Формирование института трудового стажа в советской системе социального обеспечения
Предоставление социальных благ порой влечет уклонение трудоспособных граждан от участия в общественно полезной деятельности. Наличие большого числа таких лиц приводит к росту социальной и налоговой нагрузки на экономически активных граждан - трудящихся. Существует объективная зависимость между трудовой деятельностью граждан и размером общественных фондов, расходуемых на социальное обеспечение. Учитывая эту объективную связь, государство устанавливает юридическую зависимость некоторых трудовых прав и прав на отдельные виды социального обеспечения от участия в трудовой и иной экономически активной или признаваемой государством общественно значимой деятельности. Формальным критерием, дающим представление о трудовом вкладе человека, является трудовой стаж.
Действующая система государственного социального обеспечения формировалась под воздействием различных факторов: экономических, демографических, политических, социальных и др. Изучение эволюции института трудового стажа в отечественном законодательстве и научных взглядов на него позволит понять его роль в социальном обеспечении, исследовать его применение в правовом регулировании предоставления социальных благ и выработать комплексный подход к использованию данного правового института в современном социальном законодательстве. Познав прошлое данного правового института, можно точнее оценить его настоящее и предвидеть его будущее.
Возникновение института трудового стажа в советском праве социального обеспечения стало закономерным следствием развития социального законодательства. После Октябрьской революции 1917 г. партия большевиков приступила к реализации страховой программы, предполагавшей распространение обеспечения на всех лиц наемного труда и их семьи; обеспечение рабочих во всех случаях утраты трудоспособности и при потере заработка из-за безработицы; полное возмещение утраченного заработка без каких-либо взносов самих застрахованных; осуществление всех видов страхования едиными органами, сформированными по территориальному принципу на началах полного самоуправления застрахованных*(1).
Сообщением СНК РСФСР от 30 октября 1917 г. страхование за счет средств предпринимателей было распространено на всех наемных работников и все случаи потери трудоспособности, в том числе материнство, с возмещением по меньшей мере полного заработка. 1 ноября 1917 г. в правительственном сообщении "О социальном страховании" советская власть обязалась распространить социальное страхование на все случаи утраты трудоспособности. 11 декабря 1917 г. было принято Положение о страховании на случай безработицы; 22 декабря 1917 г. - декрет ЦИК РСФСР "О страховании на случай болезни"*(2), предусматривавший выплату пособий при родах и родовспоможении, а также коечное лечение с полным содержанием для застрахованных лиц; 7 августа 1918 г. - декрет СНК "О пенсионном обеспечении солдат рабоче-крестьянской Красной армии и их семейств".
Согласно декрету от 22 декабря 1917 г. "О страховании на случай болезни" каждому рабочему и служащему, за исключением тех, чей заработок превышал трехдневный средний заработок рабочих данной местности, в случае болезни выплачивалось денежное пособие в размере полного заработка независимо от характера и длительности работы. Следовательно, юридическое значение имел только факт работы по найму к моменту возникновения временной нетрудоспособности, длительность же работы в качестве рабочего или служащего (трудовой стаж) не имела никакого юридического значения ни для установления самого права на пособие, ни для определения его размера.
Положение о социальном обеспечении трудящихся, утвержденное декретом СНК от 31 октября 1918 г.*(3), предусматривало назначение пенсии "в случаях утраты трудоспособности, независимо от причин, вызвавших утрату трудоспособности (болезнь, увечье, старость, профессиональное заболевание и т.п.)". Отличительной особенностью этого положения являлось включение в круг лиц, подлежащих обеспечению, всех нуждающихся, не эксплуатирующих чужой труд. Данный подход применялся не только к пенсионному обеспечению, но и к обеспечению по беременности и родам, а также в случае болезни. Такое расширение слоя иждивенцев в сложных условиях восстановления народного хозяйства после Гражданской и Первой мировой войн сделало невозможным реальное выполнение социалистическим государством взятых на себя обязательств.
Н.А. Вигдорчик писал: "Несмотря на все блага социального обеспечения, население чувствовало себя гораздо менее обеспеченным, чем когда-либо раньше, и возможность потери работоспособности была для всякого человека теперь неизмеримо страшнее, чем в прежнее время"*(4). Очевидно, что неспособность государства реализовать заявленные обещания стала одной из причин возникновения института трудового стажа как средства, способного существенно ограничить круг обеспечиваемых и соответственно снизить государственные расходы. Эти же причины обусловили возрождение начал социального страхования для лиц наемного труда.
Однако внедрение института трудового стажа в социальное обеспечение началось еще до возвращения к системе социального страхования. В целях экономии средств социального страхования, отсечения элементов, не имеющих отношения к классу трудящихся, трудовой стаж продолжительностью не менее одного месяца для назначения пенсии от органов социального обеспечения стал требоваться от инвалидов империалистической войны, бывших чиновников и иных лиц, получавших пенсии от иных учреждений (эмеритальные кассы и др.)*(5). Такие лица должны были приобрести требуемый стаж после назначения им пенсий указанными учреждениями. Трудовой стаж в данном случае играл роль формального критерия, позволявшего определить социальный статус лица, обращавшегося за пенсией*(6).
Система социального обеспечения, финансируемая главным образом из государственного казначейства, просуществовала до 1921 г., когда с переходом к новой экономической политике и введением хозрасчета на государственных предприятиях назрела необходимость возврата к той системе социального страхования, элементы которой были обозначены в первых декретах. Мотивировалось это тем, что в новых условиях государство не является единственным собственником промышленности и не должно нести все бремя обеспечения работающих по найму. Так, в Тезисах о социальном страховании от 4 сентября 1922 г., утвержденных ЦК РКП(б)*(7), было признано, что "тяжелое положение страны диктует в настоящий момент рабоче-крестьянскому правительству некоторые ограничения в области социального страхования... Советское правительство принуждено, однако, временно отказаться от страхования по старости и обеспечения инвалидности с низкой степенью утраты трудоспособности".
Согласно декрету СНК РСФСР от 15 ноября 1921 г. "О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом"*(8) социальное страхование распространялось на наемных работников в случае временной и постоянной утраты нетрудоспособности, в случае нетрудоспособности, а также в случае смерти и финансировалось за счет предприятий, организаций и частных лиц, использующих наемный труд.
Декрет СНК РСФСР от 9 декабря 1921 г. "О социальном обеспечении при временной нетрудоспособности и материнстве"*(9) и постановление СНК РСФСР от 19 декабря 1921 г. "О страховании на случай болезни"*(10) сохранили право на пособие в случае болезни за всеми рабочими и служащими, не ограничивая срок его выдачи. Максимальный размер пособия был определен. Данный порядок не изменялся вплоть до 1927 г.
В отличие от обеспечения на случай временной нетрудоспособности, трудовой стаж был важным юридическим фактом при определении прав на пособие по безработице и его размера. Так, согласно декрету СНК РСФСР от 3 октября 1921 г. "Об обеспечении безработных"*(11) неквалифицированные рабочие и служащие для назначения пособия должны были иметь к моменту увольнения помимо общих оснований не менее трех лет стажа. Размер назначаемого пособия для данной категории работников зависел от их трудового стажа и составлял от 1/2 до 1/3 минимального заработка.
Минимальный стаж работы было необходимо иметь не всем категориям граждан. Это требование не распространялось на квалифицированных рабочих, на рабочих и служащих в возрасте до 19 лет и др.
По экономическим причинам (потребность в рабочей силе, состояние государственного бюджета и т.д.) условие о стаже то смягчалось, то становилось более жестким. Так, по инструкции НКТ СССР от 11 июня 1923 г. "О выдаче пособий и предоставлении льгот по безработице"*(12) неквалифицированные рабочие для получения пособия должны были иметь стаж не менее одного года, служащие - не менее трех лет. В 1924 г. с принятием постановления НКТ СССР "О выдаче пособий по безработице"*(13) требования к стажу были повышены для нечленов профсоюза: для неквалифицированных рабочих - до трех лет, для служащих - до пяти лет. В 1927 г. Правилами о назначении и выдаче пособий по безработице в порядке социального страхования*(14) требования к стажу для рабочих, членов профсоюза снизили до 6 месяцев, для остальных граждан - до 12 месяцев, однако уже в 1928 г. стаж для нечленов профсоюза был вновь повышен до 36 месяцев*(15). Постановлением Союзного совета социального страхования (СССР) при НКТ СССР от 19 октября 1929 г.*(16) наличие стажа было закреплено как обязательное условие, определяющее право на пособие: для всех рабочих и служащих, состоящих в профсоюзе, требовался стаж не менее двух лет, для нечленов профсоюза - не менее трех лет.
В начале 1920-х годов трудовой стаж также стал важным юридическим фактом, влияющим на возникновение права на пенсию по инвалидности. Декретом СНК РСФСР от 8 декабря 1921 г. "О социальном обеспечении инвалидов"*(17) впервые было установлено, что такое право у лиц, нетрудоспособных вследствие общего заболевания или старости, возникает только при наличии стажа работы по найму "в различных предприятиях и учреждениях не менее 8 лет". Необходимость ограничения круга лиц из числа нетрудоспособных обусловила появление в отечественном законодательстве особого вида трудового стажа - непрерывного. Так, циркуляр Наркомсобеса от 30 декабря 1921 г. требовал от инвалидов по старости, претендующих на пенсию, наличия непрерывного 8-летнего стажа к моменту наступления инвалидности.
Специалисты в отношении причин введения требования о трудовом стаже как условия обеспечения стариков были единодушны и также указывали на стремление уменьшить количество лиц, имеющих право на обеспечение. Например, Н.А. Вигдорчик писал: "Этим требованием страхование стремится отгородиться от стариков, вышедших не из трудового населения"*(18).
З.Р. Теттенборн отмечала, что "требование 8-летнего стажа работы по найму в момент издания декрета от 8 дек. 1921 г., которым этот срок был установлен, вызвано было стремлением исключить из круга страхуемых всех тех, инвалидность которых не стоит в связи с профессиональной работой по найму и которые до начала империалистической войны работой по найму не занимались"*(19).
По мнению Л.Я. Гинцбург, "условие о стаже служило, таким образом, цели отбора из общей массы претендентов на обеспечение тех, кому государство при данном состоянии своих финансов и исходя из общих целей своей политики считало необходимым в первую очередь оказывать помощь, т.е. оно играло примерно ту же роль, что и в страховании по безработице"*(20).
Очевидно, что условие о непрерывности служило целям экономии финансовых средств, поскольку в сложных условиях Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций, Гражданской войны и первых лет нэпа далеко не каждый мог подтвердить наличие 8-летнего непрерывного трудового стажа.
Использование института непрерывного трудового стажа в рассматриваемый период не ограничилось сферой пенсионного обеспечения. Во второй половине 1920-х годов трудовой стаж приобрел юридическое значение не только при назначении пенсий, но и при определении прав на пособие по беременности и родам. 9 мая 1927 г. СССС при НКТ СССР издал Правила о назначении и выдаче пособий по временной нетрудоспособности*(21) (далее - Правила). В этом документе впервые ставился вопрос о трудовом стаже как условии возникновения права на пособие по беременности и родам. В силу ст. 5 Правил "правом на пособие по временной нетрудоспособности вследствие беременности и родов пользуются женщины, если они непосредственно до освобождения от работы вследствие беременности проработали не менее шести месяцев".
Таким образом, согласно этим правилам женщина - работница или служащая - для получения пособия должна была иметь 6-месячный стаж ко дню освобождения от работы. При этом Правила требовали наличия стажа работы "непосредственно" до наступления дородового периода. Л.Я. Гинцбург отмечал, что "непосредственность" в данном случае означала "непрерывность"*(22). Требованию о непрерывности трудового стажа соответствовали правила его исчисления: не включались в стаж, но и не прерывали его течения периоды безработицы, оформленной надлежащим образом (регистрация на бирже труда или в профсоюзе); обучения в учебных заведениях; нахождения под стражей.
Введение трудового стажа как условия права на пособие вследствие беременности и родов мотивировалось прежде всего экономическими соображениями: сбережение финансов государственного социального страхования от трат "на лиц, не относящихся к постоянным кадрам рабочего класса"*(23).
Однако требование о наличии непрерывного трудового стажа в качестве обязательного условия для получения пособия по беременности и родам не закрепилось в законодательстве. Эта мера дала лишь незначительную финансовую экономию, значительно ущемив интересы женщин, прежде всего молодых работниц. Уже в ноябре 1927 г. данное правило было отменено*(24).
Требование трудового стажа в пенсионном обеспечении сохранилось и после вступления в силу КЗоТ РСФСР 1922 г. В его ст. 187 предусматривалось, что правом на обеспечение по инвалидности пользуются все лица, работающие по найму и потерявшие трудоспособность вследствие увечья, заболевания или старости. Однако Совнаркому было предоставлено право "установить срок продолжительности работы, дающей право на получение пособия по старости". Вскоре циркуляром Наркомсобеса от 11 декабря 1922 г.*(25) было подтверждено, что сохраняется требование 8-летнего трудового стажа. Таким образом, требование стажа сохранилось для стариков, но отпало для инвалидов по общим заболеваниям. Впоследствии отмена требования стажа для инвалидов по общим заболеваниям расценивалась как неудачная мера, породившая "засоренность инвалидной массы"*(26).
Положения ст. 187 КЗоТ РСФСР 1922 г.*(27), устанавливающие требование трудового стажа только для инвалидов по старости, но не по общему заболеванию, вызвали оживленную дискуссию. А. Вишневецкий писал: "Трудно найти небольного старика. Установив, что при инвалидности вследствие общей болезни трудового стажа не требуется, а при инвалидности вследствие старости такой стаж требуется, Кодекс оставляет открытым вопрос о том, как провести границу между инвалидностью первого порядка и инвалидностью второго порядка, отчего страховые органы по-прежнему не могут решить, когда же именно они должны требовать удостоверение о трудовом стаже и когда не должны". А. Вишневецкий указывал, что на практике складываются ситуации, когда от старика, "у которого обнаружен артериосклероз или старческий маразм, трудовой стаж требуется, а от старика, у которого этих или других специфически старческих болезней не обнаружено, - стаж не требуется"*(28).
В результате одни авторы*(29) требовали полной отмены требования трудового стажа в отношении всех категорий трудящихся и сохранения в качестве единственного основания для предоставления права на обеспечение по инвалидности медицинского заключения об утрате трудоспособности.
Другие же считали необходимым перейти к настоящему обеспечению старости путем установления определенного возраста, достижение которого означало бы зачисление в разряд стариков. Одновременно предлагалось отказаться от медицинского освидетельствования стариков, что предполагало отказ от критерия утраты трудоспособности, поскольку врачу "не представляется возможным решить, является ли свидетельствуемый, находящийся в возрасте старше 60 лет, инвалидом вследствие старости, то есть только естественных приходящих с возрастом изменений; или в наступлении этих изменений в организме, в их силе сыграли роль еще и перенесенные ранее болезни, или условия труда и общие условия жизни"*(30). А.Я. Кацман писал: "Старость должна страховаться как таковая... должен быть установлен предельный возраст, дающий трудящемуся право на пенсию определенного размера без всякого освидетельствования"*(31).
Законодательство пошло по третьему пути: сохранилось требование о стаже и медицинском освидетельствовании нетрудоспособности и одновременно был установлен пенсионный возраст. Право на обеспечение в случае потери трудоспособности вследствие старости в 1925 г. получили все нетрудоспособные рабочие и служащие при условии достижения возраста 50 лет (пенсионный возраст) и наличия стажа работы по найму не менее 8 лет*(32).
Данное решение законодателя дало страховым органам определенную установку: требовать подтверждения 8-летнего трудового стажа от всех лиц, претендующих на обеспечение в возрасте 50 лет и выше, если трудоспособность не утрачена ими в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием.
Однако по-прежнему оставалось непонятным, почему трудящийся, достигший 50 лет, должен доказывать наличие определенного стажа, а лицу 49 лет при тех же обстоятельствах делать этого не нужно. Такая проблема могла быть решена только путем введения самостоятельного пенсионного обеспечения по старости.
В качестве другого варианта решения проблемы рассматривалось введение критерия трудового стажа для инвалидов по общему заболеванию. Требование стажа не только для стариков, но и для инвалидов расценивалось как реальное средство "ограждения страховых средств от элементов, не имеющих права страхового обеспечения"*(33).
Требование о наличии стажа в отношении стариков - инвалидов по общему заболеванию было введено принятым ЦИК и СНК СССР 14 марта 1928 г. Положением об обеспечении в порядке социального страхования по случаю инвалидности и потере кормильца*(34) (далее - Положение 1928 г.), которое уже не выделяло трудно распознаваемую категорию "инвалидность вследствие старости". Положение 1928 г. предусматривало одну общую группу - группу лиц, потерявших трудоспособность вследствие других причин, и для всех них устанавливало требование о наличии общего трудового стажа. Законодатель пошел по пути дифференциации требования о наличии трудового стажа. Была закреплена градация стажа от 1 года до 8 лет в зависимости от возраста. Например, лицам от 20 до 25 лет требовалось не менее 2 лет стажа, а от 45 до 50 - не менее 7 лет стажа. Правила обеспечения в порядке социального страхования по инвалидности и по случаю потери кормильца от 4 июля 1928 г.*(35) (далее - Правила 1928 г.) и Положение 1928 г. не предъявляли никаких требований к характеру работы, составляющей трудовой стаж. В него включались периоды трудовой деятельности рабочего и служащего в любой отрасли народного хозяйства или государственного управления. Не требовалось, чтобы стаж был непрерывным, однако длительный перерыв в трудовой деятельности (более 5 лет) аннулировал весь предшествовавший трудовой стаж. Правила 1928 г. помимо работы предусматривали включение в стаж также иных периодов: времени получения пособия по временной нетрудоспособности, работы в коллективах безработных, пребывания на общественных работах, службы в армии и учебы в ФЗУ.
Анализ законодательства тех лет свидетельствует о том, что государство стало придавать юридическое значение не только работе, но и иным видам общественно значимой деятельности (учеба, служба в армии). Это позволяет говорить о роли института трудового стажа как в сфере социального обеспечения, так и в иных областях экономики государства, что доказывается формированием отдельных видов трудового стажа: общего, специального, непрерывного и выслуги лет. Отказ от политики нэпа и переход к ускоренной индустриализации привел к повышению значения трудового стажа в жизни граждан. В конце 1920-х годов остро встал вопрос об омоложении кадров в промышленности, соответственно возникла задача стимулирования выхода на пенсию пожилых работников. Так, в резолюции 8-го съезда профсоюзов СССР отмечалось: "От неполного распространения страхования по старости страдают интересы не только отдельных категорий пролетариата, но и нужды соответствующих отраслей народного хозяйства, рационализация которых тормозится наличием престарелых работников с пониженной производительностью труда".
Задача омоложения кадров народного хозяйства была решена путем введения пенсионного обеспечения по старости. Ранее старость рассматривалась лишь как одна из причин инвалидности, но не как самостоятельное основание пенсионного обеспечения. В первую очередь оно было введено с 1928 г. для рабочих текстильной промышленности при наличии стажа не менее 25 лет: для женщин по достижении 60 лет, для мужчин - 65 лет*(36). Условием выплаты пенсии являлось прекращение работы на предприятиях текстильной промышленности.
В результате трудовой стаж получил принципиально новое значение: если ранее он служил прежде всего средством отсечения от социального обеспечения классов о враждебных элементов, то теперь он стал мерой участия в общественно полезном труде, инструментом измерения количества труда, отданного гражданином обществу в течение всей его жизни.
В целом к концу 1920-х годов сформировались основные виды трудового стажа: общий (стаж любой работы), специальный, непрерывный.
Список литературы
1. Вигдорчик Н.А. Социальное страхование в общедоступном изложении. М., 1927.
2. Вигдорчик Н.А. Теория и практика социального страхования. Пг., 1922.
3. Вишневецкий А. Неверный подход // Вопросы страхования. 1927. N 13.
4. Вишневецкий А. Развитие законодательства о социальном страховании в России. М., 1926.
5. Гинцбург Л.Я. Трудовой стаж рабочих и служащих. М., 1958.
6. Забелин Л.В., Эмдин Я.Р. Промышленность и социальное страхование. М., 1928.
7. Кацман А.Я. Нужен ли трудовой стаж инвалидов? // Вопросы страхования. 1925. N 15.
8. Койре Е. Нужно ли страховать старость // Вопросы страхования. 1924. N 1.
9. Ленин В.И. Полн. собр. соч. М., 1967. Т. 21.
10. Сазонов В.С. Развитие советского законодательства о социальном обеспечении: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1967.
А.В. Менкенов,
аспирант кафедры трудового права юридического
факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
"Законодательство", N 12, декабрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. М., 1967. Т. 21. С. 146-149.
*(2) СУ РСФСР. 1917. N 13. Ст. 188.
*(3) Декрет СНК от 31 марта 1918 г. "Положение о социальном обеспечении трудящихся" // СУ РСФСР. 1918. N 89. Ст. 906.
*(4) Вигдорчик Н.А. Теория и практика социального страхования. Пг., 1922. С. 150.
*(5) Сводка правил по выдаче пособий и пенсий трудящимся подотделами социального обеспечения и охраны труда отделов труда (п. "г" ст. 1). М., 1919.
*(6) См.: Сазонов В.С. Развитие советского законодательства о социальном обеспечении: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1967. С. 77.
*(7) Вопросы страхования. 1922. N 1. С. 6.
*(8) СУ РСФСР. 1921. N 76. Ст. 627.
*(9) Там же. N 79. Ст. 682.
*(10) Там же. 1922. N 1. Ст. 20.
*(11) Там же. N 1. Ст. 23.
*(12) Известия Наркомтруда СССР (далее - ИНКТ). 1923. N 21. С. 5-9.
*(13) Постановление НКТ СССР от 16 октября 1924 г. "О выдаче пособий по безработице" // ИНКТ. 1923. N 41. С. 10-14.
*(14) Утверждено постановлением СССС при НКТ СССР от 14 декабря 1927 г. N 406 // ИНКТ. 1928. N 1-2.
*(15) Постановление СССС при НКТ СССР от 6 февраля 1928 г. // ИНКТ. 1928. N 7-8. С. 119.
*(16) ИНКТ. 1929. N 47. С. 745.
*(17) СУ РСФСР. 1921. N 79. Ст. 672.
*(18) Вигдорчик Н.А. Социальное страхование в общедоступном изложении. М., 1927. С. 185.
*(19) Теттенборн З.Р. Советское социальное страхование. М.; Л., 1925. С. 108.
*(20) Гинцбург Л.Я. Трудовой стаж рабочих и служащих. М., 1958. С. 40.
*(21) ИНКТ. 1927. N 23. С. 341.
*(22) См.: Гинцбург Л.Я. Указ. соч. С. 77.
*(23) Там же. С. 78.
*(24) Постановление СССС при НКТ СССР от 30 ноября 1927 г. "Об отмене требования стажа работы по найму при выдаче пособий по временной нетрудоспособности следствие беременности и родов" // ИНКТ. 1928. N 1-2. С. 11.
*(25) Известия НКСО РСФСР. 1922. N 50.
*(26) См.: Гинцбург Л.Я. Указ. соч. С. 62.
*(27) Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1922. N 70. Ст. 903.
*(28) Вишневецкий А. Развитие законодательства о социальном страховании в России. М., 1926. С. 165-166.
*(29) См., напр.: Теттенборн З.Р. Указ. соч. С. 108; Койре Е. Нужно ли страховать старость // Вопросы страхования. 1924. N 1.
*(30) Кацман А.Я. Нужен ли трудовой стаж инвалидов? // Вопросы страхования. 1925. N 15. С. 11.
*(31) Там же.
*(32) Постановление ЦИК и СНК СССР от 28 августа 1925 г. "Положение об обеспечении в порядке социального страхования инвалидов труда и членов семейств, умерших или безвестно отсутствующих застрахованных и инвалидов труда". Ст. 1 // СЗ СССР. 1925. N 57. Ст. 429.
*(33) См.: Забелин Л.В., Эмдин Я.Р. Промышленность и социальное страхование. М., 1928. С. 104; Вишневецкий А. Неверный подход // Вопросы страхования. 1927. N 13. С. 14.
*(34) СЗ СССР. 1928. N 17. Ст. 146.
*(35) ИНКТ. 1928. N 28-29. С. 424.
*(36) Постановление СССС при НКТ СССР от 5 января 1928 г. "О предоставлении пенсионного обеспечения престарелым рабочим предприятий текстильной промышленности" // ИНКТ. 1928. N 3. С. 39.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Формирование института трудового стажа в советской системе социального обеспечения
Автор
А.В. Менкенов - аспирант кафедры трудового права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2011, N 12