Предоставление сведений о кредиторской и дебиторской задолженности
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо проводить инвентаризацию не только имущества, но и обязательств. Согласно п. 20 Инструкции N 157н*(1) инвентаризация обязательств проводится субъектом учета в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми Минфином. В частности, порядок проведения инвентаризации регламентируется Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" (далее - Методические указания N 49).
В данной статье напомним об особенностях проведения инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами, а также рассмотрим порядок формирования сведений о кредиторской и дебиторской задолженности в составе годовой бухгалтерской отчетности с учетом результатов проведенной инвентаризации.
Инвентаризация расчетов
Прежде всего, поговорим об инвентаризации, так как она предваряет формирование годового отчета. Согласно п. 3.44 Методических указаний N 49 инвентаризация расчетов заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
В частности, проверке должен быть подвергнут счет по расчетам с поставщиками и подрядчиками по документам в согласовании с корреспондирующими счетами (п. 3.45 Методических указаний N 49).
По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам (п. 3.46 Методических указаний N 49).
При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение) (п. 3.47 Методических указаний N 49).
Кроме того, инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить (п. 3.48 Методических указаний N 49):
а) правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;
б) правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
в) правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
Результаты проведенной инвентаризации отражаются в Инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089)*(2).
Отчетность по состоянию задолженности
Получатели бюджетных средств (казенные учреждения; бюджетные учреждения, в отношении которых не принято решение о предоставлении субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ) составляют бюджетную отчетность в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н (далее - Инструкция N 191н).
Согласно п. 167 Инструкции N 191н данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности казенного учреждения в разрезе видов расчетов приводятся по ф. 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" (далее - Приложение (ф. 0503169)). Указанная форма включена в разд. 4 "Анализ показателей финансовой отчетности субъекта бюджетной отчетности" Пояснительной записки (ф. 0503160) и составляется раздельно по бюджетной и по приносящей доход деятельности, а также раздельно по дебиторской и кредиторской задолженности.
Приложение (ф. 0503169) оформляется получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета.
Показатели, отраженные в Приложении (ф. 0503169), должны быть подтверждены соответствующими регистрами бюджетного учета. Указанное приложение заполняется в следующем порядке:
а) в графе 1 указываются номера соответствующих аналитических счетов следующих счетов, по которым на отчетную дату отражены остатки расчетов по дебиторской (кредиторской) задолженности:
- 0 205 00 000 "Расчеты по доходам". Кредитовые остатки на отчетную дату по соответствующим аналитическим счетам этого счета отражаются в приложении по дебиторской задолженности со знаком минус;
- 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам";
- 0 207 00 000 "Расчеты по бюджетным кредитам";
- 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами";
- 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу имуществу";
- 0 210 01 000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам";
- 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам";
- 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты";
- 0 304 02 000 "Расчеты с депонентами";
- 0 304 03 000 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда";
- 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты".
При этом дебетовые остатки на отчетную дату по вышеназванным счетам бюджетного учета, входящим в состав разд. 3 "Обязательства" Плана счетов бюджетного учета*(3), отражаются в приложении по кредиторской задолженности со знаком минус;
б) в графе 2 указывается общая сумма дебиторской (кредиторской) задолженности, учитываемая по соответствующему номеру счета бюджетного учета по состоянию на отчетную дату;
в) в группе граф 3-6 указываются данные о не исполненных на отчетную дату обязательствах, по которым срок исполнения уже наступил, и нереальной к взысканию дебиторской задолженности в следующем порядке:
- в графе 3 отражается сумма просроченных обязательств и нереальной к взысканию дебиторской задолженности, сформировавшихся на отчетную дату по соответствующим номерам счетов бюджетного учета;
- в графе 4 отражается год возникновения просроченного обязательства, нереальной к взысканию дебиторской задолженности;
- в графе 5 - наименование кредитора, дебитора;
- в графе 6 - причина образования в бюджетном учете просроченной дебиторской (кредиторской) задолженности.
Показатели расчетов с дебиторами и кредиторами формируются с подведением промежуточных итогов по каждому аналитическому коду счета расчетов - строка "Итого по коду счета" граф 2, 3, 4.
В строке "Всего" указывается итоговая сумма дебиторской (кредиторской) задолженности на отчетную дату - графа 2, сумма дебиторской (кредиторской) задолженности, нереальной к взысканию (с просроченным сроком исполнения), - графа 3, в том числе в разрезе года ее возникновения - графа 4.
Консолидированное Приложение (ф. 0503169) формируется главным распорядителем, распорядителем, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, доходов бюджета путем суммирования одноименных показателей в графах и по строкам консолидированных Приложений (ф. 0503169) и Приложений (ф. 0503169), представленных соответственно распорядителями, получателями бюджетных средств, администраторами источников финансирования дефицита бюджета, администраторами доходов бюджета и исключения взаимосвязанных показателей по расчетам между субъектами бюджетной отчетности по ведомственной подчиненности главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, главному администратору доходов бюджета.
Финансовый орган формирует консолидированное Приложение (ф. 0503169) путем суммирования одноименных показателей в графах итоговых строк по кодам счетов расчетов консолидированных Приложений (ф. 0503169) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов доходов бюджета и исключения взаимосвязанных показателей по расчетам между учреждениями соответствующего бюджета.
Получатели субсидий (автономные учреждения; бюджетные учреждения, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ) при составлении отчетности руководствуются положениями Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н (далее - Инструкция N 33н). Согласно п. 59 данной инструкции в составе годового отчета бюджетных и автономных учреждений представляется форма 0503769 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения". Она включается в разд. 4 "Анализ показателей отчетности учреждения" Пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760). Следует заметить, что в Инструкции N 33н не содержится рекомендаций по заполнению данной формы. По мнению автора, учреждения могут воспользоваться порядком ее заполнения, прописанным в п. 167 Инструкции N 191н.
Предельно допустимое значение кредиторской задолженности бюджетного учреждения
Напомним, что превышение предельно допустимых значений просроченной кредиторской задолженности влечет увольнение руководителя учреждения. Такое условие в обязательном порядке должно быть внесено в трудовой договор, заключаемый между учредителем и руководителем бюджетного учреждения п. 27 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ*(4). Также определено, что предельно допустимые значения устанавливает сам учредитель.
Минкультуры Приказом от 10.09.2010 N 585 "О предельно допустимом значении просроченной кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения, подведомственного Министерству культуры Российской Федерации, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации" утвердило для своих подведомственных учреждений Порядок определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности (далее - Приказ N 585, Порядок о просроченной кредиторской задолженности).
Обратите внимание! Приказ N 585 вступил в силу с 01.01.2011 и до 01.01.2012 распространяет свое действие на бюджетные учреждения, в отношении которых в соответствии с положениями п. 15 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ Минкультуры принято решение о предоставлении им субсидий из федерального бюджета (п. 3 Приказа N 585).
Как правило, органы власти местного самоуправления ориентируются на нормативные акты федеральных органов (конечно же, учитывая при этом специфику своего региона).
Приведем группы просроченной кредиторской задолженности и соответствующие им предельно допустимые ее значения в таблице (п. 2, 3 Порядка о просроченной кредиторской задолженности).
Группа задолженности | Предельно допустимое значение задолженности | ||
Кредиторская задолженность по оплате труда и иным выплатам персоналу, срок погашения которой, установленный локальными актами бюджетного учреждения, регулирующими трудовые отношения, и законодательством РФ, истек | Сумма задолженности, срок невыплаты которой - не более двух месяцев со дня, установленного локальными нормативными актами бюджетного учреждения как дня выплаты заработной платы | ||
Кредиторская задолженность по налоговым и иным платежам в бюджет и внебюджетные фонды (кроме начислений доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества), срок погашения которой, предусмотренный законодательством РФ, истек | Наличие неуплаты за период не более трех месяцев со дня, когда платежи должны быть осуществлены | ||
Кредиторская задолженность по начислениям в бюджеты доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества, срок погашения которой, предусмотренный заключенными договорами и законодательством РФ, истек | Сумма неуплаты по сроку не более шести месяцев со дня, когда платежи должны быть осуществлены | ||
Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками, срок погашения которой, предусмотренный заключенными договорами и законодательством РФ, истек | Наличие задолженности, срок неуплаты которой - не более шести месяцев со дня, когда платежи должны быть осуществлены | ||
Общая кредиторская задолженность по всем имеющимся обязательствам, срок погашения которой, предусмотренный законодательством РФ, истек | Величина просроченной общей кредиторской задолженности не превышает стоимость активов бюджетного учреждения, за исключением стоимости особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества, на отчетную дату |
Для выявления наличия кредиторской задолженности бюджетное учреждение ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет учредителю сведения о состоянии кредиторской задолженности, в том числе просроченной, вместе с расчетом превышения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности.
Указанные сведения должны формироваться на основании данных бухгалтерского учета. Напомним, что согласно п. 126 Инструкции N 174н*(5) в бюджетном учреждении информация о состоянии расчетов по принятым обязательствам перед работниками учреждения, поставщиками, подрядчиками, исполнителями услуг и работ, арендодателями и иными контрагентами согласно государственным (муниципальным) договорам на нужды бюджетного учреждения (соглашениям) и операций, изменяющих указанные обязательства, формируется на счете 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам".
Для отражения информации о состоянии расчетов по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ и операций, изменяющих указанные обязательства, применяется счет 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты".
Формы, по которым необходимо составлять отчет, приведены в приложениях 2, 3, 4 к Порядку о просроченной кредиторской задолженности.
Учредитель анализирует представленные сведения и при наличии просроченной кредиторской задолженности в течение 15 рабочих дней со дня поступления сведений рассматривает причины ее образования и меры, которые приняло учреждение по ее погашению. При необходимости руководителю придется даже сделать доклад по данному вопросу. В результате указанных разбирательств учредитель решает, расторгнуть трудовой договор с руководителем учреждения или рекомендовать урегулировать просроченную кредиторскую задолженность.
Как видим, документ имеет большое значение, так как за нарушение его положений руководитель может лишиться рабочего места, следовательно, во избежание этого необходимо более ответственно подходить к инвентаризации расчетов с целью раннего выявления кредиторской задолженности и своевременного принятия мер по ее устранению.
Таким образом, бухгалтерам государственных (муниципальных) учреждений в конце года по расчетам с кредиторами и дебиторами задолженности необходимо осуществить следующие мероприятия:
1. Провести инвентаризацию расчетов.
2. Заполнить формы 0503169, 0503769 в составе Пояснительной записки (ф. 0503160, 0503760).
3. Бюджетные учреждения предоставляют сведения о кредиторской задолженности, в том числе просроченной, своему учредителю по формам, утвержденным им.
О. Заболонкова,
эксперт журнала "Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Утверждена Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".
*(3) Утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(4) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
*(5) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"