Акватория водного объекта была использована организацией "А" для проведения водолазных работ в соответствии с договором о выполнении работ по оценке безопасности плотины, строящейся организацией "Б" и принадлежащей ей на праве собственности. Договор выполнения работ заключен между организациями "А" (подрядчик) и "Б" (заказчик). Договор водопользования у организации "А" отсутствует, а у "Б" имеется решение о водопользовании. Правомерно ли освобождение указанного ранее использования акватории водного объекта организацией "А" от обложения водным налогом в соответствии с подп. 11 п. 2 ст. 333.9 НК РФ?
Освобождение в соответствии с подп. 11 п. 2 ст. 333.9 НК РФ использования акватории водного объекта организацией "А" для проведения водолазных работ с целью оценки безопасности плотины является правомерным.
Согласно п. 1 ст. 333.8 НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 14 ст. 1 Водного кодекса РФ, использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Данный пункт не указывает, какими именно способами и для удовлетворения каких потребностей может осуществляться водопользование.
Поэтому можно заключить, что проведение организацией "А" водолазных работ в соответствии с договором о выполнении работ по оценке безопасности плотины, строящейся организацией "Б", является водопользованием для целей п. 1 ст. 333.8 НК РФ.
Как указывает п. 2 указанной статьи, не признаются плательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно, заключенных и принятых после введения в действие ВК РФ.
В соответствии с подп. 2 ч. 1 ст. 11 ВК РФ на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено ч. 2 и 3 данной статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование, в т.ч. для использования акватории водных объектов для рекреационных целей.
Вместе с тем согласно п. 9 ч. 3 указанной статьи не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для водолазных работ.
Отсюда следует, что организация "А" не обязана заключать договор водопользования или получать решение о предоставлении водного объекта в пользование для проведения водолазных работ.
Согласно письму Минэкономразвития России от 22.04.2010 N Д23-1496 предоставление водных объектов в пользование для строительства гидротехнических сооружений осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование (п. 5 ч. 2 ст. 11 ВК РФ).
В силу п. 5 ч. 2 ст. 11 ВК РФ, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено ч. 3 указанной статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов.
На основании ч. 3 ст. 333.10 НК РФ, при использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства. При этом площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных - по материалам соответствующей технической и проектной документации.
В данном случае договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта отсутствуют.
Соответственно, площадь предоставленного водного пространства определяется по материалам технической документации производства водолазных работ.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 333.9 НК РФ объектами обложения водным налогом, если иное не предусмотрено п. 2 данной статьи, является использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях.
Согласно подп. 11 п. 2 указанной статьи не признается объектами налогообложения использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений.
Абзац 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон N 117-ФЗ) относит плотины к гидротехническим сооружениям.
Помимо этого абз. 7 данной статьи определяет, что безопасность гидротехнических сооружений - это свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
На основании абз. 10 ст. 3 Закона N 117-ФЗ оценка безопасности гидротехнического сооружения - это определение соответствия состояния гидротехнического сооружения и квалификации работников эксплуатирующей организации нормам и правилам, утвержденным в порядке, определенном данным Законом.
Согласно абз. 7 ст. 8 Закона N 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании, в частности, такого общего требования, как необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
В соответствии с абз. 2 ст. 9 Закона N 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации.
Исходя из приведенных ранее норм можно заключить, что поскольку работы по оценке безопасности плотины связаны с обеспечением соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений, то они связаны и с эксплуатацией этой плотины.
Кроме того, подп. 11 п. 2 ст. 333.9 НК РФ, как видно из его содержания, не дает исчерпывающего перечня работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений.
Ю. Лермонтов,
консультант Минфина России
1 декабря 2011 г.
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 12, декабрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1