Российская организация (арендатор) заключила с иностранной компанией (арендодатель) договоры аренды имущества, в том числе прицепов и полуприцепов. Подпадают ли арендуемые прицепы и полуприцепы под понятие "наземные автотранспортные средства" для целей применения абз. 7 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ?
Согласно абз. 7 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ при сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств, местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Налоговое законодательство не содержит понятия "наземные автотранспортные средства".
В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Анализ нормативных актов (пп. 39 п. 1 ст. 4 ТК ТС, п. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения", Приказа МВД РФ, Минпромэнерго РФ, Минэкономразвития РФ от 23.06.2005 N 496/192/134, п. 1.2 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом*(1), Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом*(2), а также введения к Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94*(3)) позволяет сделать вывод о том, что прицепы или полуприцепы относятся к наземным автотранспортным средствам.
Так, согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 к подразделу "Средства транспортные" относятся: средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, - железнодорожный подвижной состав (локомотивы, вагоны и др.) подвижной состав водного транспорта (суда транспортные всех типов, суда служебно-вспомогательные, спасательные, ледоколы, буксиры, суда лоцманские и пр.) подвижной состав автомобильного транспорта (грузовые, легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, прицепы и полуприцепы); подвижной состав воздушного транспорта (самолеты, вертолеты, космические летательные аппараты); подвижной состав городского транспорта (вагоны метрополитена, трамваи); средства напольного производственного транспорта, а также транспортные средства прочих видов. К последним могут быть отнесены транспортные средства со специализированными кузовами, назначением которых является транспортировка грузов и людей (например, автоцистерны, молоко-, цементо-, муковозы).
Следовательно, в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 критерием разграничения автотранспортных средств от иных транспортных средств (железнодорожного, воздушного, водного, городского транспорта) служит не наличие двигателя или его отсутствие (самоходные и буксируемые транспортные средства), а предназначение для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Учитывая вышеизложенное, считаем, что поскольку ни один из действующих нормативно-правовых актов не раскрывает понятие "наземное автотранспортное средство", в целях применения ст. 148 НК РФ при определении возможности отнесения конкретного транспортного средства к категории наземного автотранспорта следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94.
А.Н. Лозовая,
ведущий советник отдела косвенных налогов
Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
Минфина России
1 декабря 2011 г.
"НДС: проблемы и решения", N 12, декабрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Приказом Минтранса России от 08.08.1995 N 73.
*(2) Утверждены Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971.
*(3) Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"