Налоговые последствия проставления факсимильной подписи на декларации
Вправе ли налоговый орган отказать в приеме налоговой декларации по НДС, если она подписана с помощью проставления оттиска факсимильного клише оригинальной подписи руководителя организации?
В Письме Минфина России от 26.10.2005 N 03-01-10/8-404 по данному поводу сообщается следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 160 ГК РФ использование факсимильного воспроизведения подписи при совершении сделок с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В Письме МНС России от 01.04.2004 N 18-0-09/000042@ "Об использовании факсимиле подписи" отмечено: поскольку указанный выше порядок не установлен действующим законодательством, использование факсимиле допускается только при взаимном соглашении сторон. При этом установлен запрет на использование факсимиле подписи должностных лиц территориальных налоговых органов в основной деятельности.
В силу ст. 2 НК РФ отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, основаны на властном подчинении одной стороны другой. Кроме того, на основании положений ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство не применяется к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, если иное не предусмотрено законодательством.
Налоговым законодательством допускается возможность представления налоговых деклараций в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". Однако действие данного федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при использовании иных аналогов собственноручной подписи. Также в письме отмечено, что законодательство о бухгалтерском учете и законодательство о налогах и сборах не предусматривают использование факсимильного воспроизведения подписи при оформлении первичных документов и счетов-фактур.
Таким образом, проставление на налоговой декларации оттиска факсимильного клише оригинальной подписи руководителя организации налоговым законодательством не предусмотрено.
В отношении правомерности отказа со стороны налогового органа в приеме декларации, подписанной посредством факсимиле, необходимо учесть следующее.
Согласно п. 128, 129 и 132 Административного регламента ФНС*(1) налоговая декларация (расчет) может быть представлена в инспекцию ФНС, исполняющую государственную функцию, на бумажном носителе налогоплательщиком (его представителем) лично или в виде почтового отправления с описью вложения и должна быть заверена должностным лицом отделения связи либо передана в электронном виде по ТКС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Прием налоговых деклараций (расчетов) осуществляют должностные лица структурного подразделения инспекции ФНС, ответственного за исполнение государственной функции, в обязанности которых входит прием налоговых деклараций (расчетов).
Должностные лица, ответственные за исполнение государственной функции, обязаны:
1) проверить у налогоплательщика (его представителя), представившего налоговую декларацию (расчет) лично, документы, подтверждающие личность и соответствующее полномочие уполномоченного представителя налогоплательщика;
2) проверить, соответствует ли налоговая декларация (расчет) установленной форме (установленному формату);
3) зарегистрировать налоговую декларацию (расчет), представленную по установленной форме (установленному формату), в информационном ресурсе инспекции ФНС "Реестр регистрации налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов), и бухгалтерской отчетности" (приложение 12 к Административному регламенту ФНС);
4) по просьбе налогоплательщика (его представителя) проставить на представленной им копии налоговой декларации (расчета) отметку о принятии налоговой декларации (расчета) и дату ее приема.
В силу п. 133 и 134 Административного регламента ФНС налоговая декларация (расчет) не принимается у налогоплательщика (его представителя) по следующим основаниям:
1) отсутствие документов, подтверждающих личность налогоплательщика, или отказ налогоплательщика предъявить должностному лицу, исполняющему государственную функцию, такие документы в случае представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) лично;
2) отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке личность и полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика на представление им налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ уполномоченного представителя налогоплательщика предъявить такие документы;
3) представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату) и не в установленном порядке;
4) отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя организации-налогоплательщика (физического лица - налогоплательщика) или представителя налогоплательщика, уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), и (или) печати;
5) отсутствие в налоговой декларации (расчете) ЭЦП руководителя организации-налогоплательщика (физического лица - налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика или несоответствие ЭЦП подписи руководителя организации-налогоплательщика (физического лица - налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика в случае представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде по ТКС;
6) представление налогоплательщиком (его представителем) налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
Таким образом, при наличии оснований, предусмотренных п. 133 Административного регламента ФНС, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, информирует налогоплательщика (его представителя) о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, и в устной форме указывает причину в случае, если налоговая декларация (расчет) представлена налогоплательщиком лично или через представителя либо соответствующим уведомлением, направленным налогоплательщику (его представителю) почтовым отправлением заказным письмом.
С учетом сказанного, считаем: налоговая декларация, в которой подпись руководителя организации проставлена посредством факсимиле, не соответствует требованиям налогового законодательства. При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствует обязанность ее принять и производить проверку, поскольку такая налоговая декларация не подтверждает действительного заявления налогоплательщиком указанных в ней сведений.
Н.Л. Шелестова,
эксперт журнала "НДС: проблемы и решения"
"НДС: проблемы и решения", N 12, декабрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утв. Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"