По итогам Российского налогового саммита
На прошедшем Российском налоговом саммите участники обсудили последние изменения в отечественном и зарубежном законодательстве, свежие решения судов и разобрали практические вопросы. "Гарант" на этом мероприятии выступил медиапартнером.
Российский налоговый саммит, который прошел 16 ноября 2011 года, затронул огромное количество актуальных вопросов в области изменений налогового законодательства, юридических сделок, судебной практики по налогам и т.д. Компания "Гарант" выступила стратегическим медиапартнером данного мероприятия.
На первой сессии представители Минфина России, Федеральной налоговой службы, Минздравсоцразвития России рассказали о нововведениях, которые, возможно, будут приняты в 2012 году. Так, предложено восстанавливать амортизационную премию только при реализации основных средств взаимозависимым лицам. Вероятно, скоро фирмам придется отказаться от применения повышающих коэффициентов даже для основных средств, которые непосредственно контактируют с агрессивной средой. Энергоэффективные ОС не будут облагать налогом на прибыль, но тщательно проверят на соответствие критериям энергоэффективности. Могут освободить от обложения страховыми взносами любую благотворительную помощь. Стандартные налоговые вычеты по НДФЛ уже изменили. Так, на первого и второго ребенка вычеты составляют по 1400 рублей, на третьего и следующих - по 3000 рублей. Таким вычетом сотрудник может пользоваться до тех пор, пока его доход не превысит 280 000 рублей*(1).
Были рассмотрены изменения в трансфертном ценообразовании*(2). С 1 января 2012 года сделки (в области как внутренней, так и внешней торговли), которые подпадают под законодательно установленные критерии, контролируют налоговики. Фирма также может заключать предварительное соглашение о ценообразовании с инспекторами.
Заседания второй сессии проходили параллельно. На одном обсуждали вопросы налогового планирования в России в 2011-2012 годах. С докладом о налоговой функции выступила Елена Семагина, руководитель департамента управления рисками, методологии и налоговой экспертизы ОАО "ВымпелКом". Она рассказала, что налоговая функция их компании такова:
- исполнение требований налогового законодательства с учетом оптимизации при минимальных рисках;
- исполнение норм международного права, стандартов отчетности (US GAAP), корпоративных требований к отчетности;
- управление налоговыми рисками и активами;
- налоговая поддержка бизнес-подразделений по вопросам, связанным с налогообложением (раскрытие информации, налоговая экспертиза и др.).
В рамках управления налоговыми рисками и активами ответственное подразделение компании старается минимизировать риски. Для этого надо исполнять требования международного учета в части идентификации рисков и активов, следить за их отражением и раскрытием в отчетности.
О переводе процессов учета и отчетности в центры финансового обслуживания для крупных компаний в своей презентации рассказала Ирина Донец, заместитель финансового директора DHL Express в России. Среди рисков для российских компаний при переводе в международные общие центры обслуживания (ОЦО) она назвала:
- языковой барьер (крайне мало специалистов, знающих русский язык, например, в Малайзии, где созданы такие центры DHL);
- неоднозначность российского налогового законодательства;
- отсутствие опыта и квалификации у специалистов ОЦО.
Подробнее об этом Ирина Донец расскажет в интервью в следующем номере "Актуальной бухгалтерии".
На другом заседании была раскрыта тема международного налогового планирования. Участники обсуждали вопросы эффективного использования российских соглашений об избежании двойного налогообложения. Были рассмотрены изменения в налоговых соглашениях России с Кипром, Швейцарией и Люксембургом и их влияние на структуры бизнеса, а также правоприменительная практика международных налоговых споров.
На третьей сессии спикеры детально рассмотрели порядок, стратегию и тактику обжалования решений налоговиков и самые значимые судебные решения 2011 года.
С докладом о досудебном и судебном обжаловании решений выступил Джангар Джальчинов, советник налоговой практики Salans. В своем выступлении он рассказал об уровнях оспаривания и шансах компаний отстоять свою позицию: этап возражений - 5 процентов (личные ощущения докладчика); этап досудебного обжалования - 40 процентов (по данным ФНС России); этап судебного оспаривания - 60 процентов (по данным ВАС РФ).
При подаче иска в суд надо учесть, что решение налоговиков может быть обжаловано только в той части, в которой оно уже было обжаловано в вышестоящий налоговый орган. Также компании можно сделать акцент либо на просительную часть (наличие доводов не имеет значения), либо на мотивировочную (обязательны аргументы в свою пользу).
На четвертой сессии было уделено внимание вопросам налогового контроля. Участники рассмотрели последние изменения и новшества в порядке проведения проверок, защиту прав компаний в отношениях с налоговиками, а также налоговую и административную ответственность фирм. Оксана Опря, руководитель налоговой практики, генеральный директор ЗАО "Коллегия Налоговых Юристов", рассказала о формах дополнительных мероприятий налогового контроля: об истребовании документов у компании и третьих лиц, о проведении экспертизы, допросе свидетеля.
При этом споры о правомерности проведения вызывают выемка документов и осмотр помещений. Также неясно, обязательно ли составлять акт по результатам проведения дополнительных мероприятий. Судебные решения с противоположными точками зрения выпускались даже с разницей в несколько дней. Поэтому в каждом случае решение, писать ли акт, налоговики принимают самостоятельно.
"Актуальная бухгалтерия", N 1, январь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.11.2011 N 330-ФЗ
*(2) Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.