Бюджетное учреждение (получатель бюджетных средств) сдает контрагенту макулатуру, полученную при ликвидации основных средств. Контрагент перечисляет плату за принятую макулатуру непосредственно в доход бюджета. Полномочия по администрированию кассовых поступлений за учреждением не закреплены.
Какие бухгалтерские записи должны быть сделаны в учете бюджетного учреждения в данном случае? Какие налоговые обязательства возникают у учреждения в этой связи?
В соответствии с пунктом 23 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н (далее - Инструкция N 162н), материальные запасы (в том числе и макулатура), полученные от ликвидации основных средств и остающиеся в распоряжении учреждения, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета - счете 0 105 00 000 "Материальные запасы".
В свою очередь учет расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором дохода бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, ведется на счете 303 00 "Расчеты по платежам в бюджеты" (п. 262 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н)).
По общему правилу, следующему из положений Инструкции N 157н и Инструкции N 162н, поступление в доход бюджета средств от плательщиков платежей может быть отражено в учете бюджетного учреждения (кредитора), не наделенного полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет, на основании Извещения (ф. 0504805), содержащего соответствующие отметки администратора кассовых поступлений.
Учитывая вышеизложенное, а также руководствуясь положениями пунктов 23, 78, 104, 109 Инструкции N 162н, в рассматриваемой ситуации представляется возможным оформить следующие бухгалтерские записи:
Дебет КРБ 1 105 36 340
"Увеличение стоимости прочих материальных запасов - иного движимого имущества учреждения"
Кредит КДБ 1 401 10 172
"Доходы от операций с активами"
- по рыночной стоимости принята к учету макулатура, полученная от ликвидации основных средств, числившихся за учреждением;
Дебет КДБ 1 401 10 172
"Доходы от операций с активами"
Кредит КРБ 1 105 36 440
"Уменьшение стоимости прочих материальных запасов - иного движимого имущества учреждения"
- списана стоимость реализованной макулатуры;
Дебет КДБ 1 205 74 560
"Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами"
Кредит КДБ 1 401 10 172
"Доходы от операций с активами"
- учтена реализация макулатуры;
Дебет КДБ 1 401 10 172
"Доходы от операций с активами"
Кредит КДБ 1 303 04 730
"Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"
- начислен НДС;
Дебет КДБ 1 304 04 440
"Внутриведомственные расчеты по доходам от выбытия материальных запасов"
Кредит КДБ 1 303 05 730
"Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
- бюджетным учреждением оформлено и направлено в адрес администратора кассовых поступлений в бюджет Извещение (ф. 0504805) с информацией об ожидаемых к поступлению доходах бюджета (в частности, может быть указана информация о сумме дохода, контрагенте, коде бюджетной классификации, наименовании дохода);
Дебет КДБ 1 303 05 830
"Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
Кредит КДБ 1 205 74 660
"Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами"
- на основании поступившего в бюджетное учреждение Извещения (ф. 0504805) с соответствующими отметками администратора кассовых поступлений в бюджет отражено поступление денежных средств в доход бюджета с одновременным списанием задолженности контрагента.
Обратите внимание: бюджетные учреждения (получатели бюджетных средств) не исключены из числа плательщиков налога на прибыль организаций (ст. 246 НК РФ).
Объектом обложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком (ст. 247 НК РФ). Согласно нормам статьи 249 Налогового кодекса выручка от реализации макулатуры учитывается при исчислении налога на прибыль. При этом по правилам подпункта 2 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса доходы от реализации прочего (неамортизируемого) имущества, к которому относится и макулатура, могут быть уменьшены на сумму расходов, указанных в пункте 2 статьи 254 Налогового кодекса. Иными словами, при исчислении суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет, должна учитываться сумма выручки от реализации макулатуры, уменьшенная на величину начисленного НДС, а также на рыночную стоимость макулатуры, ранее учтенную в составе доходов при ликвидации (ремонте) основных средств.
В соответствии с налоговым законодательством обязанность по уплате налога (авансовых платежей) должна быть исполнена бюджетным учреждением в установленном порядке по итогам налогового (отчетного) периода. Обязательства по уплате НДС и налога на прибыль организаций в части, приходящейся на сделку по реализации макулатуры, в рассматриваемой ситуации могут быть исполнены учреждением за счет бюджетных средств (по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ).
М.Ю. Миллиард,
В.В. Пименов,
эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
1 декабря 2011 г.
"Бюджетный учет", N 12, декабрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100