пенсионное страхование"
Перечисление страховых взносов отражается стандартной бухгалтерской записью (п. 161 Инструкции N 183н):
Дебет счета 2 303 09 000 "Расчеты по дополнительным страховым взносам на пенсионное страхование"
Кредит счета 2 201 00 000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства"
В случае если работники организации приняли решение добровольно уплачивать страховые взносы из заработной платы, данную операцию следует отражать на счете 304 03 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда".
В соответствии с п. 167 Инструкции N 183н операции по удержанию сумм из заработной платы отражаются проводкой:
Дебет счета 0 302 11 000 "Расчеты по заработной плате"
Кредит счета 0 304 03 000 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда"
Перечисление удержанных сумм отражается записью (п. 168 Инструкции N 183н):
Дебет счета 0 304 03 000 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда"
Кредит счетов 0 201 11 000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства", 2 201 21 000 "Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации"
Рассмотрим отражение вышеуказанных операций на примерах.
Пример 1
Работник АУ решил уплачивать добровольные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. С этой целью 10 января 2012 г. он представил в свою организацию заявление по установленной форме о желании вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов.
13 января 2012 г. АУ передало представленное заявление в территориальный орган ПФР по месту регистрации.
24 января 2012 г. ПФР направил указанному гражданину уведомление о получении заявления.
30 января 2012 г. работник подал заявление на имя руководителя АУ с просьбой ежемесячно удерживать из его заработной платы 1 000 руб. и перечислять эту сумму в счет уплаты добровольных страховых взносов в ПФР.
В январе 2012 г. работнику была начислена заработная плата в размере 15 000 руб.
В учете были сделаны следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислена заработная плата работнику | 2 109 60 211 | 2 302 11 000 | 15 000 |
Удержан из заработной платы НДФЛ (15 000 руб. x 13%)* | 2 302 11 000 | 2 303 01 000 | 1 950 |
Начислены страховые взносы во внебюджетные фонды (15 000 руб. x 30%)** | 2 109 60 213 | 4 500 | |
Удержаны из заработной платы работника добровольные страховые взносы в ПФР | 2 302 11 000 | 1 000 | |
Перечислены страховые взносы во внебюджетные фонды | 4 500 | ||
Перечислены дополнительные страховые взносы в ПФР | 1 000 | ||
Перечислен НДФЛ в бюджет | 2 303 01 000 | 1 950 | |
* Для упрощения примера предположим, что стандартные налоговые вычеты физическому лицу не предоставляются. ** В соответствии с внесенными в Федеральный закон N 212-ФЗ*(5) изменениями тарифы страховых взносов в 2012 году составляют: в ПФР - 22%, в ФСС - 2,9%, в ФФОМС - 5,1%. |
Пример 2
АУ приняло решение дополнительно уплачивать добровольные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии за счет средств учреждения, полученных от приносящей доход деятельности, в размере 300 руб. на каждое физическое лицо организации. В организации работают 50 человек.
В учете были сделаны следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислены добровольные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии | 2 109 60 212 | 2 303 09 000 | 9 000 |
Перечислены дополнительные страховые взносы в ПФР | 2 303 09 000 | 9 000 |
К сведению. Взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом N 56-ФЗ, не облагаются НДФЛ и страховыми взносами во внебюджетные фонды в сумме, не превышающей 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого работодатель уплачивал взносы (п. 39 ст. 217 НК РФ, п. 6 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ).
В каком размере автономное учреждение вправе учесть расходы на уплату добровольных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии работников организации?
Суммы взносов, уплачиваемые работодателями на основании Федерального закона N 56-ФЗ, учитываются в качестве расходов на оплату труда (при условии их соответствия критериям, приведенным в п. 1 ст. 252 НК РФ) (п. 16 ст. 255 НК РФ).
При этом совокупная сумма взносов работодателя и взносов, выплачиваемых организацией по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, не должна превышать 12% суммы расходов на оплату труда (без учета данных взносов) (абз. 7, 11 п. 16 ст. 255 НК РФ). Суммы указанных взносов, произведенных сверх вышеприведенного норматива (12%), не могут учитываться в целях налогообложения прибыли (п. 6 ст. 270 НК РФ).
М.Р. Зарипова,
эксперт журнала
"Оплата труда в государственном
(муниципальном) учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2012 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
*(2) Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".
*(3) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(4) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.
*(5) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"