Порядок учета автотранспорта и расходов на его ремонт
Для осуществления своей деятельности казенное учреждение может приобретать автотранспорт. В этой статье рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете операций по поступлению автотранспортных средств, а также ознакомимся с правилами оформления операций по их выбытию. Кроме того, полезно будет узнать об учете расходов, связанных с ремонтом автотранспорта.
В соответствии с п. 38 Инструкции N 157н*(1) материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для использования в процессе деятельности учреждения при выполнении работ, оказании услуг, осуществлении государственных полномочий, принимаются к учету в качестве основных средств. Поскольку автотранспортные средства отвечают этим требованиям, они учитываются на счете 0 101 00 000 "Основные средства" (п. 3 Инструкции N 162н*(2)).
Согласно п. 5 Инструкции N 162н для учета операций с транспортными средствами применяются следующие счета аналитического учета:
- 0 101 15 000 "Транспортные средства - недвижимое имущество учреждения";
- 0 101 35 000 "Транспортные средства - иное движимое имущество учреждения".
Поступление автотранспорта
Поступление автотранспортных средств в казенное учреждение может осуществляться в результате:
а) приобретения;
б) безвозмездного поступления в рамках движения:
- между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
- между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета;
- между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в рамках приносящей доход деятельности;
- от государственных и муниципальных организаций;
- от иных организаций, за исключением государственных (муниципальных);
- от бюджетных учреждений разных уровней бюджетов.
Поступление автотранспорта оформляется Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) (п. 6 Инструкции N 162н).
Автотранспортное средство принимается к учету по первоначальной стоимости, которая складывается из суммы фактических вложений в его приобретение, с учетом суммы НДС, предъявленной учреждению поставщиком (продавцом). В первоначальную стоимость включаются следующие затраты:
- суммы, уплачиваемые поставщику в соответствии с договором;
- регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением объекта основного средства;
- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные аналогичные платежи;
- затраты по доставке объекта основного средства до места его использования;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением.
Первоначальная стоимость автотранспортного средства формируется в соответствии с п. 30 Инструкции N 162н на счетах 0 106 11 000 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения", 0 106 31 000 "Вложения в основные средства - иное движимое имущество учреждения".
Обратите внимание! Не включаются в сумму фактических вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с его приобретением (п. 47 Инструкции N 157н).
Учет операций по поступлению автотранспортных средств ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов в части операций принятия к учету объектов основных средств по сформированной первоначальной стоимости (п. 55 Инструкции N 157н).
В бухгалтерском учете казенных учреждений операции по поступлению автотранспортных средств отражаются следующей корреспонденцией счетов:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Формирование первоначальной стоимости автотранспортного средства: | ||
а) при приобретении (п. 31 Инструкции N 162н); | 0 106 11 310 0 106 31 310 | 0 302 31 730 |
б) при безвозмездном получении (п. 31 Инструкции N 162н): | ||
- от учреждения, подведомственного одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств (в том числе при централизованном снабжении); | 0 106 11 310 0 106 31 310 | 0 304 04 310 |
- от бюджетного учреждения другого уровня бюджета; | 0 106 11 310 0 106 31 310 | 0 401 10 151 |
- от учреждения, подведомственного другому главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств одного уровня бюджета, учреждения, подведомственного одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в рамках приносящей доход деятельности, государственных и муниципальных организаций | 0 106 11 310 0 106 31 310 | 0 401 10 180 |
Принятие к учету автотранспортного средства по первоначальной стоимости (п. 7 Инструкции N 162н) | 0 101 15 310 0 101 35 310 | 0 106 11 310 0 106 31 310 |
Автотранспортное средство может передаваться по уже сформированной стоимости и с начисленной амортизацией. В этом случае поступление автотранспорта будет сопровождаться следующей корреспонденцией счетов:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Принятие к учету автотранспортного средства по ранее сформированной стоимости при безвозмездном получении в рамках движения объектов между учреждениями (п. 7, 19 Инструкции N 162н): | ||
а) подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств: | ||
- по балансовой стоимости; | 0 101 15 310 0 101 35 310 | 0 304 04 310 |
- на сумму начисленной амортизации; | 0 304 04 310 | 0 104 15 410 0 104 35 410 |
б) подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета; одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в рамках приносящей доход деятельности; от государственных и муниципальных организаций; от иных организаций, за исключением государственных и муниципальных, и от физических лиц: | ||
- по балансовой стоимости; | 0 101 15 310 0 101 35 310 | 0 401 10 180 |
- на сумму начисленной амортизации; | 0 401 10 180 | 0 104 15 410 0 104 35 410 |
в) в рамках движения объектов между бюджетными учреждениями разных уровней бюджетов: | ||
- по балансовой стоимости; | 0 101 15 310 0 101 35 310 | 0 401 10 151 |
- на сумму начисленной амортизации | 0 401 10 151 | 0 104 15 410 0 104 35 410 |
Выбытие автотранспорта
Выбытие автотранспортных средств может осуществляться по следующим причинам:
- в случае хищения, недостачи, порчи, выявленных при инвентаризации, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
- в результате морального и физического износа, нецелесообразности его дальнейшего использования, непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления;
- в результате безвозмездной передачи в порядке, предусмотренном законодательством РФ, объекта имущества другому государственному (муниципальному) учреждению, органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления (муниципальному органу), государственному (муниципальному) предприятию;
- в иных случаях прекращения права оперативного управления, предусмотренных законодательством РФ.
Обратите внимание! Одновременно со списанием с балансового учета стоимости автотранспортных средств подлежит списанию с балансового учета сумма накопленных амортизационных отчислений по этим объектам (п. 51 Инструкции N 157н).
Выбытие автотранспортных средств оформляется следующими первичными документами:
- Актом о списании автотранспортных средств (ф. 0306004);
- Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001).
Учет операций по выбытию и перемещению автотранспортных средств ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. 55 Инструкции N 157н).
В бюджетном учете выбытие автотранспорта отражается следующими проводками (п. 10, 19 Инструкции N 162н):
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Списание автотранспортного средства: | ||
а) вследствие уничтожения, разрушения, приведения в негодность в результате стихийных бедствий: | ||
- на сумму балансовой стоимости; | 0 401 20 273 | 0 101 15 410 0 101 35 410 |
- на сумму начисленной амортизации; | 0 104 15 410 0 104 35 410 | |
б) при выявленных недостачах, хищениях, фактах уничтожения автотранспорта при террористических актах: | ||
- на сумму балансовой стоимости; | 0 401 10 172 | |
- на сумму начисленной амортизации; | 0 104 15 410 0 104 35 410 | 0 101 15 410 0 101 35 410 |
в) по причине физического, морального износа: | ||
- на сумму балансовой стоимости; | 0 401 10 172 | |
- на сумму начисленной амортизации; | 0 104 15 410 0 104 35 410 | 0 101 15 410 0 101 35 410 |
г) при безвозмездной передаче в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств: | ||
- на сумму балансовой стоимости; | 0 304 04 310 | 0 101 15 410 0 101 35 410 |
- на сумму начисленной амортизации; | 0 104 15 410 0 104 35 410 | 0 304 04 310 |
д) при безвозмездной передаче в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в рамках приносящей доход деятельности, при передаче государственным и муниципальным организациям: | ||
- на сумму балансовой стоимости; | 0 401 20 241 | 0 101 15 410 0 101 35 410 |
- на сумму начисленной амортизации; | 0 104 15 410 0 104 35 410 | 0 401 20 241 |
е) при безвозмездной передаче организациям, за исключением государственных и муниципальных: | ||
- на сумму балансовой стоимости; | 0 401 20 242 | 0 101 15 410 0 101 35 410 |
- на сумму начисленной амортизации; | 0 104 15 410 0 104 35 410 | 0 401 20 242 |
ж) при безвозмездной передаче в рамках движения объектов между учреждениями разных бюджетов: | ||
- на сумму балансовой стоимости; | 0 401 20 251 | 0 101 15 410 0 101 35 410 |
- на сумму начисленной амортизации | 0 104 15 410 0 104 35 410 | 0 401 20 251 |
Списание федерального имущества
Решение о списании имущества принимается в отношении (п. 4 Постановления Правительства РФ N 834*(3)):
- федерального движимого имущества, закрепленного за государственным учреждением собственником либо приобретенного учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение федерального имущества, - организацией самостоятельно;
- федерального недвижимого имущества, закрепленного за государственным учреждением собственником либо приобретенного учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение федерального имущества, - организацией по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится.
Для принятия решения о списании имущества создается постоянно действующая комиссия (далее - комиссия), которая осуществляет следующие полномочия (п. 6 Постановления Правительства РФ N 834):
- осматривает имущество, подлежащее списанию;
- принимает решение о целесообразности его дальнейшего использования (о возможности его восстановления или использования его отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов);
- устанавливает причины списания;
- подготавливает акт о списании федерального имущества по установленной форме.
В соответствии с установленным Порядком N 96/30н*(4) для согласования решения о списании федерального имущества руководитель учреждения направляет в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение:
- перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию;
- копию решения о создании комиссии (с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденным приказом руководителя учреждения);
- копию протокола заседания;
- акты о списании федерального имущества и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти.
При этом в перечне подлежащих согласованию списываемых объектов указываются: наименование автотранспортного средства, его инвентарный номер, год выпуска, балансовая и остаточная стоимость на момент принятия решения о списании, срок полезного использования, установленный для данного объекта федерального имущества, и срок фактического использования на момент принятия решения о списании (п. 2 Порядка N 96/30н).
Указанные документы направляются сопроводительным письмом, содержащим полное наименование организации (п. 1 Порядка N 96/30н).
В рамках Постановления Правительства РФ N 834 утверждены ведомственные приказы о порядке списания основных средств подведомственными учреждениями, например:
- Приказ МЧС РФ от 20.09.2011 N 524 "Об утверждении Порядка согласования МЧС России решения о списании федерального недвижимого имущества, закрепленного за находящимися в его ведении организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и Перечня документов, представляемых в МЧС России находящимися в его ведении организациями для согласования решения о списании федерального недвижимого имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления";
- Приказ Минкультуры РФ от 03.10.2011 N 956 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, в том числе недвижимого (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за подведомственными Минкультуры России организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления".
Более подробно эта тема освещена в статье Ю. Васильева "Особенности списания федерального имущества" N 5, 2011.
Ремонт автотранспорта
Для устранения неисправностей (восстановления работоспособности), поддержания технико-экономических и эксплуатационных показателей на изначально предусмотренном уровне учреждение осуществляет ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств. Выполнение этих работ учреждение может осуществлять силами собственных специалистов (при наличии) либо воспользоваться услугами сторонних организаций (станций техобслуживания, автосервисов).
Если учреждение производит ремонт собственными силами, то приобретение запасных частей, подлежащих замене в процессе ремонта, отражается в соответствии с положениями Указаний N 190н*(5) по подстатье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Если ремонт производит сторонняя организация, то расходы по оплате работ, услуг относятся на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.
Ремонт автотранспорта силами учреждения. Перед началом ремонта автотранспортного средства технической службой учреждения составляется дефектная ведомость и смета стоимости ремонта. Форма дефектной ведомости разрабатывается учреждением самостоятельно. В ней указывают наименование и инвентарный номер объекта, подлежащего ремонту, выявленные неисправности, запасные части и материалы, необходимые для ремонта, а также срок выполнения работ по устранению неполадок. Смета определяет стоимость запасных частей, необходимых для ремонта.
По окончании ремонтных работ составляется Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002).
Запасные части списываются Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230).
Отражение в учете операций по передаче запасных частей для ремонта внутри учреждения осуществляется на основании Требования-накладной (ф. 0315006).
Для контроля за использованием материальных ценностей, выданных для замены неисправных запчастей, Инструкцией N 157н предусмотрен забалансовый счет 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных". Их перечень устанавливается учетной политикой учреждения.
Запасные части отражаются на забалансовом учете в момент их списания с балансового счета на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену, и учитываются в течение периода их использования в составе транспортного средства.
Аналитический учет по забалансовому счету 09 ведется в Карточке количественно-суммового учета (ф. 0504041) в разрезе лиц, получивших материальные ценности.
Пример 1
Учреждение произвело ремонт автомобиля "Волга" собственными силами. Для этого за счет средств федерального бюджета были приобретены запасные части на сумму 10 000 руб.
В бухгалтерском учете операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приобретены запасные части | 1 105 36 340 | 1 302 34 730 | 10 000 |
Списаны запасные части с бухгалтерского учета | 1 401 20 272 | 1 105 36 440 | 10 000 |
Отражена стоимость запасных частей, выданных для замены | 10 000 |
Ремонт автотранспорта в автосервисе. Если ремонт автомобиля требует привлечения высококлассных специалистов или использования специализированного технологического оборудования, учреждение заключает договор с организацией, способной выполнить сложный ремонт (например, с автосервисом). В этом случае правоотношения между сторонами договора регулируются Правилами оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290 (далее - Правила).
В соответствии с п. 15 указанных правил договор заключается в письменной форме (заказ-наряд, квитанция или иной документ) и должен содержать следующие сведения:
- реквизиты сторон договора;
- дата приема заказа, сроки его исполнения;
- цена оказываемой услуги (выполняемой работы), а также порядок ее оплаты;
- марка, модель автомототранспортного средства, государственный номерной знак, номера основных агрегатов;
- цена автомототранспортного средства, определяемая по соглашению сторон;
- перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных автосервисом, их стоимость и количество;
- перечень запасных частей и материалов, предоставленных учреждением (если это предусмотрено договором);
- гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены;
- должность, фамилия, имя, отчество лица, принимающего заказ (оформляющего договор), его подпись, а также подпись представителя учреждения;
- другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ).
В случае если представитель учреждения оставляет автотранспортное средство в автосервисе, одновременно с договором составляется приемо-сдаточный акт, в котором указываются комплектность автотранспортного средства и видимые наружные повреждения и дефекты, сведения о предоставлении учреждением запасных частей и материалов с указанием их точного наименования, описания и цены. Приемо-сдаточный акт подписывается ответственными лицами сторон и заверяется печатью (п. 18 Правил).
Частью договора является смета, которая может быть твердой или приблизительной. При отсутствии в договоре других указаний смета считается твердой. Стороны не вправе требовать изменения твердой сметы, в том числе в случае, когда в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем услуг или необходимых для этого расходов. Приблизительная смета корректируется только по соглашению сторон (п. 25 Правил).
Передача отремонтированного автотранспортного средства оформляется Актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002), который составляется в двух экземплярах, подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, и утверждается руководителем учреждения (уполномоченным им лицом). Первый экземпляр акта передается учреждению-заказчику, второй - остается в организации, производившей ремонт.
Данные о ремонте следует внести в Инвентарную карточку учета объекта основных средств (ф. 0504031).
Если ремонт автотранспортного средства производится с использованием запасных частей учреждения, их передача организации-исполнителю оформляется Накладной на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007) или Требованием-накладной (ф. 0315006).
Пример 2
Учреждение заключило с автосервисом договор на ремонт автомобиля "Тойота-Королла". Для ремонта автомобиля переданы запасные части на сумму 40 000 руб. Стоимость выполненных работ согласно смете составила 20 000 руб. Средства на ремонт предусмотрены бюджетной сметой учреждения.
В бухгалтерском учете операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражена передача запасных частей | 1 105 36 340 м. о. л. структурного подразделения учреждения | 1 105 36 340 м. о. л. склада | 40 000 |
Приняты к учету расходы на ремонт автомобиля | 1 401 20 225 | 1 302 25 730 | 20 000 |
Перечислены денежные средства за услуги по ремонту автомобиля | 1 302 25 830 | 1 304 05 225 | 20 000 |
Списаны запасные части с бухгалтерского учета | 1 401 20 272 | 1 105 36 440 м. о. л. структурного подразделения учреждения | 40 000 |
Отражена стоимость запасных частей, выданных для замены | 40 000 |
Т. Шильникова,
редактор журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(3) Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества".
*(4) Порядок представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утв. Приказом Минэкономразвития РФ N 96, Минфина РФ N 30н от 10.03.2011.
*(5) Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 190н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"