Надо ли платить за водопой птицы?
Предприятия, занимающиеся выращиванием (разведением) сельскохозяйственной птицы, зачастую используют акватории озер и болот для выращивания (включая водопой и плавание) этой птицы (как правило, это период с июля по октябрь) либо осуществляют забор воды из водных объектов для водопоя. Использование акватории и забор воды - разные способы использования водного объекта. Кроме того, организации могут приводить птицу, скот только на водопой. Должны ли они вносить плату за водопользование или уплачивать водный налог?
Вне зависимости от того, каким образом используется водный объект, организации обязаны соблюдать требования водного законодательства. Оно состоит из Водного кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Необходимо учитывать, что с 01.01.2007 Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ (далее - Закон N 73-ФЗ) введен в действие Водный кодекс от 03.06.2006 N 74-ФЗ (далее - ВК РФ), который применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. До этого применялся Водный кодекс от 16.11.1995 N 167-ФЗ.
Согласно ст. 46 Водного кодекса, действовавшего до 01.01.2007, права пользования водными объектами приобретались на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Права пользования водными объектами при установлении особого пользования приобретались на основании решения Правительства РФ, лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
В связи с вступлением в силу ВК РФ лицензирование пользования поверхностными водными объектами было отменено. Статьей 9 ВК РФ установлено: физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены гл. 3 "Договор водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользование" ВК РФ. Приобретение же права пользования подземными водными объектами осуществляется по основаниям и в порядке, установленным законодательством о недрах. Данное законодательство состоит из Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Несмотря на изменение порядка предоставления права пользования поверхностными водными объектами разрешительные документы (в том числе лицензии на водопользование), принятые (выданные) в соответствии с прежде действовавшим порядком, продолжают действовать. Объясним почему.
Лица, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов РФ либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до 01.01.2007, должны учитывать положения ст. 5 Закона N 73-ФЗ. Указанные водопользователи сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров. В то же время они вправе в соответствии с ВК РФ заключить договоры водопользования или обратиться с заявлениями о предоставлении водных объектов в пользование на основании соответствующих решений. При этом условия и сроки использования водных объектов могут быть изменены только по инициативе водопользователей.
Обратите внимание! До 01.01.2007 заключались договоры пользования водными объектами, в связи с введением в действие нового Водного кодекса заключаются договоры водопользования.
В пункте 3 указанной статьи подчеркнуто, что действие решений Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов РФ либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до 01.01.2007, прекращается:
- с момента возникновения права пользования водными объектами на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование;
- по истечении срока действия лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами;
- в случае прекращения права пользования водными объектами по основаниям и в порядке, установленным ст. 10 ВК РФ. Согласно п. 1 этой статьи право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены гражданским законодательством и Водным кодексом, а также по основаниям, установленным законодательством РФ о концессионных соглашениях.
Вне зависимости от того, когда выданы разрешительные документы на водопользование, по общему правилу пользование водными объектами является платным. При этом в соответствии с Водным кодексом, действовавшим до 01.01.2007, порядок установления, зачисления, взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, и предельные размеры такой платы определялись Налоговым кодексом, а именно гл. 25.2 "Водный налог". Данная норма не утратила актуальности и после 01.01.2007.
К сведению. В соответствии со ст. 9 Водного кодекса, действовавшего до 01.01.2007, поверхностные водные объекты - это постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима. Такие объекты были поделены на три группы:
- поверхностные водотоки и водохранилища на них;
- поверхностные водоемы;
- ледники и снежники.
Лицензия получена до 01.01.2007
Согласно п. 1 ст. 333.8 НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 333.9 НК РФ. Не признаются таковыми лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных (принятых) с 01.01.2007 (п. 2).
В соответствии со старым Водным кодексом все водопользование делилось на три категории (в действующем ВК РФ этого разграничения нет):
- общее - использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств, которое могло осуществляться без получения лицензии на водопользование;
- специальное - использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств, осуществлялось только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. Перечень видов специального водопользования утвержден Приказом МПР РФ от 23.03.2005 N 70*(1). Так, к специальному водопользованию относится пользование водными объектами с применением стационарных, передвижных и плавучих сооружений по механическому и самотечному забору воды из водных объектов (п. 1), оросительных, обводнительных и оросительно-обводнительных мелиоративных систем (п. 8);
- особое - использование водных объектов, находящихся в федеральной собственности, для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, при выводе птицы на водопой организации не осуществляют специального или особого водопользования, а вот забор воды, в том числе для водопоя птицы, скота, - это специальное водопользование. Означает ли это, что в первом случае водный налог платить не надо?
Водопой по лицензии
В Минфин обратилось общество - сельскохозяйственный товаропроизводитель, занимающийся разведением племенных гусей и использующий акватории озер и болот в период с июля по октябрь для водопоя выращиваемой птицы. Общество в 2003 году получило лицензию на водопользование сроком на 10 лет. Признается ли такая организация, осуществляющая пользование поверхностными водными объектами исключительно для поения птицы, плательщиком водного налога? Финансисты ответили так: организация, которой до 01.01.2007 была предоставлена лицензия на водопользование, является плательщиком водного налога до окончания срока действия этой лицензии или до переоформления права пользования водными объектами в соответствии с требованиями ВК РФ (Письмо от 07.10.2011 N 03-06-06-02/5). Таким образом, чиновники настаивают на том, что в интересующей нас ситуации необходимо платить водный налог. Однако пояснений, которые приведены в указанном письме, по мнению автора, недостаточно для понимания такой позиции.
Более конкретные пояснения даны Арбитражным судом Новосибирской области в Решении от 26.11.2010 N А45-18718/2010. Арбитры посчитали, что общество, использующее водные объекты для выращивания молодняка (гусей и уток) в летний период (с июля по октябрь) на основании лицензии на водопользование, выданной в 2003 году сроком на 10 лет, водный налог после 01.01.20007 платить должно.
Итак, в Налоговом кодексе не раскрыты понятия "водопользование", "водопользователь". Поэтому, руководствуясь п. 1 ст. 11 НК РФ, обращаемся к ВК РФ. Повторим, что в действующем Водном кодексе деление водопользования на общее, специальное и особое отсутствует, а воспользоваться понятиями, приведенными в старом, не получится, поскольку он утратил силу. На основании п. 8 ст. 1 ВК РФ водопользователем признается физическое или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом. Под водопользованием понимается использование водных объектов различными способами для удовлетворения потребностей РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц (п. 14).
На основании п. 1 ст. 333.9 НК РФ объектами обложения водным налогом, если иное не предусмотрено п. 2 этой статьи, признаются следующие виды пользования водными объектами:
- забор воды из водных объектов;
- использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
- использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
- использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 11 ВК РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов.
В рассматриваемой ситуации налогоплательщик не опроверг факта использования акватории водных объектов, не представил доказательств сдачи лицензии в уполномоченный орган или заключения договора на водопользование после 01.01.2007, по которому вносились платежи неналогового характера, что исключило бы уплату водного налога в силу п. 2 ст. 333.8 НК РФ. Поэтому общество является плательщиком водного налога.
Опротестовывая данное решение в апелляционном суде, общество сослалось на пп. 16 п. 3 ст. 11 ВК РФ. Согласно этому подпункту не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными. Судом апелляционной инстанции данная ссылка была отклонена, так как налогоплательщик осуществляет водопользование, предусмотренное пп. 2 п. 1 ст. 11 ВК РФ на основании действующей лицензии (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2011 N 07АП-842/11).
Судьи ФАС СЗО указанные решение и постановление оставили без изменения (Постановление от 27.06.2011 N А45-18718/2010). Суды, руководствуясь положениями ст. 338.8, 333.9 НК РФ, ст. 5 Закона N 73-ФЗ, ст. 11, 20, 21 ВК РФ, исходя из того, что объектом обложения водным налогом признается в том числе использование акватории водных объектов, по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств, учитывая, что лицензия является действующей и выдана обществу на использование акваторий водных объектов (а не для забора воды из водных объектов для водопоя), пришли к выводу о том, что в спорном периоде общество являлось плательщиком водного налога. Такие же выводы изложены в Постановлении ФАС ЗСО от 03.06.2011 N А45-18717/2010.
Кстати, еще ранее судьи ФАС ЗСО посчитали, что общество должно было платить водный налог за период с 01.01.2004 по 31.12.2006, поскольку на основании лицензии на водопользование и условий пользования поверхностными водными объектами ему были предоставлены акватории водных объектов в целях выращивания молодняка птиц (гусей, уток) в летний период с июля по октябрь, а не для водопоя (Постановление от 25.11.2009 N А45-3199/2008).
Следовательно, если в соответствии с лицензией водопользователю предоставлено право использования водного объекта только для водопоя птицы, скота, платить водный налог не надо.
Как определяется налоговая база при использовании акватории?
В силу п. 1 ст. 333.10 НК РФ по каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со ст. 333.9 НК РФ, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. Причем, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база рассчитывается применительно к каждой налоговой ставке. На основании п. 3 ст. 333.10 НК РФ при использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база по водному налогу зависит от площади предоставленного водного пространства. Эта площадь определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных - по материалам соответствующей технической и проектной документации. Сумма налога по итогам каждого налогового периода (квартала) исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки (п. 2 ст. 333.13 НК РФ). В свою очередь, налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в размерах, указанных в ст. 333.12 НК РФ, при использовании акватории она выражена в тыс. руб. за год за 1 кв. м используемой акватории.
На основании ст. 333.14 НК РФ водный налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация представляется в налоговый орган также по месту нахождения объекта налогообложения (за исключением крупнейших налогоплательщиков, представляющих декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве таковых) в те же сроки (п. 1 ст. 333.15 НК РФ).
Забор воды для водопоя по лицензии
Еще раз повторим: в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ забор воды из водных объектов признается объектом обложения водным налогом, если только иное не установлено п. 2 данной статьи. В этом пункте указано, в каких случаях при пользовании водными объектами не возникает объект налогообложения. Нас интересует пп. 13, согласно которому не признается объектом обложения водным налогом забор воды из водных объектов:
- для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан;
- для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.
Таким образом, при осуществлении забора воды для водопоя птицы на основании лицензии на водопользование, полученной до 01.01.2007, платить водный налог не надо.
Здесь отметим следующий момент. В свое время московские налоговики отметили, что льготой, предусмотренной пп. 13 п. 2 ст. 333.9 НК РФ, налогоплательщики могут воспользоваться только при наличии лицензии (см. Письмо от 20.11.2006 N 19-50-И/1353). Однако арбитры пришли к другому выводу. Пример - Постановление ФАС УО от 16.02.2010 N Ф09-494/10-С3. Налоговая инспекция посчитала, что предприятие занизило налоговую базу по водному налогу за 2005-2007 годы, поскольку при расчете не учло объем воды, израсходованной на полив земельных участков личных подсобных хозяйств граждан и водопой скота в отсутствие лицензии. Ответ судей - льгота по освобождению от уплаты водного налога зависит от целевого использования воды, а не от иных обстоятельств и оснований, в том числе наличия лицензии. В ходе разбирательства был подтвержден факт использования предприятием воды на цели, указанные пп. 13 п. 2 ст. 333.9 НК РФ. Являясь пользователем скважин, налогоплательщик правомерно осуществлял забор воды за проверяемый период в целях ее использования населением для полива земельных участков и водопоя скота.
Еще одно подтверждение изложенной позиции - Постановление ФАС СЗО от 17.11.2009 N А56-3027/2009. Водопользование (забор воды) для водопоя и обслуживания скота и птицы в соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 333.9 НК РФ не признается объектом обложения водным налогом. Применение указанной нормы не ставится в зависимость от наличия или отсутствия у водопользователя лицензии. Факт использования налогоплательщиком воды на цели, указанные в этом подпункте (водоснабжение животноводческого комплекса), установлен судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом. При таких обстоятельствах суды сделали вывод о том, что у общества отсутствовал объект налогообложения при заборе воды из скважины для водопоя и обслуживания скота (период - 2005 год).
Представленный подход действует только до вступления в силу ВК РФ. С 01.01.2007 лица, у которых отсутствует соответствующая лицензия на водопользование, воспользоваться названной выше льготой не могут. Однако это не означает, что они должны платить водный налог, - просто нужно действовать исходя из новых правил. Основание - ст. 6 Закона N 73-ФЗ: предоставление в пользование водных объектов, в отношении которых к 01.01.2007 не были приняты решения Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов РФ, не были выданы лицензии на водопользование и не были заключены договоры пользования водными объектами, осуществляется в порядке, предусмотренном ВК РФ.
А что по новым правилам?
С 01.01.2007 пользование поверхностными водными объектами осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть в рамках договорных гражданских правоотношений. Кстати, в п. 2 ст. 5 ВК РФ приведена такая градация поверхностных водных объектов:
- моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.);
- водотоки (реки, ручьи, каналы);
- водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
- болота;
- природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
- ледники, снежники.
В соответствии с п. 1 ст. 11 ВК РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено п. 2, 3 указанной статьи. Договор водопользования заключается в случае предоставления водного объекта в пользование для следующих целей:
- забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
- использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
- использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии.
Указанные водные объекты предоставляются в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 11 ВК РФ, для забора (изъятия) водных ресурсов с целью орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ) (пп. 10 п. 2 ст. 11 ВК РФ). В подпункте 16 п. 3 сказано, что не нужна разрешительная документация, если водный объект используется для полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными.
Справка. Сельскохозяйственные животные - используемые для производства животноводческой и иной сельскохозяйственной продукции скот, ценные пушные звери, кролики, птица, пчелы (п. 7 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 108-ФЗ "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи").
Таким образом, если организация осуществляет забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов, в том числе с целью водопоя птицы, скота, либо использует акватории водных объектов, должен быть заключен договор водопользования. Для забора (изъятия) водных ресурсов с целью орошения земель сельскохозяйственного назначения понадобится решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование установлен правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 844.
О договоре водопользования
По такому договору одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления - обязуется предоставить другой стороне - водопользователю - водный объект или его часть в пользование за плату (п. 1 ст. 12 ВК РФ). К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом, если иное не установлено Водным кодексом и не противоречит существу договора водопользования. Так, на основании п. 1 ст. 13 ВК РФ договор водопользования в обязательном порядке должен содержать:
- сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;
- цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов);
- срок действия договора водопользования. Водные объекты могут быть предоставлены в пользование на основании договора водопользования максимум на 20 лет. Если договор заключен на больший срок, договор считается заключенным на 20 лет;
- размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;
- порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;
- ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.
При определенных обстоятельствах договор водопользования в части использования акватории водного объекта заключается по результатам аукциона. Право на заключение договора приобретается на аукционе в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Кроме того, договор водопользования в части использования акватории водного объекта заключается по результатам торгов при наличии нескольких претендентов на право заключения такого договора.
Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре (п. 3 ст. 12 ВК РФ).
Плата за пользование водным объектом
Данная плата предусматривается договором водопользования. Она устанавливается с учетом следующих принципов, перечисленных в п. 2 ст. 20 ВК РФ:
- стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;
- дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна;
- равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.
Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, а также порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. В отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, ставки утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876, а правила расчета и взимания платы - Постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 N 764. В соответствии с этими правилами размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы. Для плательщиков, осуществляющих забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их частей, платежной базой является объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов. Если же используются акватории водных объектов или их части, в качестве платежной базы выступает площадь предоставленной акватории водного объекта или его части. Плата вносится по месту пользования водным объектом или его частью не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом (кварталом).
Если объем забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, находящихся в федеральной собственности, по факту будет меньше допустимого, размер платы пересчитывается. Фактический объем забора (изъятия) водных ресурсов определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. В случае отсутствия таких приборов учитываются время работы и производительность технических средств. Если и такой способ не подходит, объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления или с помощью других методов на условиях и в порядке, которые установлены в договоре водопользования. Перерасчет производится по мере необходимости по окончании соответствующего платежного периода. Обратная ситуация - забор водных ресурсов осуществлен в объеме, превышающем установленный договором водопользования: водопользователь уплачивает штраф за такое превышение в размере пятикратной платы за пользование водным объектом. Данная ответственность распространяется на всех водопользователей, поскольку она закреплена в п. 3 ст. 18 ВК РФ.
На уровне Водного кодекса установлена и ответственность за несвоевременное внесение платы в виде пеней в размере 1/150 действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более чем 0,2%, за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению водопользователем платы за пользование водным объектом начиная со следующего за определенным в договоре водопользования днем внесения платы.
Кроме того, помните: самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий - административно наказуемое деяние. На должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 500 до 1 000 руб., на юридических лиц - от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 7.6 КоАП РФ).
* * *
Использование водных объектов осуществляется на платной основе. Это общее правило, из которого есть исключения. Чтобы определить, надо ли платить за водопользование, следует обратиться к нормам водного законодательства. Если сельскохозяйственная организация просто водит своих "цыплят" (птицу, скот) на водопой, платить за водопользование не нужно. В то же время, если у предприятия имеется действующая лицензия на водопользование, предоставленная до 01.01.2007 с целью использования акватории водных объектов (не для водопоя животных), необходимо уплачивать водный налог, пока не закончится срок действия лицензии или не будет заключен договор водопользования в соответствии с ВК РФ. При наличии действующей лицензии на водопользование, полученной с целью забора воды из водных объектов для водопоя и обслуживания птицы, скота, водный налог платить не надо (применяется льгота). Однако к концу срока действия лицензии необходимо позаботиться о заключении договора водопользования (вполне возможно, что право на его заключение можно будет получить только по результатам аукциона). Заключение такого договора означает, что за пользование водным объектом придется вносить плату.
О.В. Давыдова,
эксперт журнала "Пищевая промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утратил силу в связи с изданием Приказа Минприроды РФ от 19.06.2009 N 157.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"