Уплата страховых взносов в 2012 году
В каком размере будут уплачиваться страховые взносы в наступившем году? Какие изменения произошли в сфере установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды? В какие законодательные акты внесены поправки Федеральным законом N 379-ФЗ*(1)? Для чего предназначены солидарная и индивидуальная части тарифа страховых взносов? Какая ответственность предусмотрена за нарушение срока представления плательщиком страховых взносов сведений об открытии и закрытии счета в банке?
О размере страховых взносов
Напомним, что в 2011 году совокупная ставка страховых взносов составляла 34%. Из них 26% работодатели платили в ПФР, 2,9% - в ФСС, 3,1 и 2% - в ФФОМС и ТФОМС соответственно.
Пенсионный фонд в Информационном сообщении от 08.12.2011 представил изменения для плательщиков страховых взносов в 2012 году.
Чиновники уточнили, что с 1 января 2012 года вступают в силу поправки, внесенные в Федеральный закон N 212-ФЗ*(2). Изменения коснулись в первую очередь ставки страховых взносов, а также льготных категорий работодателей, имеющих право на применение пониженного тарифа страховых взносов.
Начиная с 1 января 2012 года ставка страховых взносов в ПФР уменьшилась с 26 до 22%. При этом проиндексирована и облагаемая страховыми взносами база каждого работника, то есть предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы. Он увеличился с 463 до 512 тыс. руб. Также установлен тариф страхового взноса свыше предельной величины базы для начисления страховых взносов в размере 10%.
Ставка страховых взносов в ФСС и ФОМС в 2012 году не изменилась и осталась на уровне 2011 года.
Обратите внимание! С 2012 года запланировано перераспределение процентов между федеральным и территориальными отделениями ФОМС. При этом организации будут перечислять в ФФОМС 5,1%, а в ТФОМС платить ничего не будут. Соответствующие положения закреплены Федеральным законом N 272-ФЗ*(3). Кроме того, в новом году изменятся КБК по некоторым платежам в бюджет, в том числе код по страховым взносам в ФФОМС. Обновленный список КБК был приведен Минфином в письмах от 29.09.2011 N 02-04-09/4372 и от 06.10.2011 N 02-04-09/4467. Новые КБК будут применяться с 2012 года независимо от того периода, к которому платеж относится. Это означает, что взносы в ФФОМС за декабрь, перечисляемые в январе, надо будет платить на новые КБК:
- 000 1 02 02101 08 0000 160 - страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения;
- 000 1 02 02102 08 0000 160 - страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Помимо этого, с начала 2012 года изменился список тех, кто имеет право на применение пониженного тарифа страховых взносов. В этот перечень дополнительно включены, в частности, аптечные организации, уплачивающие ЕНВД, некоммерческие организации, применяющие УСНО и осуществляющие деятельность в областях социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры, искусства и массового спорта (за исключением профессионального).
Кроме того, расширен круг застрахованных лиц, в пользу которых работодатель будет уплачивать страховые взносы. К таким лицам теперь относятся иностранные граждане, временно пребывающие на территории РФ.
Как и прежде, отчетность в ПФР необходимо будет представлять не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом). Таким образом, последними датами сдачи отчетности в наступившем году являются 15.02.2012, 15.05.2012, 15.08.2012 и 15.11.2012. Ежеквартально надо будет сдавать не только расчеты по страховым взносам в ПФР и ФФОМС, но и сведения по персонифицированному учету в режиме "одного окна", что позволит работодателям сэкономить время.
Как и в 2011 году, работодатели, численность сотрудников которых по состоянию на 1 января 2012 года составляет более 50 человек, должны представлять отчетность в электронном виде с электронно-цифровой подписью.
Что касается взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 30.11.2011 N 356-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", который вступил в силу с 1 января 2012 года.
Согласно названному закону страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в указанные периоды уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
На 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов сохраняются 32 страховых тарифа - от 0,2 до 8,5% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид обязательного социального страхования.
Для предприятий и организаций, предоставляющих рабочие места для инвалидов, сохраняется льгота по уплате страховых взносов - 60% размеров страховых тарифов, установленных федеральным законодательством. Это одна из экономических мер, направленных на интеграцию людей с ограниченными физическими возможностями в трудовой процесс, а также на повышение заинтересованности работодателей в предоставлении рабочих мест для инвалидов.
Об изменениях в законодательстве в сфере установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды
Федеральным законом N 379-ФЗ внесены поправки в федеральные законы N 27-ФЗ *(4), 155-ФЗ *(5), 167-ФЗ *(6), 173-ФЗ *(7), 255-ФЗ *(8), 212-ФЗ и 326-ФЗ *(9).
Рассмотрим некоторые изменения, которые интересны бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений.
Изменения в Федеральном законе N 212-ФЗ. В новой редакции изложено первое предложение ч. 1 ст. 7 данного закона. Теперь объектом обложения страховыми взносами для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего федерального закона).
Вновь введенной ст. 58.2 "Тарифы страховых взносов в 2012-2013 годах" предусмотрено, что в указанные периоды для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам и перечисленных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ (за исключением поименованных в ст. 58 и 58.1 названного закона), применяются следующие тарифы страховых взносов.
База для начисления страховых взносов | Тариф страхового взноса, % | ||
ПФР | ФСС | ФФОМС | |
В пределах установленной величины базы для начисления страховых взносов | 22 | 2,9 | 5,1 |
Свыше установленной величины базы для начисления страховых взносов | 10 | 0 | 0 |
Поправки, внесенные Федеральным законом N 379-ФЗ, затронули и вопросы обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов. В соответствии с новой редакцией ч. 6 ст. 19 "Взыскание недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках" Федерального закона N 212-ФЗ решение о взыскании доводится до сведения плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после дня вынесения указанного решения. Решение о взыскании может быть передано руководителю организации (его уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Решение, направленное по почте заказным письмом, считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов решения о взыскании в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливают органы контроля за уплатой страховых взносов.
По правилам, содержащимся в ч. 7 данной статьи, поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов направляется в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов - организации или индивидуальному предпринимателю, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ. Согласно внесенным поправкам поручение может направляться в том числе в электронном виде. Порядок направления в банк поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов со счетов плательщиков страховых взносов в электронном виде устанавливает ЦБ РФ по согласованию с ПФР и ФСС.
Согласно новой редакции ч. 7 ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (его законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанное требование направлено по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливают органы контроля за уплатой страховых взносов.
Расширены права и обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов, перечисленные в ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ. В часть 1 включен п. 13, согласно которому органы контроля наделены правом определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате (перечислению) плательщиками страховых взносов, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ, в государственные внебюджетные фонды, расчетным путем исходя из стоимости страхового года.
На основании ч. 1 ст. 37 "Истребование документов при проведении проверки" данного закона должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю организации (его уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Требование, направленное по почте заказным письмом, считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
При этом ч. 2 указанной статьи предусмотрено: истребуемые документы могут быть представлены в орган контроля за уплатой страховых взносов лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Кроме того, в ст. 37 Федерального закона N 212-ФЗ введена новая ч. 2.1, регулирующая порядок подачи документов. Представление документов на бумажном носителе производится в виде копий, заверенных проверяемым лицом. В случае если истребуемые у плательщика страховых взносов документы составлены в электронном виде по установленным форматам, плательщик вправе направить их в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Форматы, порядок и условия направления требования о представлении документов, а также порядок и условия подачи документов по требованию органа контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливают ПФР и ФСС.
В новой редакции изложена ч. 4 ст. 38 "Оформление результатов проверки" указанного закона. Как и прежде, акт проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), в течение пяти дней с даты подписания этого акта. Ранее о форме вручения было сказано: вручен лицу... под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В новой редакции указано: вручен... лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой его вручения считается 6-й день считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливают органы контроля за уплатой страховых взносов.
Поправки затронули ч. 13 ст. 39 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки". Как и в случае с актом проверки, решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности теперь может передаваться в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Внесены изменения в ряд статей гл. 6 Федерального закона N 212-ФЗ, в которых прописана ответственность за нарушения законодательства РФ о страховых взносах. Так, согласно ч. 1 ст. 46 "Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам" данного закона непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. (в прежней редакции эта сумма составляла 100 руб.). При этом нельзя говорить об увеличении штрафных санкций. Дело в том, что в новой редакции отсутствуют санкции, предусмотренные прежней ч. 2: непредставление плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение более 180 календарных дней по истечении установленного срока направления такого расчета влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 руб.
В новой редакции ч. 2 речь идет о санкции за несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде. В данном случае предусмотрен штраф в размере 200 руб.
Вновь введенной ст. 46.1 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что нарушение плательщиком страховых взносов установленного законом срока представления в орган контроля за уплатой страховых взносов информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб.
Изменились и санкции, установленные ст. 48 Федерального закона N 212-ФЗ. Отказ или непредставление в определенный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных указанным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Согласно прежней редакции данной статьи сумма штрафа составляла 50 руб.
Изменения в Федеральном законе N 167-ФЗ. В статье 3 данного закона появились понятия солидарной и индивидуальной частей тарифа страховых взносов.
Солидарная часть тарифа страховых взносов определена как часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете ПФР денежных средств в целях выплаты в фиксированном базовом размере трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ.
Что касается индивидуальной части тарифа страховых взносов, то она включает в себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, предназначенные для формирования денежных средств застрахованного лица. Индивидуальная часть учитывается на индивидуальном лицевом счете застрахованного. Она включает специальную часть индивидуального лицевого счета (в целях определения суммы расчетного пенсионного капитала), а также размеры накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ.
Подпунктом "а" п. 2 ст. 3 Федерального закона N 379-ФЗ расширен перечень застрахованных лиц. Если в прежней редакции п. 1 ст. 7 Федерального закона N 167-ФЗ к застрахованным лицам относились граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, то после внесения изменений застрахованными признаются иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ*(10)), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовые договоры на неопределенный срок либо срочные трудовые договоры на срок не менее шести месяцев.
Подпунктом 5 ст. 3 Федерального закона N 379-ФЗ внесены изменения в ст. 22 "Тариф страхового взноса" Федерального закона N 167-ФЗ. Напомним, что тариф страхового взноса - это размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.
В новой редакции изложен п. 2.1 ст. 22 Федерального закона N 167-ФЗ. Отметим, что изменения затронули не размер страхового тарифа, а распределение тарифов на солидарную и индивидуальную части для страхователей, производящих выплаты физическим лицам и поименованных в пп. 1 п. 1 ст. 6 названного закона.
Распределение тарифа страховых взносов для указанных страхователей выглядит следующим образом.
Тариф страхового взноса | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | |
Для лиц 1966 года рождения и старше | Для лиц 1967 года рождения и моложе | Для лиц 1967 года рождения и моложе | |
26% | 26%, из них: - 10% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 20%, из них: - 10% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 10% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 6% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
Обратите внимание! О тарифах страховых взносов в течение 2011-2014 годов говорится в ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ.
Вновь введенной ст. 33.1 "Тарифы страховых взносов в 2012-2013 годах" Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что в 2012-2013 годах для страхователей, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 6 данного закона, за исключением поименованных в п. 4 и 6 ст. 33, применяются следующие тарифы страховых взносов.
База для начисления страховых взносов | Тариф страхового взноса | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | |
Для лиц 1966 года рождения и старше | Для лиц 1967 года рождения и моложе | Для лиц 1967 года рождения и моложе | ||
В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 22% | 22%, из них: - 6% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 16%, из них: - 6% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 10% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 6% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 10% | 10% - солидарная часть тарифа страховых взносов | 10% - солидарная часть тарифа страховых взносов | 0% |
В новой редакции изложен п. 5 ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ, которым установлены тарифы для страхователей, перечисленных в пп. 1-3 п. 4 названной статьи, в течение 2011-2014 годов. Напомним, что согласно пп. 3 к льготным категориям отнесены страхователи, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II и III групп.
Для названных страхователей применяются следующие тарифы страховых взносов.
Период | Тариф страхового взноса | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | |
Для лиц 1966 года рождения и старше | Для лиц 1967 года рождения и моложе | Для лиц 1967 года рождения и моложе | ||
2011 год | 16% | 16% | 10% | 6% |
2012 год | 16% | 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 10% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 6% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
2013-2014 годы | 21% | 21%, из них: - 5% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 15%, из них: - 5% - солидарная часть тарифа страховых взносов; - 10% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 6% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов |
В заключение отметим, что согласно новой редакции п. 3 ст. 27 "Нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и ответственность за это" Федерального закона N 167-ФЗ взыскание штрафов, предусмотренных данной статьей, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом N 212-ФЗ.
С.Е. Нестеров,
эксперт журнала
"Оплата труда в государственном
(муниципальном) учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2012 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды".
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(3) Федеральный закон от 16.10.2010 N 272-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
*(4) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
*(5) Федеральный закон от 27.11.2001 N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".
*(6) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
*(7) Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
*(8) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
*(9) Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
*(10) Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"