ТСЖ - победитель конкурса
В настоящее время проводится множество мероприятий, направленных на повышение мотивации участия собственников помещений в управлении МКД. Самая высокая вовлеченность жильцов в жизнь дома наблюдается, как правило, там, где созданы ТСЖ. В свою очередь, власти и контрагенты товариществ заинтересованы в росте эффективности их работы. Одним из способов поддержания такого роста является проведение разнообразных конкурсов, по итогам которых ТСЖ, признанные лучшими, получают ценные призы. Эта ситуация интересует нас в части порядка учета и налогообложения поощрений.
Большая часть конкурсов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления. Обычно выбираются победители в номинациях "Лучший двор", "Лучший подъезд". Известны примеры, когда критериями отбора победителей становились такие обстоятельства, как техническое состояние дома, организация внутренней работы товарищества, платежная дисциплина членов ТСЖ перед ним и самого товарищества перед контрагентами и т.п. Кроме того, следует упомянуть и о конкурсах, объявляемых коммерческими компаниями. Так, например, РСО оценивала своих абонентов - ТСЖ с точки зрения платежной дисциплины и награждала тех, кто по итогам года ни разу не допустил просрочку. Конкурс может проводиться и среди жильцов домов, находящихся под управлением ТСЖ (например, конкурс детского рисунка). Награда же назначается как непосредственно гражданину-победителю, так и товариществу, в котором он состоит (подобные конкурсы, как правило, проводятся с целью рекламы компании-организатора как потенциального подрядчика для ТСЖ).
Примечание. Награда в конкурсе...
...представляет собой бюджетную субсидию, использовать которую можно только по целевому назначению.
В данной статье рассмотрим несколько видов конкретных призов, получаемых товариществами, победившими в конкурсах.
Отметим, что с точки зрения гражданского законодательства мы имеем дело с публичным конкурсом, по итогам которого выплачивается награда (гл. 57 ГК РФ). В силу п. 1 ст. 1057 ГК РФ лицо, публично объявившее о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей (п. 2 ст. 1057 ГК РФ). Такой целью в рассматриваемой ситуации является пропаганда развития самоуправления жилфонда посредством создания ТСЖ (здесь возможны и иные варианты: например, если выбирается победитель в номинации "Лучший двор", цель можно сформулировать как привлечение жильцов и их объединений к благоустройству территории).
Бюджетное финансирование
Чаще всего в качестве призов ТСЖ получают деньги. Если конкурс проводил орган местного самоуправления, средства перечисляются на расчетный счет и могут быть названы муниципальными грантами. Бюджетный кодекс такого понятия не содержит, однако тем не менее оно применяется на практике и обозначает безвозвратное целевое финансирование, выделяемое в соответствии с муниципальной программой по результатам публичного конкурса.
Следует понимать, что бюджетные средства расходуются исключительно в соответствии с положениями БК РФ, который предусматривает ограниченный перечень оснований для выдачи бюджетных средств юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями. Речь идет о предоставлении субсидий:
- индивидуальным предпринимателям, физическим и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (ст. 78 БК РФ);
- некоммерческим организациям (НКО), не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (ст. 78.1 БК РФ).
Если ознакомиться с положениями о проведении некоторых конкурсов*(1), во всех из них можно увидеть раздел, посвященный порядку расходования выделенных бюджетных средств. В этом разделе сказано, что бюджетные средства должны быть использованы в соответствии с целевым назначением, например:
- на содержание и ремонт жилфонда;
- на благоустройство придомовой территории. Обращаем особое внимание, что в некоторых случаях в ненормативных актах о выплате грантов указывается конкретный адрес, по которому должно быть проведено благоустройство. Это необходимо, в частности, если победителем стало ТСЖ, управляющее несколькими МКД;
- на премирование работников ТСЖ и лиц, принимающих активное участие в содержании ТСЖ.
Важно, что в силу ст. 69.1 БК РФ НКО, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, выделяются субсидии, предусмотренные ст. 78.1 БК РФ, в рамках бюджетных ассигнований на оказание (выполнение) государственных (муниципальных) услуг (работ). В связи с этим будем говорить о применении в рассматриваемом нами случае положений ст. 78 БК РФ (как указано в Письме Минфина РФ N 02-01-04/2523, Минэкономразвития РФ N 12064-АП/Д05 от 29.08.2008, наличие ст. 78.1 БК РФ не исключает возможности предоставления субсидий НКО на основании положений ст. 78 БК РФ).
Согласно п. 3 ст. 78 БК РФ правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять:
- категории и (или) критерии отбора получателей субсидий;
- цели, условия и порядок предоставления субсидий;
- порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В нашем случае критерием отбора получателей субсидий и является процедура конкурса. Кроме того, допуском ТСЖ к участию в конкурсе может быть требование о софинансировании работ, на которые выделяется субсидия, со стороны собственников помещений в МКД (в отсутствие соответствующего решения общего собрания заявка на участие в конкурсе даже не принимается). Также в положении о конкурсе предусматривается обязанность ТСЖ использовать бюджетные средства в установленный срок (например, в текущем финансовом году) и представить отчет об их расходовании. Контроль за целевым использованием денег выражается как в рассмотрении отчета, так и в инспектировании результатов работ с выездом на место вплоть до замеров. Нарушение целевого назначения средств, срока проведения работ по благоустройству, несвоевременное представление отчета являются основаниями для возврата субсидии.
Внутренние процедуры ТСЖ, связанные с получением денежной премии
Квалификация приза, выданного ТСЖ-победителю, в качестве бюджетной субсидии обусловливает порядок бухгалтерского учета хозяйственных операций и налогообложения поступлений. Однако, прежде чем переходить к этим вопросам, следует рассмотреть внутренние процедуры ТСЖ. Товарищество как юридическое лицо, получившее субсидию, несет ответственность перед выдавшим ее органом. Одновременно ТСЖ - НКО, основанная на членстве, имеющая определенные обязательства перед собственниками помещений в МКД. Целевое назначение и условия использования средств (в частности, сроки), оговоренные в положении о конкурсе, ТСЖ обязано соблюдать. А вот на какие конкретно мероприятия их следует направить, нужно решить самостоятельно. Например, формулировка "на благоустройство придомовой территории" может означать:
- устройство коллективной автостоянки;
- устройство (приобретение) детской и (или) спортивной площадок;
- восстановление тротуаров и внутридворовых проездов.
При этом следует помнить два момента. Во-первых, принятие решений о строительстве хозяйственных построек, сооружений, капитальном и текущем ремонте общего имущества в МКД относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в доме (пп. 1 и 4.1 п. 2 ст. 44 ЖК РФ). Во-вторых, правление ТСЖ вправе распоряжаться средствами ТСЖ (к которым относятся и субсидии), находящимися на счете в банке, в соответствии с финансовым планом товарищества (пп. 3 п. 2, п. 4 ст. 151 ЖК РФ). В свою очередь, утверждать годовой план содержания и ремонта общего имущества в МКД (как перечень соответствующих мероприятий), а также смету доходов и расходов на год может только общее собрание членов ТСЖ (пп. 8, 8.1 п. 2 ст. 145 ЖК РФ). Очевидно, что бюджетная субсидия, выделяемая по результатам конкурса, не могла быть заранее учтена в смете доходов ТСЖ на год. Представляется, что общее собрание членов ТСЖ должно санкционировать направления расходования данных сумм, а общее собрание собственников помещений - подтвердить необходимость выполнения конкретного вида работ (если они относятся к ремонту общего имущества или строительству новых объектов). Такие работы включаются в план содержания и ремонта, а их финансирование закладывается в смету доходов и расходов ТСЖ. Безусловно, все эти операции необходимы и в том случае, если условия предоставления субсидии предполагают софинансирование работ со стороны собственников помещений. Также возможна ситуация, когда какая-либо конкретная работа была запланирована, ее стоимость была учтена при расчете размера обязательных платежей и взносов, а после получения субсидии члены ТСЖ вправе принять решение об изменении сметы (направить бюджетные средства на финансирование работы, а деньги собственников помещений - в ремонтный фонд, например, или на иные цели).
Примечание. Как потратить награду...
...решает исключительно общее собрание членов ТСЖ (в рамках предписанного организатором конкурса назначения). Общее собрание собственников помещений должно подтвердить необходимость проведения ремонтных работ.
Добавим, что определение размера вознаграждения членов правления ТСЖ (в том числе председателя) также относится к компетенции общего собрания членов, как и утверждение положения об оплате труда работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в МКД (пп. 10, 11 п. 2 ст. 145 ЖК РФ). Значит, распределение субсидии на подобные цели тоже потребует согласия большинства членов (порядок распределения бюджетных средств на выплату премии может быть заранее предусмотрен внутренними документами ТСЖ, утвержденными общим собранием членов).
Налог на прибыль
По мнению автора, суммы бюджетных субсидий, полученных ТСЖ - победителем конкурса и имеющих целевое назначение (благоустройство придомовой территории, ремонт внутридомовых инженерных систем, заработная плата сотрудников товарищества), не подлежат обложению налогом на прибыль на основании пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ. Напомним, что в п. 2 ст. 251 НК РФ в качестве освобождаемых от налогообложения доходов названы целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности (в частности, поступившие на основании решений органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов управления государственных внебюджетных фондов и использованные указанными получателями по назначению). В свою очередь, в пп. 3 поименованы средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов на осуществление уставной деятельности НКО. Содержание и ремонт общего имущества признается уставной деятельностью ТСЖ (п. 1 ст. 135 ЖК РФ), следовательно, поступления на такие цели, как благоустройство территории, ремонт коммуникаций, могут быть квалифицированы в качестве целевых поступлений (очевидно, что данные субсидии не являются финансированием самостоятельной сделки - оказания услуг по заданию органа власти, выделившего средства). Что касается субсидий, предназначенных для поощрения сотрудников ТСЖ, они относятся к поступлениям на содержание самого товарищества и также не облагаются налогом.
При этом следует иметь в виду позицию Минфина о том, что бюджетные субсидии, выделенные НКО на оплату оказываемых ею услуг, не могут быть причислены к целевым поступлениям. Так, в Письме от 05.03.2011 N 03-03-06/4/17 чиновники рассмотрели обращение автономной НКО, единственным источником финансирования которой являются субсидии, получаемые по конкурсу на реализацию целевой программы. Ведомство указало: во-первых, такая организация по определению создается в целях предоставления услуг, во-вторых, субсидии выделяются на основании ст. 78 БК РФ на возмещение затрат либо недополученных доходов также в связи с оказанием услуг. Отсюда следовал неутешительный для налогоплательщика вывод: нужно определять налоговую базу в общем порядке (включать субсидии в состав доходов от реализации). Аналогичное мнение изложено в Письме Минфина РФ от 15.02.2011 N 03-03-06/4/10. Если же субсидии предоставлены организации на осуществление уставной деятельности, а не в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, при ведении раздельного учета указанные средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Такое разъяснение было дано НКО в Письме от 20.10.2011 N 03-03-06/4/120. Учитывая, что чиновники считают обязательные платежи членов ТСЖ выручкой от реализации услуг, они наверняка будут против квалификации субсидий на содержание и ремонт общего имущества в МКД в качестве целевых поступлений.
Еще одним поводом для отказа НКО в возможности применять пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ является статус стороны, от которой получены бюджетные средства. Например, как указано в Письме Минфина РФ от 05.03.2011 N 03-03-06/4/16, если деньги поступили НКО от государственного автономного учреждения, их нельзя рассматривать ни в качестве средств целевого финансирования, ни в качестве целевых поступлений, ведь они могут быть выделены только в рамках договорных обязательств.
Представляется, что субсидии, полученные ТСЖ, признанным победителем по итогам конкурса, хоть и выделяются на основании ст. 78 БК РФ, должны быть признаны целевыми поступлениями. Вспомним Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98, в котором была рассмотрена сущность целевых средств: целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов. Целевые средства подлежат отдельному учету, предназначены для расходования на строго определенные цели (не могут расходоваться получателем по своему усмотрению), об их расходовании получатель обязан отчитываться. Все эти требования справедливы для рассматриваемых субсидий, о чем было сказано выше.
Налог на добавленную стоимость
Чтобы решить вопрос об исчислении НДС с сумм субсидий, необходимо определить, подлежит ли налогообложению уставная деятельность ТСЖ, связанная с содержанием и ремонтом общего имущества в МКД. Опираясь на выводы, сделанные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57 (товарищества не представляют налоговые декларации и не исчисляют суммы НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества в МКД), следует признать, что ТСЖ не уплачивает НДС по таким операциям. Соответственно, и суммы бюджетных субсидий, являющихся одним из источников финансирования уставной деятельности, не должны подлежать налогообложению. По этой же причине суммы НДС, предъявленные подрядчиками, привлеченными ТСЖ для выполнения работ, финансируемых за счет субсидий, не подлежат вычету.
Ввиду отсутствия объекта налогообложения не следует начислять НДС и при получении субсидии на выплату поощрений сотрудникам товарищества - победителя в конкурсе.
Бухгалтерский учет
Положение п. 2 ст. 251 НК РФ заставляет получателя целевых средств организовать раздельный учет как самих поступлений, так и расходов, произведенных за их счет. Реализовать данное требование целесообразно в системе бухгалтерского учета. Так, к счету 86 "Целевое финансирование" для обобщения информации о наличии и движении бюджетных субсидий открывается отдельный субсчет. Использование целевых средств, полученных в качестве приза по итогам конкурса, отражается на счетах учета в порядке, принятом учетной политикой ТСЖ.
Пример 1
ТСЖ, занявшее первое место в конкурсе, проведенном администрацией муниципального образования, в номинации "Лучшее ТСЖ", получило на расчетный счет денежные средства в сумме 100 000 руб. Согласно договору, заключенному с организатором конкурса, указанная сумма представляет собой муниципальный грант, предназначенный для финансирования благоустройства территории около МКД, находящегося в управлении товарищества, и подлежит возврату в бюджет в случае нарушения целевого назначения.
По решению общего собрания членов ТСЖ субсидия была израсходована на восстановление тротуаров и внутридворовых проездов. Работы были выполнены подрядной организацией, не являющейся плательщиком НДС (стоимость работ составила 100 000 руб.).
В бухгалтерском учете ТСЖ будут составлены проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поступили средства муниципального гранта | 100 000 | ||
Приняты подрядные работы | 100 000 | ||
Отражено использование средств целевого финансирования | 100 000 | ||
Оплачены работы подрядчику | 100 000 |
Пример 2
Согласно документации о порядке проведения конкурса среди ТСЖ 10% стоимости запланированных работ по благоустройству территории, на которые должен быть потрачен муниципальный грант, обязаны внести собственники помещений в МКД. Соответствующее решение (о благоустройстве территории на сумму 100 000 руб. и его финансировании жильцами (10 000 руб.) в случае победы товарищества в конкурсе) было принято на общем собрании собственников помещений. По итогам конкурса из бюджета были получены средства в сумме 90 000 руб. После этого собственники помещений внесли 10 000 руб. Работы по благоустройству (стоимостью 100 000 руб. без НДС) были выполнены подрядной организацией.
Бухгалтерские проводки будут выглядеть следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поступили средства муниципального гранта | 90 000 | ||
Отражена задолженность собственников помещений в МКД по долевому финансированию проекта благоустройства территории | 10 000 | ||
Внесены средства собственниками помещений | 10 000 | ||
Приняты подрядные работы | 100 000 | ||
Отражено использование средств целевого финансирования: | |||
- в части бюджетной субсидии | 90 000 | ||
- в части средств собственников помещений | 10 000 | ||
Оплачены работы с расчетного счета | 100 000 | ||
* Рабочий план счетов ТСЖ должен предусматривать различные субсчета для обобщения информации о разных источниках финансирования, как того требует Инструкция по применению Плана счетов. |
Пример 3
ТСЖ признано победителем в областном конкурсе. Ему выплачена денежная премия в размере 150 000 руб. Согласно положению о проведении конкурса и договору между его организатором и ТСЖ-победителем не менее 90% средств должно быть направлено на содержание, ремонт жилфонда и благоустройство придомовой территории (в том числе на создание или пополнение фонда на восстановление общего имущества в МКД), а до 10% средств - на премирование работников ТСЖ и лиц, принимающих активное участие в его содержании. Согласно решению общего собрания членов товарищества 13 400 руб. направлено на поощрение председателя правления ТСЖ (с учетом страховых взносов), а 136 600 руб. - в фонд капитального ремонта (фактически в уменьшение платежей собственников помещений).
В бухгалтерском учете для отражения информации о бюджетных средствах используется счет 86-Б, а о суммах ремонтного фонда - счет 86-РФ.
Хозяйственные операции в учете ТСЖ отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поступила денежная премия | 150 000 | ||
Начислено денежное поощрение председателю ТСЖ | 10 000 | ||
Начислены страховые взносы (10 000 руб. х 34%) | 3 400 | ||
Отражено использование средств целевого финансирования на поощрение председателя | 13 400 | ||
Отражено направление бюджетных средств в ремонтный фонд | 136 600 |
Имущество как приз по конкурсу, объявленному властями
Гораздо реже призы в конкурсах, проводимых властями, представляют собой имущество, приобретаемое за счет бюджетных средств. Например, товариществам, победившим в конкурсах по благоустройству (в номинации "Лучший двор"), может быть вручено разнообразное оборудование (газонокосилки, поливочное оборудование, мобильные мойки), а также малые архитектурные формы для дворовых территорий (скамейки, беседки, ограды, вазоны и пр.). Здесь, как и в случае получения бюджетной субсидии, нужно помнить о необходимости корректировки сметы в той ситуации, когда расходы на приобретение того или иного имущества ранее были учтены в ней (образуется экономия по смете, которая должна быть распределена в соответствии с решением общего собрания членов ТСЖ).
С точки зрения ГК РФ выплата денежного вознаграждения победителю публичного конкурса и выдача имущества признаются выплатами наград (п. 1 ст. 1057 ГК РФ). Как и в первом случае, при выдаче в качестве награды имущества стороны не связаны договором дарения (о пожертвовании также говорить неуместно). Награда выдается за достижение определенных результатов, организатор конкурса не имеет намерения именно одарить победителя конкурса (награда была заслужена, а подарок не предполагает такой подоплеки*(2)). Однако с позиции бюджетного законодательства говорить о предоставлении субсидии уже нельзя. Бюджетные средства расходуются организатором конкурса в момент приобретения ценных призов у поставщиков, затем призы лишь передаются победителям. Факт вручения имущества должен быть зафиксирован в документе, содержащем подписи передающей и получающей сторон. Именно этот документ (вместе с распоряжением органа власти о проведении конкурса и выдаче награды) должен стать основанием для учета имущества на балансе ТСЖ.
При получении имущества в качестве награды за победу в конкурсе у ТСЖ не возникает налоговых обязательств по НДС (отсутствует объект налогообложения). Остается решить вопрос о налогообложении дохода. В силу п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ (фактически законодатель констатирует тот факт, что целевые поступления носят безвозмездный характер). Однако в пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ речь идет о средствах, предоставленных из бюджетов на осуществление уставной деятельности НКО, в некоторых других подпунктах (например, в пп. 4) конкретизируется: средства и иное имущество, имущественные права. Справедливости ради отметим, что буквальное прочтение пп. 3 говорит об освобождении от налогообложения лишь денежных средств (значит, при получении имущества налог нужно начислить, поскольку иного подходящего основания в ст. 251 НК РФ нет).
Вместе с тем можно принять во внимание Письмо УФНС по г. Москве от 28.06.2010 N 16-15/067480@, в котором НКО разрешено не включать в состав налогооблагаемых доходов основные средства, полученные в собственность на основании распоряжения Правительства Москвы в качестве дара из казны города. Обоснование налоговики построили на формулировке п. 2 ст. 251 НК РФ, действующей с 01.01.2010: целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов (действительно, поступления могут быть как в форме денежных средств, так и в форме иного имущества, работ, услуг и даже имущественных прав). Таким образом, заключили чиновники, полученные в собственность от г. Москвы по распоряжению Правительства Москвы основные средства не учитываются в доходах некоммерческой организации при определении налоговой базы по налогу на прибыль при соблюдении определенных условий. А именно: некоммерческая организация обязана использовать полученное имущество в соответствии со своими уставными целями и соблюдать установленные Правительством Москвы условия использования основных средств. Нарушение этих двух условий влечет последствия, предусмотренные п. 14 ст. 250 НК РФ. Кроме того, налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ). Как видим, авторы ответа на запрос налогоплательщика не обременили себя подыскиванием конкретного подпункта в п. 2 ст. 251 НК РФ. Так зачем же товариществу заниматься этим? Получается, что вопрос о налогообложении выданного организатором конкурса имущества должен быть решен на основании профессионального суждения бухгалтера. Впрочем, осторожным налогоплательщикам все равно выгоднее получить экономию по смете в размере 80% стоимости приза (20% составляет расход в виде налога на прибыль). Представляется, что несение расхода в виде налога на прибыль должно быть одобрено общим собранием членов ТСЖ (как минимум для определения источника финансирования данного расхода).
Примечание. Награда в виде имущества.
Начислять ли налог на прибыль при получении от органа местного самоуправления награды в виде имущества, придется решать бухгалтеру товарищества, признанного победителем конкурса.
Нужно заметить, что имущество, вручаемое в качестве награды по итогам конкурса, всегда имеет специализированный характер, то есть предназначено для использования в уставной деятельности ТСЖ, поэтому в конкурсной документации, как правило, отсутствует специальное указание на необходимость целевого использования таких объектов. При этом в случае продажи данного имущества у товарищества возникнет как доход от реализации, так и внереализационным доход в виде стоимости использованных не по назначению целевых поступлений (п. 14 ст. 250 НК РФ).
Пример 4
ТСЖ признано победителем в муниципальном конкурсе в номинации "Лучший двор". В качестве награды ему вручены поливочное оборудование для газонов и дворовой территории, а также пять кованых скамеек для установки во дворе МКД. Рыночная стоимость каждой скамьи составляет 5 000 руб., оборудования - 10 000 руб.
На основании учетной политики ТСЖ имущество стоимостью менее 20 000 руб. учитывается в составе МПЗ. ТСЖ является осторожным налогоплательщиком. По согласованию с общим собранием членов правление решило уплатить налог на прибыль с рыночной стоимости полученного имущества за счет средств резервного фонда.
Движение бюджетных средств отражается с использованием счета 86-Б.
Бухгалтер ТСЖ составит следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Поступило имущество в качестве награды в конкурсе (5 000 руб. х 5 шт. + 10 000 руб.) | 35 000 | ||
Начислен налог на прибыль (35 000 руб. х 20%) | 7 000 | ||
Отражено использование целевых средств по смете в виде начисленного налога на прибыль | 7 000 | ||
Поливочное оборудование передано в эксплуатацию | 10 000 | ||
Отражено использование средств целевого финансирования | 10 000 | ||
Установлены скамейки на придомовой территории | 25 000 | ||
Отражено использование средств целевого финансирования | 25 000 | ||
* Согласно Инструкции по применению Плана счетов начисление налога на прибыль отражается по дебету счета 99 в корреспонденции с кредитом счета 68. Однако в рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, данная проводка не будет соответствовать сути хозяйственной операции: налог на прибыль представляет собой расход, связанный с получением целевого финансирования (в виде имущества), и покрывается за счет целевых взносов (является расходом по смете, связан с уставной деятельностью, не обусловлен предпринимательской деятельностью, нацеленной на получение прибыли). |
Обращаем особое внимание на необходимость отличать такие объекты, как поливочное оборудование (отвечает признакам основных средств для ТСЖ) и скамейки (малые архитектурные формы, смонтированные во дворе МКД, становятся частью общего имущества собственников помещений). Подробно этот вопрос был рассмотрен в статье "Как найти грань? Общее имущество собственников VS имущество ТСЖ" (N 5, 2009).
Призы от коммерческих и некоммерческих организаций
При проведении конкурса органами власти призовой фонд может быть сформирован за счет небюджетных средств*(3) либо призы наряду с бюджетными субсидиями могут быть предоставлены спонсорами. Кроме того, если конкурс организует какая-либо некоммерческая неправительственная организация или коммерческая компания, соответственно, и награды выплачиваются за ее счет без привлечения бюджетных средств. Этот момент является существенным для решения вопроса о налогообложении дохода ТСЖ.
Денежные премии и имущество
Бухгалтерский учет наград, полученных в виде денежных средств и имущества (например, краски для ремонта детской площадки), ничем не отличается от описанного в предыдущих разделах. Аналогичным образом определяются и налоговые обязательства ТСЖ по НДС. А вот с налогом на прибыль придется разбираться отдельно. Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание НКО и ведение ею уставной деятельности отнесены, в частности, целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц. Однако, повторим, перечень видов целевых поступлений является закрытым и среди них не названы интересующие нас средства (имущество). Поэтому приходится констатировать тот факт, что при получении награды в виде денег или вещей за счет средств коммерческих компаний или НКО у ТСЖ возникает налогооблагаемый доход. Иначе говоря, поступления не являются целевыми для целей налогообложения прибыли. Оговоримся, что это вовсе не означает, что они не признаются целевым финансированием в бухгалтерском учете.
Бесплатные работы, услуги от организатора или партнеров конкурса
Следует признать, что небюджетные организации весьма редко и неохотно назначают награды за победу в конкурсах в виде денежных премий. И это справедливо, ведь они не имеют законных механизмов контроля за надлежащим использованием сумм (по аналогии с контролем за целевым использованием бюджетных средств). С имуществом несколько проще: в качестве призов предлагаются такие вещи, которые однозначно найдут применение в работе ТСЖ. Тем не менее гораздо чаще можно встретить награду в виде права на бесплатное или со скидкой выполнение работ, оказание услуг товариществу. Например, в качестве партнера конкурса, проводимого органом власти, выступил учебный центр, который предложил специальный приз - бесплатное обучение председателя правления ТСЖ на профильных курсах. На конкурсе, посвященном энергосбережению, в качестве призов предоставлялась возможность провести бесплатное энергетическое обследование МКД силами компании - организатора конкурса. Еще один пример - строительная компания, специализирующаяся на выполнении работ по заказу ТСЖ и управляющих организаций, проводила творческий конкурс среди жильцов МКД, находящихся под управлением товариществ, и в качестве призов обещала бесплатно выполнить те или иные ремонтные работы для ТСЖ.
В подпункте 1 п. 2 ст. 251 НК РФ в редакции Закона N 235-ФЗ*(4) содержится новый вид целевых поступлений, не подлежащих обложению налогом на прибыль, - доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров. Этот вид целевых поступлений находится в одном ряду со взносами учредителей (участников, членов) НКО и пожертвованиями. До внесения данных поправок в п. 2 ст. 251 НК РФ отсутствовало упоминание о безвозмездных работах и услугах, не облагать налогом на прибыль можно было только такие работы и услуги, которые имели статус благотворительных пожертвований (см. Письмо Минфина РФ от 02.08.2010 N 03-03-06/4/72). Теперь (в силу п. 3 ст. 3 Закона N 235-ФЗ новая редакция применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2011) формулировка пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ позволяет говорить об освобождении от налогообложения безвозмездных работ (услуг) независимо от того, кто и с какой целью их выполнил (оказал) для НКО. Закон лишь требует, чтобы работы (услуги) были выполнены (оказаны) на основании соответствующих договоров. Напомним, что в силу п. 2 ст. 248 НК РФ для целей применения гл. 25 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги). Таким образом, если организатор (партнер) конкурса выполнил для ТСЖ работы на безвозмездной основе, у товарищества не возникает налогооблагаемого дохода.
Безвозмездное получение работ и услуг не порождает обязательств перед бюджетом по НДС, поскольку отсутствует объект налогообложения.
Примечательно, что бесплатное получение тех или иных работ и услуг не приводит ни к каким хозяйственным операциям (нет движения (изменения состава или объема) ни имущества, ни источников финансирования). Следовательно, отражать в бухгалтерском учете товарищества нечего. Вместе с тем нужно помнить, что бесплатное получение работ, услуг, как и имущества, может привести к экономии средств по смете, что требует принятия на общем собрании ТСЖ особого решения о том, куда эту экономию направить.
Добавим, что предоставляемые в качестве награды за победу в конкурсе скидки на работы (услуги) следует рассматривать как особое условие о договорной цене при заключении договора на выполнение работ (оказание услуг). В учете ТСЖ будут сформированы расходы в размере фактической стоимости работ (услуг), никаких особых налоговых последствий это не влечет.
Сертификаты на приобретение имущества, работ, услуг
В заключение рассмотрим еще один вид награды, который все чаще встречается в положениях о конкурсах среди компаний, обслуживающих жилфонд. Речь идет о так называемых сертификатах на фиксированную сумму на оплату ремонтных работ и (или) оборудования, инвентаря, ТМЦ для обслуживания МКД и содержания общего имущества (например, на приобретение саженцев, элементов благоустройства, рабочего инвентаря, строительство детской игровой площадки, монтаж поквартирных счетчиков водоснабжения, озеленение дворовой территории). Такие призы, как правило, предлагаются организаторами конкурсов, работающими в иных сферах (не занимающимися продажей подобных товаров и выполнением подобных работ). Как сказано выше, будучи лишенными возможности контролировать целевое использование денежных призов, они заинтересованы в том, чтобы награды были использованы в сфере управления МКД. Привлекая партнера - строительную компанию или поставщика профильных товаров, организатор конкурса может быть уверен, что награда принесет пользу жильцам МКД.
Представляется, что выдача победителю конкурса такой награды, как сертификат на оплату работ (услуг) или товаров, реализуемых сторонней организацией, и дальнейшее использование данной награды с точки зрения закона осуществляются посредством заключения договора в пользу третьего лица. Напомним, согласно п. 1 ст. 430 ГК РФ таким договором признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. Так, организатор конкурса (кредитор) заключает договор со строительной компанией (должником), в котором устанавливает, что подрядчик должен выполнить работы для ТСЖ, признанного победителем конкурса. Однако стороны столкнутся с трудностью: чтобы договор подряда считался заключенным, в нем должны быть предусмотрены определенные работы, что невозможно сделать без участия третьего лица (ТСЖ). Впрочем, эта проблема может быть решена так: в договоре в пользу третьего лица (как и в положении о конкурсе среди ТСЖ) можно максимально конкретизировать вид работ (озеленение территории, строительство детской игровой площадки и пр.). Очевидно, что цена работ фигурирует и в договоре, и в конкурсной документации. В дальнейшем, когда ТСЖ обратится к подрядчику (должнику) с требованием выполнить эти работы, товарищество уже не сможет, что называется, торговаться с ним, а будет получать работы, которые подрядчик предложит на оговоренную сумму.
Для правильного определения налоговых обязательств ТСЖ необходимо разобраться с его правовым статусом в рассматриваемом договоре. Итак, в силу п. 1 ст. 430 ГК РФ ТСЖ (третье лицо) вправе требовать от подрядчика выполнения работ надлежащего качества. Подчеркнем, что в соответствии с п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство может создавать лишь права для третьих лиц в отношении одной или обеих сторон обязательства (в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон), но никогда обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон. Это означает, что у ТСЖ не возникает никаких обязательств перед подрядчиком. У подрядчика же, напротив, есть лишь обязательство перед ТСЖ, но нет прав требования к нему. Эта ситуация полностью соответствует "налоговому" определению безвозмездно полученных работ, услуг (п. 2 ст. 248 НК РФ), а значит, допускается применять пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ об освобождении от налогообложения данных поступлений, являющихся для ТСЖ целевыми. Обращаем особое внимание, что в названном подпункте упомянуто лишь о "соответствующих договорах" как об основании для безвозмездного получения работ и услуг: отсутствие конкретики, по нашему мнению, позволяет распространить действие нормы и на договоры в пользу третьих лиц (а не только на безвозмездные договоры, в которых ТСЖ являются заказчиками). Таким образом, налогообложение работ и услуг, полученных на основании сертификатов, ничем не отличается от налогообложения работ (услуг), выполненных (оказанных) в пользу ТСЖ организатором или партнером конкурса на основании "прямого" договора (договора подряда или возмездного оказания услуг). То же самое можно сказать и о сертификатах, подразумевающих получение товариществами того или иного имущества.
* * *
Подведем итог сказанному. При получении товариществом, признанным победителем в каком-либо конкурсе, бюджетных средств нужно помнить об их целевом характере. Данные поступления не следует облагать налогом на прибыль, если есть уверенность, что они не связаны с оплатой оказываемых товариществом услуг (пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ). Также, если ТСЖ считает, что в его уставной деятельности отсутствует реализация услуг, на полученные суммы не следует начислять и НДС. Если в качестве приза орган власти выдал имущество, обязательств по НДС не возникает, а вот вопрос о налогообложении дохода следует признать дискуссионным.
Награды, выдаваемые неправительственными НКО и коммерческими компаниями в виде имущества или денежных средств, необходимо включать в налогооблагаемый доход, однако начислять НДС не нужно. Если награда представляет собой бесплатное выполнение работ и оказание услуг для ТСЖ (то же самое касается так называемых сертификатов), подлежащего налогообложению дохода не образуется (это справедливо начиная с 01.01.2011).
Приведенную в статье информацию в части налоговых обязательств товариществ целесообразно использовать при оценке эффективности их участия в конкурсах.
С.Н. Козырева,
эксперт журнала "Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См., например, постановления Правительства Ямало-ненецкого автономного округа от 13.09.2011 N 637-П "О проведении конкурса на звание "Лучшее товарищество собственников жилья в Ямало-ненецком автономном округе" в 2010 году", Администрации Муниципального образования "Котлас" от 25.02.2010 N 300 "Об утверждении Положения о проведении на территории муниципального образования "Котлас" конкурса на звание "Лучшее ТСЖ" и "Лучший двор" и Критериев оценки заявок на участие в конкурсе на звание "Лучшее ТСЖ" и "Лучший двор", Распоряжение Правительства Нижегородской области от 01.09.2008 N 1448-р "О проведении областного конкурса на звание "Лучшее товарищество собственников жилья Нижегородской области".
*(2) Подробно об особом характере безвозмездности при заключении договора дарения см. п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 N 104.
*(3) См., например, Постановление Администрации города Кирова от 15.07.2009 N 2750-п, которым утверждено, в частности, Положение о проведении смотра-конкурса "Чистый двор" по благоустройству территории муниципального образования "Город Киров" на приз Фонда поддержки инициатив губернатора Кировской области (призовой фонд предоставлен некоммерческой неправительственной организацией).
*(4) Федеральный закон от 18.07.2011 N 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"