Налог на доходы физических лиц
В статье рассмотрен порядок исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами, а также порядок возврата налогоплательщику излишне удержанного налога с учетом последних изменений, внесенных в Налоговый кодекс Федеральным законом N 330-ФЗ*(1), с приведением практических примеров.
Бюджетные учреждения, как и другие организации, в результате отношений с которыми налогоплательщики (физические лица) получили доход, именуются налоговыми агентами. Они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщиков и уплатить суммы налога в бюджет, а в случае невозможности удержать исчисленную сумму - не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога (ст. 226 НК РФ).
Налоговая база
Налоговая база по НДФЛ определяется отдельно по каждому работнику, как состоящему, так и не состоящему в штате учреждения, в разрезе видов доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки (основные из них приведены ниже в таблице согласно ст. 224 НК РФ). При этом учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ, за исключением не подлежащих налогообложению согласно ст. 217 НК РФ. Перечень освобождаемых от налогообложения доходов, установленный данной статьей, является закрытым.
Налоговая ставка, % | Вид дохода |
13 | Доходы, получаемые физическими лицами в результате осуществления ими деятельности, если иное не предусмотрено ст. 224 НК РФ (см. ниже в таблице) |
35 | Доходы, получаемые физическими лицами в виде: - стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ; - процентов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в ст. 214.2 НК РФ; - суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ; - платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а также процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, в части превышения размеров, указанных в ст. 214.2.1 НК РФ (п. 2 ст. 224 НК РФ) |
30 | Доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением получаемых: - в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15%; - от осуществления трудовой деятельности, указанной в ст. 227.1 НК РФ, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%; - от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13%; - от осуществления трудовой деятельности участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно с ними переселившимися на постоянное место жительства в РФ, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13% (п. 3 ст. 224 НК РФ) |
Обратите внимание! Федеральным законом N 330-ФЗ в п. 3 ст. 217 НК РФ внесены дополнения, согласно которым суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как и компенсация за неиспользованный отпуск, являются исключением из не облагаемых НДФЛ выплат, связанных с увольнением работников. То есть такие выплаты подлежат обложению НДФЛ.
Заметим, если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, последние не уменьшают налоговую базу (п. 1 ст. 210 НК РФ).
При исчислении НДФЛ налоговая база определяется следующим образом:
- в отношении доходов, по которым предусмотрена налоговая ставка 13%, - как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 НК РФ;
- в отношении доходов, по которым предусмотрены иные налоговые ставки, - как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218-221 НК РФ, не применяются.
Обратите внимание! Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13% за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, подлежащих налогообложению по ставке 13%, не переносится, если иное не предусмотрено гл. 23 НК РФ (п. 3 ст. 210 НК РФ).
Налоговые вычеты
Согласно гл. 23 НК РФ отдельные категории налогоплательщиков имеют право на получение вычетов по НДФЛ. К таким вычетам относятся стандартные, социальные, имущественные, профессиональные и иные вычеты. При определении налоговой базы работодателем работнику по его письменному заявлению могут быть предоставлены:
1) стандартные налоговые вычеты согласно ст. 218 НК РФ;
2) имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, при его обращении к работодателю при условии подтверждения права налогоплательщика на данный налоговый вычет налоговым органом по установленной форме (в сумме фактически произведенных расходов) (п. 3 ст. 220 НК РФ);
3) профессиональный налоговый вычет, право на получение которого имеют налогоплательщики (п. 2, 3 ст. 221 НК РФ):
- получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг) (п. 2 ст. 221 НК РФ);
- получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. При этом если указанные расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в установленных п. 3 ст. 221 НК РФ размерах.
Далее рассмотрим отдельные виды стандартных налоговых вычетов, которые претерпели изменения с принятием Федерального закона N 330-ФЗ.
Обратите внимание! С 01.01.2012 не применяется стандартный налоговый вычет в размере 400 руб., установленный ранее в пп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ.
Стандартный налоговый вычет на ребенка, используемый в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, теперь установлен в размере:
- 1 400 руб. - на первого и второго ребенка;
- 3 000 руб. - на третьего и каждого последующего ребенка, а также ребенка-инвалида.
Кроме того, размер данного вычета в отношении третьего и каждого последующего ребенка и ребенка-инвалида за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 также увеличен до 3 000 руб. (пп. "а" п. 8 ст. 1 Федерального закона N 330-ФЗ).
Стандартный налоговый вычет на ребенка. На основании пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет предоставляется на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет за каждый месяц налогового периода в установленных размерах (указаны выше), который распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок. Данный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим этот стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 руб.
Заметим, при достижении ребенком 18-летия (совершеннолетия) (если он не является учащимся очной формы обучения) или 24-летия (если он учится по очной форме) данный налоговый вычет применяется до конца календарного года. Рассмотрим пример.
Пример 1
У работника учреждения трое детей: 14, 16 лет и 23 года (последний ребенок является студентом вуза очной формы обучения). Последнему в январе 2012 г. исполняется 24 года.
На основании заявления от работника и подтверждающих документов в 2012 году (до конца календарного года) работнику будут представлены вычеты по НДФЛ в размере 5 800 руб. (1 400 + 1 400 + 3 000) за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором его доход превысит 280 000 руб.
Изменим условия примера.
Ребенку, являющемуся студентом вуза очной формы обучения, исполнилось 24 года в декабре 2011 г.
Размер таких вычетов у работника в 2012 году составит 2 800 руб. (1 400 + 1 400) за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором его доход превысит 280 000 руб.*(2)
Таким образом, несмотря на то что у работника трое детей, при достижении одним из них определенного возраста, при котором вычеты уже не представляются, дети, на которых данные вычеты распространяются, будут считаться соответственно первым и вторым ребенком.
На основании п. 3 ст. 5 Федерального закона N 330-ФЗ изменения, внесенные данным законом в пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года. То есть за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 включительно необходимо пересчитать налоговую базу по НДФЛ в отношении работников, имеющих троих детей и более, а также ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или до 24 лет - инвалида I или II группы, учащегося по очной форме, аспиранта, ординатора, интерна, студента.
Пересчет налоговой базы. Напомним, до вступления в силу Федерального закона N 330-ФЗ стандартный налоговый вычет на ребенка за каждый месяц налогового периода составлял 1 000 руб., а в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет являлся инвалидом или учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет являлся инвалидом I или II группы, указанный налоговый вычет удваивался (размер вычета составлял 2 000 руб.).
Налоговый агент на основании ст. 231 НК РФ может самостоятельно произвести пересчет налоговой базы по НДФЛ и корректировку (возврат) налога за 2011 год в отношении работников, имеющих троих детей и более, а также детей-инвалидов согласно пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ (порядок возврата излишне уплаченных сумм налога приведен далее).
Рассмотрим пример.
Пример 2
Работнику, имеющему троих детей (одному ребенку 22 года, и он является студентом очной формы обучения, двое детей в возрасте до 18 лет), в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 ежемесячно выплачивалась заработная плата в сумме 25 000 руб. (без вычета НДФЛ). По заявлению, поданному работодателю, работнику были предоставлены следующие стандартные вычеты за каждый месяц налогового периода:
1) в размере 400 руб. - до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 40 000 руб. (основание: пп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ);
2) в размере 1 000 руб. на каждого ребенка - до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 280 000 руб. (основание: пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом N 330-ФЗ в пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, учреждение, являясь налоговым агентом в отношении данного работника, по его заявлению произвело в ноябре 2011 года пересчет налоговой базы по НДФЛ за период с 01.01.2011 по 31.10.2011 в следующем порядке (расчет представлен в таблице).
(руб.)
Месяц | Сумма дохода (ежемесячного) | Сумма дохода (нарастающим итогом с начала налогового периода) | До внесения изменений Федеральным законом N 330-ФЗ | После внесения изменений Федеральным законом N 330-ФЗ | ||||
Стандартные вычеты | Сумма дохода, подлежащая налогообложению | Сумма налога, исчисленная и уплаченная по ставке 13% | Стандартные вычеты | Сумма дохода, подлежащая налогообложению | Сумма налога, исчисленная по ставке 13% | |||
1 | 25 000 | 25 000 | 3 400 | 21 600 | 2 808 | 5 400 | 19 600 | 2 548 |
2 | 25 000 | 50 000 | 3 000 | 22 000 | 2 860 | 5 000 | 20 000 | 2 600 |
3 | 25 000 | 75 000 | 3 000 | 22 000 | 2 860 | 5 000 | 20 000 | 2 600 |
4 | 25 000 | 100 000 | 3 000 | 22 000 | 2 860 | 5 000 | 20 000 | 2 600 |
5 | 25 000 | 125 000 | 3 000 | 22 000 | 2 860 | 5 000 | 20 000 | 2 600 |
6 | 25 000 | 150 000 | 3 000 | 22 000 | 2 860 | 5 000 | 20 000 | 2 600 |
7 | 25 000 | 175 000 | 3 000 | 22 000 | 2 860 | 5 000 | 20 000 | 2 600 |
8 | 25 000 | 200 000 | 3 000 | 22 000 | 2 860 | 5 000 | 20 000 | 2 600 |
9 | 25 000 | 225 000 | 3 000 | 22 000 | 2 860 | 5 000 | 20 000 | 2 600 |
10 | 25 000 | 250 000 | 3 000 | 22 000 | 2 860 | 5 000 | 20 000 | 2 600 |
Итого | 250 000 | - | 30 400 | 219 600 | 28 548 | 50 400 | 199 600 | 25 948 |
По состоянию на 31.10.2011 сумма излишне исчисленного и уплаченного НДФЛ составила 2 600 руб. (28 548 - 25 948).
Далее представлены расчет налога за ноябрь 2011 года и корректировка суммы налога, подлежащей возврату налогоплательщику и уплате в бюджет.
(руб.)
Месяц | Сумма дохода (ежемесячного) | Сумма дохода (нарастающим итогом с начала налогового периода) | Стандартные вычеты | Сумма дохода, подлежащая налогообложению | Сумма налога, исчисленная по ставке 13% | Сумма излишне исчисленного и уплаченного налога | Сумма налога, подлежащая уплате по ставке 13% |
11 | 25 000 | 275 000 | 5 000 | 20 000 | 2 600 | 2 600 | 0 |
Таким образом, сумма переплаты по НДФЛ в размере 2 600 руб. возвращена работнику при выплате ему заработной платы за ноябрь 2011 года.
В декабре 2011 года стандартные вычеты на детей не применялись, так как сумма дохода превысила 280 000 руб. Сумма исчисленного и уплаченного НДФЛ составила 3 250 руб. (25 000 руб. х 13%).
Обратите внимание! Если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, то по окончании налогового периода на основании налоговой декларации и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы и возврат излишне уплаченной суммы налога (п. 4 ст. 218 НК РФ).
Таким образом, если налоговый агент по каким-либо причинам не произвел пересчет налоговой базы по НДФЛ и корректировку (возврат) налога за 2011 год, то перерасчет налоговой базы и возврат излишне уплаченной суммы налога может быть произведен налоговым органом (по месту нахождения налогоплательщика) на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларации и документов, подтверждающих право на такие вычеты.
Особенности учета доходов в натуральной форме
При определении налоговым агентом налоговой базы по НДФЛ особое внимание следует уделять доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме. К таким доходам, в частности, относятся:
1) оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;
2) полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой;
3) оплата труда в натуральной форме.
Такие выплаты работникам часто остаются не учтенными налоговыми агентами при исчислении НДФЛ.
Для справки. При получении налогоплательщиком дохода от организаций в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость данных товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ (цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки; предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен, пока не доказано обратное). При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, из нее исключается частичная оплата налогоплательщиком стоимости полученных им товаров, выполненных для него работ, оказанных ему услуг (п. 1 ст. 211 НК РФ).
Пример 3
Образовательное учреждение оплачивает проезд от места жительства к месту работы и обратно, проживание в гостинице приезжающим из других городов физическим лицам, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера по оказанию ими услуг по прочтению лекций, принятию государственных экзаменов.
В данном случае учреждение в соответствии со ст. 226 НК РФ признается налоговым агентом в отношении доходов физических лиц, полученных ими в натуральной форме в виде оплаты проезда от места жительства к месту работы и обратно, проживания в гостинице, и обязано исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц.
Изменим условия примера.
Расходы на проезд и проживание в целях оказания услуг по договору гражданско-правового характера понесены самим налогоплательщиком.
В данном случае в соответствии с п. 2 ст. 221 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение профессионального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме таких расходов, подтвержденных документально.
Аналогичное разъяснение приведено в Письме Минфина РФ от 05.08.2011 N 03-04-06/3-178.
Сведения о доходах физических лиц
В соответствии с п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных им налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета. При этом формы указанных регистров и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются учреждением самостоятельно. Они должны содержать:
- сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика;
- вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, утверждаемыми ФНС;
- суммы дохода и даты их выплаты;
- статус налогоплательщика;
- даты удержания и перечисления налога в бюджет и реквизиты соответствующего платежного документа.
Ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговыми агентами в налоговый орган по месту своего учета предоставляются сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и его сумме (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Сведения о доходах физических лиц и сообщения о невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога представляются налоговым агентом по форме 2-НДФЛ "Справка о доходах физических лиц за 20__ год" (далее - Справка 2-НДФЛ), действующей в соответствующем налоговом периоде. В настоящее время форма, форматы Справки 2-НДФЛ и рекомендации по ее заполнению утверждены Приказом ФНС РФ от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@. Согласно данным рекомендациям в поле "Признак" проставляется цифра 1, если Справка 2-НДФЛ представляется в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ, и цифра 2 - в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ.
Справка 2-НДФЛ заполняется на основании данных учета доходов, выплаченных физическим лицам налоговым агентом, предоставленных им налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов, отраженных в регистрах налогового учета. При заполнении данной справки используются утвержденные указанным приказом справочники "Коды доходов", "Коды вычетов", "Коды документов" и "Коды регионов".
Обратите внимание! С 01.01.2012 сведения о доходах физических лиц представляются налоговыми агентами в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или на электронных носителях. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях (п. 2 ст. 230 НК РФ). Порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме НДФЛ утвержден Приказом Минфина РФ от 16.09.2011 N ММВ-7-3/576@.
Выдача Справки 2-НДФЛ налоговыми агентами физическим лицам осуществляется по их заявлениям. Если физическому лицу налоговым агентом был произведен перерасчет налога на доходы физических лиц за предшествующие налоговые периоды в связи с уточнением его налоговых обязательств, оформляется новая Справка 2-НДФЛ. При ее составлении взамен ранее представленной в полях "N _____" и "от ___________" следует указать номер ранее представлявшейся справки и новую дату составления справки (согласно рекомендациям по заполнению справки, приведенным в Приказе ФНС РФ N ММВ-7-3/611@).
Порядок возврата излишне удержанного НДФЛ
В соответствии с п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату на основании письменного заявления налогоплательщика.
Переплату по НДФЛ может выявить как сам налогоплательщик, так и налоговый агент.
Если переплата обнаружена налоговым агентом, то он обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения переплаты. В этом случае возврат налогоплательщику указанной суммы производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.
Возврат налогоплательщику излишне удержанных сумм налога производится налоговым агентом в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении.
Обратите внимание!
В случае если возврат излишне удержанной суммы налога осуществляется налоговым агентом с нарушением срока, установленного абз. 3 п. 1 ст. 231 НК РФ (10 дней со дня обнаружения факта), налоговым агентом на сумму излишне удержанного налога, которая не возвращена налогоплательщику в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему РФ, недостаточно для осуществления возврата налогоплательщику излишне удержанной и перечисленной суммы налога в указанный срок, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат излишне удержанной им суммы налога. Кроме того, вместе с таким заявлением налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление указанной суммы. Возврат налоговому агенту заявленной суммы осуществляется налоговым органом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.
До осуществления указанным органом возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему РФ налоговому агенту с налогоплательщика суммы налога налоговый агент вправе осуществить возврат такой суммы за счет собственных средств.
О. Сизонова,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.11.2011 N 330-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
*(2) Федеральным законом от 21.11.2011 N 330-ФЗ внесены поправки в Налоговый кодекс, касающиеся размера стандартных налоговых вычетов по НДФЛ. Каких-либо разъяснений по вопросу определения очередности детей для предоставления стандартного налогового вычета на третьего ребенка на момент выхода указанного номера в печать не было. Рассматривая конкретную ситуацию, приведенную в примере автор изложил свое мнение относительно применения норм законодательства. Позиция автора основывалась исходя из п. 4 ст. 218 НК РФ, в котором говорится о налогоплательщиках, на обеспечении которых находится (находятся) ребенок (дети) (в рассмотренном в примере случае ребенок с 2012 года на обеспечении родителей уже не находится согласно нормам гл. 21 НК РФ).
Позже были доведены Письма Минфина РФ от 08.12.2011 N 03-04-05/8-1014, от 23.12.2011 N 03-04-06/8-35, N 03-04-05/8-1014, в которых разъяснено, что при определении размера стандартного налогового вычета учитывается общее количество детей, то есть первый ребенок - это наиболее старший по возрасту ребенок вне зависимости от того, предоставляется на него вычет или нет. То есть, очередность детей определяется в хронологическом порядке - по дате рождения независимо от их возраста.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"