Региональный опыт определения оплаты труда в строительстве
В статье рассматривается опыт Московского региона по определению фонда оплаты труда рабочих-строителей в сметах и договорных ценах.
Для разработки сметного раздела проектной документации на строительство объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников. Федеральным центром ценообразования в строительстве ежемесячно выпускается Сборник средних сметных цен на материалы, изделия, конструкции и другие ресурсы, применяемые в текущем уровне цен для Московского региона (в дальнейшем изложении - Сборник).
В состав данных, приведенных в Сборнике, включены показатели оплаты труда рабочих-строителей. Указанные показатели дифференцированы в зависимости от среднего разряда работ и предназначены для информирования инвесторов, заказчиков и подрядных организаций об уровне оплаты труда рабочих-строителей, применяемом при расчетах стоимости строительной продукции в текущем уровне цен, по объектам, финансирование которых осуществляется с участием средств федерального бюджета.
Пример показателей часовой оплаты труда рабочих-строителей в текущем уровне цен приводится в таблице.
Таблица
Показатели часовой оплаты труда рабочих-строителей в текущем уровне цен по состоянию на август 2009 г.
Разряд работ | Межразрядный коэффициент | Часовая оплата труда, учтенная в ценах ФЕР-2001 | Часовая оплата труда в текущем уровне цен |
1 | 1 | 7,19 | 104,33 |
1.1 | 1.009 | 7,25 | 105,20 |
1.2 | 1.017 | 7,31 | 106,07 |
1.3 | 1.026 | 7,38 | 107,08 |
1.4 | 1.034 | 7,43 | 107,81 |
1.5 | 1.043 | 7,50 | 108,83 |
1.6 | 1.051 | 7,56 | 109,70 |
1.7 | 1.06 | 7,62 | 110,57 |
1.8 | 1.068 | 7,68 | 111,44 |
1.9 | 1.077 | 7,74 | 112,31 |
2 | 1.085 | 7,80 | 113,18 |
2.1 | 1.095 | 7,87 | 114,19 |
2.2 | 1.105 | 7,94 | 115,21 |
2.3 | 1.115 | 8,02 | 116,37 |
2.4 | 1.125 | 8,09 | 117,39 |
2.5 | 1.136 | 8,17 | 118,55 |
2.6 | 1.146 | 8,24 | 119,56 |
2.7 | 1.156 | 8,31 | 120,58 |
2.8 | 1.166 | 8,38 | 121,59 |
2.9 | 1.176 | 8,46 | 122,75 |
3 | 1.186 | 8,53 | 123,77 |
3.1 | 1.201 | 8,64 | 125,37 |
3.2 | 1.216 | 8,74 | 126,82 |
3.3 | 1.232 | 8,86 | 128,56 |
3.4 | 1.247 | 8,97 | 130,15 |
3.5 | 1.262 | 9,07 | 131,61 |
3.6 | 1.277 | 9,18 | 133,20 |
3.7 | 1.292 | 9,29 | 134,80 |
3.8 | 1.308 | 9,40 | 136,39 |
3.9 | 1.323 | 9,51 | 137,99 |
4 | 1.338 | 9,62 | 139,59 |
4.1 | 1.358 | 9,76 | 141,62 |
4.2 | 1.379 | 9,92 | 143,94 |
4.3 | 1.399 | 10,06 | 145,97 |
4.4 | 1.42 | 10,21 | 148,15 |
4.5 | 1.44 | 10,35 | 150,18 |
4.6 | 1.46 | 10,50 | 152,36 |
4.7 | 1.481 | 10,65 | 154,53 |
4.8 | 1.501 | 10,79 | 156,56 |
4.9 | 1.522 | 10,94 | 158,74 |
5 | 1.542 | 11,09 | 160,92 |
5.1 | 1.568 | 11,27 | 163,53 |
5.2 | 1.593 | 11,45 | 166,14 |
5.3 | 1.619 | 11,64 | 168,90 |
5.4 | 1.644 | 11,82 | 171,51 |
5.5 | 1.67 | 12,01 | 174,27 |
5,6 | 1.695 | 12,19 | 176,88 |
5.7 | 1.721 | 12,37 | 179,49 |
5.8 | 1.746 | 12,55 | 182,10 |
5.9 | 1.772 | 12,74 | 184,86 |
6 | 1.797 | 12,92 | 187,47 |
Приведенные в таблице показатели могут быть использованы для формирования фонда оплаты труда рабочих-строителей в сметах и договорных ценах на строительную продукцию в текущем уровне цен.
Договорная цена (смета на строительство) и включаемые в нее средства на оплату труда или способы их определения устанавливаются в договоре подряда по взаимному соглашению сторон (подрядчика и заказчика, генподрядчика и субподрядчика и т.п.), где определяются также порядок, условия и сроки расчетов за выполнение работы и сданные заказчику объекты, что создает для подрядчика соответствующую базу для организации оплаты труда работников, занятых на строительстве конкретных объектов, и для выполнения программы строительных работ организации в целом.
При определении и согласовании размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство интересы договаривающихся сторон должны основываться на единых законодательных, нормативных и правовых актах с учетом сложившейся и ожидаемой на период строительства ситуации в области трудовых и социально-экономических отношений.
Величина конкретного нормативного показателя по соглашению сторон договора подряда может быть изменена, но это изменение не должно ухудшать условия оплаты труда и снижать ее размер против установленного действующими законодательными и нормативными правовыми актами.
Такой подход обеспечивает высокую обоснованность решений, принимаемых на стадии определения и согласования договорных цен и смет на строительство (в части размера средств на оплату труда) и на стадии расчетов по заработной плате с рабочими за выполненные работы, их комплексы, этапы и объекты в целом. При этом он позволит упростить организацию оплаты труда, которую можно будет осуществлять непосредственно по сметам на строительство.
Особенностями нормативной базы, используемой при определении размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и при организации оплаты труда в строительных организациях, являются стабильность технически обоснованных норм затрат труда (в чел.-ч, маш.-ч и т.п.) на традиционные строительно-монтажные процессы работы и динамичность, изменчивость во времени стоимости (цены) труда, а следовательно, и сдельных расценок.
Этот двойственный характер нормативной базы предопределяет соответствующую этапность ее формирования, совершенствования обновления на всех уровнях: отраслевом, региональном и непосредственно в организациях и на предприятиях.
Порядок разработки норм затрат труда рабочих, занятых на строительно-монтажных работах, управлением и обслуживанием строительных машин, определен Методическими указаниями о порядке разработки государственных элементных сметных норм на строительные, монтажные и специальные строительные и пусконаладочные работы, утвержденными постановлением Госстроя России от 24.04.1998 N 18-40.
При определении сдельных расценок на выполняемые работы и размеров заработной платы в целом необходимо использовать действующие в расчетном периоде тарифные ставки, оклады, а также нормативы и показатели, по которым начисляются на них различные доплаты, надбавки и другие выплаты.
Таким образом, опыт Московского региона по формированию в сметах и договорных ценах фонда оплаты труда рабочих на основе оперативно выпускаемых сборников текущих цен на ресурсы, используемые в строительстве, может быть рекомендован для других регионов страны. Как показывает практика, такой метод формирования ФОТ повышает достоверность определения фонда оплаты труда в условиях инфляции цен на ресурсы, используемые в строительстве.
Е. Кривая,
экономист
"Нормирование и оплата труда в строительстве", N 12, декабрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормирование и оплата труда в строительстве"
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-15424 от 9 июня 2003 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru