Межведомственное взаимодействие органов власти при предоставлении государственных (муниципальных) услуг
Характерной чертой государственных и муниципальных услуг является тесная взаимосвязь элементов внутри этой категории. На практике это проявляется в том, что во многих случаях для получения результатов одной государственной (муниципальной) услуги заявитель обязан представить документы, являющиеся результатами других государственных (муниципальных) услуг.
Чтобы упростить для заявителей порядок пользования такими услугами, нормативными правовыми актами, принимаемыми в рамках реализации административной реформы, предусмотрено создание системы оказания услуг по принципу одного окна. В соответствии с названным принципом любая услуга предоставляется после однократного обращения заявителя, при этом взаимодействие органов власти обеспечивается без его участия. Организовать такую систему предоставления услуг невозможно, если не налажен межведомственный обмен информацией.
Для решения поставленных задач Центр анализа деятельности органов исполнительной власти Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ провел исследование, ставившее целью выявление необходимых случаев межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении федеральных государственных услуг в связи с новеллой Закона о государственных и муниципальных услугах*(1), а также разработал проекты нормативных правовых актов, обеспечивающих переход к межведомственному взаимодействию без участия заявителя.
В качестве базы для анализа был выбран Перечень государственных услуг и государственных функций федеральных органов исполнительной власти, для которых должны быть разработаны административные регламенты и информация о которых должна быть размещена в Федеральном реестре государственных услуг (в редакции от 30 мая 2011 г.)*(2) (далее - Перечень).
Перечень содержит 639 услуг, на которые должен распространяться Закон о государственных и муниципальных услугах. В ходе анализа выявлены 23 услуги, которые ошибочно не были включены в Перечень, а также 18 услуг, которые присутствуют в нем, но не подпадают под действие Закона о государственных и муниципальных услугах. Всего были проанализированы 662 услуги, в том числе 644 услуги, подпадающие под действие Закона о государственных и муниципальных услугах.
Согласно результатам исследования 364 государственные услуги (56,5%) требуют межведомственного взаимодействия (взаимодействия федеральных органов исполнительной власти между собой). При этом межведомственное информационное взаимодействие при их оказании может быть как значительным, так и требоваться только в отношении одного документа в одном из возможных вариантов предоставления услуги.
Необходимость межуровневого взаимодействия (взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления) была выявлена в отношении 82 услуг (12,7%).
Отдельно исследовался вопрос о предъявлении при обращении за услугой документа о внесении платежей (прежде всего об уплате государственной пошлины), так как соответствующая информация имеется в распоряжении органов Федерального казначейства. Такое требование установлено в отношении 237 услуг (36,8%).
Необходимость предъявления документов, которые находятся в распоряжении органов публичной власти и подведомственных им организаций, но выведены из сферы межведомственного взаимодействия (п. 6 ст. 7 Закона о государственных и муниципальных услугах), была выявлена в отношении 280 услуг (43,5%). Чаще всего требуются учредительные документы юридических лиц. В 44 случаях необходимости межведомственного взаимодействия выявлено не было, но требуются документы, указанные в п. 6 ст. 7 Закона о государственных и муниципальных услугах. Следовательно, межведомственного взаимодействия в отношении документов, находящихся в распоряжении органов публичной власти и подведомственных им организаций (кроме паспорта), требуют 408 услуг.
По результатам анализа услуг был составлен реестр документов, которые должны запрашиваться межведомственно. В реестр вошли 305 документов. Десять документов, наиболее активно используемых при предоставлении федеральных услуг, перечислены в таблице.
Таблица
Федеральный орган исполнительной власти | Название документа | Рейтинг (количество услуг, требующих наличия этого документа) | Необходимость наличия документа на руках (в соответствии с действующим законодательством) |
ФНС России | Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя | 118 | Да |
Росреестр | Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним | 93 | Нет |
ФНС России | Документы, подтверждающие постановку на учет в налоговом органе, в том числе обособленных подразделений | 72 | Да |
ФНС России | Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей | 45 | Нет |
ФНС России | Балансовый отчет, иная финансовая отчетность | 23 | Да |
Роспотребнадзор | Санитарно-эпидемиологическое заключение | 23 | Да |
Росстандарт | Свидетельство о поверке средства измерений | 20 | Да |
Росприроднадзор | Положительное заключение государственной экологической экспертизы | 16 | Да |
Росстандарт | Сертификаты соответствия | 15 | Да |
МВД России | Лицензия на приобретение оружия и патронов, разрешение на хранение, ношение, использование, транспортирование, перевозку, ввоз (вывоз) оружия и патронов | 11 | Да |
Необходимо отметить, что из 305 документов, которые могут быть запрошены межведомственно, в распоряжении заявителя на момент обращения за услугой должны находиться 254 документа. Таким образом, только для получения 51 документа перед получением искомой услуги заявителю требуется дополнительно посетить иной орган или организацию.
Первым шагом к организации межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг стало принятие Закона о государственных и муниципальных услугах. Положения его п. 2 ст. 7 в первоначальной редакции запрещали органам, предоставляющим государственные и муниципальные услуги, требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, организаций. Указанная норма должна была вступить в силу 1 июля 2011 г.
Однако по своей сути данная норма была декларативной и без подготовки соответствующей инфраструктуры и нормативных правовых изменений применяться не могла.
Во-первых, она была неисполнима в части, запрещающей требовать от заявителя документы, которые находятся в распоряжении организаций. В число таких субъектов входят не только организации, выполняющие публичные функции (например, организации, предоставляющие услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг), но и широкий круг коммерческих организаций, не обладающих публичными полномочиями (банки, страховые организации и т.д.). Получать по запросу документы у таких организаций в рамках Закона о государственных и муниципальных услугах на практике пока невозможно.
Во-вторых, существовала коллизия между положениями Закона о государственных и муниципальных услугах и отраслевыми федеральными законами, которые по-прежнему устанавливали обязанность заявителя представлять для получения услуги документы, которые находятся в распоряжении органов публичной власти.
В соответствии с общими принципами права специальный закон отменяет действие общего закона. В данной ситуации общим законом является Закон о государственных и муниципальных услугах, а специальными - отраслевые законы, регламентирующие порядок предоставления отдельных услуг. Таким образом, приоритет должны иметь положения отраслевых законов, требующие от заявителя представления документов, которые находятся в распоряжении органов публичной власти.
В-третьих, содержавшийся в п. 2 ст. 7 Закона о государственных и муниципальных услугах упомянутый запрет означал необходимость межведомственных запросов соответствующих документов. Однако порядок осуществления таких запросов не был установлен ни в законодательстве, ни в подзаконных актах.
Для решения указанных проблем был принят Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о межведомственном взаимодействии). Данным актом в законодательство были внесены изменения, которые можно разделить на две группы.
В первую группу входят некоторые изменения в Закон о государственных и муниципальных услугах. Во-первых, ст. 2 указанного закона была дополнена определениями понятий "межведомственное информационное взаимодействие" и "межведомственный запрос".
Во-вторых, Законом о межведомственном взаимодействии было скорректировано положение п. 2 ст. 7 Закона о государственных и муниципальных услугах. Новая редакция Закона запрещает требовать от заявителя документы, которые находятся в распоряжении не всех организаций, а только подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления. Согласно дополнениям, внесенным в ст. 2 Закона о государственных и муниципальных услугах, к числу организаций, подведомственных государственному органу или органу местного самоуправления, для целей названного закона относятся только государственные или муниципальные унитарные предприятия и учреждения.
Статья 6 Закона о государственных и муниципальных услугах была дополнена положениями, устанавливающими обязанность подведомственных организаций представлять в органы, оказывающие государственные и муниципальные услуги, по межведомственным запросам таких органов необходимые документы и информацию. При этом и органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, и организации, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления, обязаны представлять информацию безвозмездно.
Также было уточнено, что заявитель обладает правом представить документы и информацию, имеющиеся в распоряжении органов публичной власти и отдельных организаций, в органы, оказывающие государственные и муниципальные услуги, по собственной инициативе.
В-третьих, из-под действия п. 2 ст. 7 Закона о государственных и муниципальных услугах выведены отдельные документы, закрытый перечень которых закреплен в п. 6 указанной статьи.
Необходимо отметить, что обязанность заявителя представлять указанные в данном перечне документы существует только в случае, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок оказания государственных и муниципальных услуг. Таким образом, закон допускает возможность закрепления в подзаконных актах федерального уровня, а также всех актах регионального и муниципального уровня положений, согласно которым перечисленные в п. 6 ст. 7 Закона о государственных и муниципальных услугах документы могут запрашиваться межведомственно.
Анализ указанного перечня позволяет утверждать, что отдельные его пункты сформулированы нечетко и допускают различное толкование.
Примером могут служить "удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки" (подп. 17). Из приведенной формулировки неясно, идет ли речь об абсолютно всех документах, подтверждающих право на получение социальной поддержки, или только о тех, которые постоянно находятся на руках у заявителя. Если придерживаться первого варианта толкования, то заявитель обязан лично представлять в орган, предоставляющий услугу, справку органа социальной защиты о получении (неполучении) различных пособий. Если выбрать второй вариант толкования, то данные документы должны запрашиваться межведомственно.
В других случаях состав документов, включенных в тот или иной пункт перечня, напрямую зависит от усмотрения ведомства. Хорошей иллюстрацией являются "документы воинского учета" (подп. 7). Согласно п. 48 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719*(3), перечень документов воинского учета должен устанавливаться Минобороны России. Список данных документов определен в п. 9 Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 500*(4). Среди указанных документов нет справки о том, что гражданин не призван на военную службу или не направлен на альтернативную гражданскую службу, которая необходима при подаче заявления для получения заграничного паспорта. Однако ничто не мешает Минобороны России внести изменения в соответствующий приказ, установив, что данная справка является документом воинского учета. В результате обязанность представлять указанную справку в ФМС России вновь будет возложена на гражданина.
В целях решения указанных проблем в перечне документов, исключенных из сферы действия п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона о государственных и муниципальных услугах, должны быть приведены не обобщенные названия групп документов, а точные наименования конкретных документов или сведений, необходимых для исполнения услуги.
Данный перечень документов предпочтительно утверждать не законом, а актом Правительства РФ по двум причинам. С одной стороны, перечень, включающий точные наименования конкретных документов, будет большим по объему. С другой стороны, довольно часто придется вносить в указанный перечень изменения в связи с сокращением документов, исключенных из сферы действия п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона о государственных и муниципальных услугах.
В-четвертых, Законом о межведомственном взаимодействии были определены требования к обработке и передаче конфиденциальной информации при оказании государственных и муниципальных услуг в целом и при направлении сведений в рамках межведомственного информационного взаимодействия в частности.
Для перехода к беспрепятственному межведомственному взаимодействию без участия заявителя его запрос в орган, предоставляющий государственную (муниципальную) услугу, либо в подведомственную организацию приравнивается к согласию заявителя с обработкой его персональных данных в целях и объеме, необходимых для предоставления услуги.
Если говорить о передаче информации о заявителе на основании межведомственного запроса, то необходимость получения согласия на такую передачу информации зависит от характера передаваемых сведений.
Специального согласия заявителя не требуется для передачи органами публичной власти и подведомственными организациями на основании межведомственного запроса персональных данных заявителя и сведений, составляющих государственную и налоговую тайну. Для передачи любой иной информации, которая связана с правами и законными интересами заявителя и доступ к которой ограничен федеральными законами, согласие заявителя необходимо.
Также закон указывает, что если для предоставления услуги необходимо представление документов и информации о лице, не являющемся заявителем, то заявитель обязан дополнительно представить документы, подтверждающие наличие согласия указанного лица на обработку (в том числе передачу на основании межведомственного запроса) его персональных данных.
Стоит отметить, что закон не регламентирует необходимость получения согласия лица, сведения о котором обрабатываются, в случае, если данное лицо не является заявителем и речь идет не о персональных данных. Очевидно, что в данной ситуации также необходимо получение согласия лица, сведения о котором обрабатываются.
В-пятых, Закон о государственных и муниципальных услугах дополнен ст. 7.1, определяющей требования к межведомственному информационному взаимодействию при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Согласно данной статье представление документов и информации, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона о государственных и муниципальных услугах, осуществляется по межведомственному запросу органа, оказывающего услугу, либо организации, участвующей в предоставлении услуг.
Направление межведомственного запроса и представление документов и информации допускаются только в целях, связанных с предоставлением государственной или муниципальной услуги или ведением базовых государственных информационных ресурсов, перечень которых устанавливается Правительством РФ (в отношении федеральных ресурсов) и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в отношении региональных ресурсов).
В связи с этим в Законе о государственных и муниципальных услугах закреплено положение, согласно которому направление межведомственных запросов в иных целях не допускается, а должностные лица, направившие необоснованные межведомственные запросы, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Также Закон о государственных и муниципальных услугах дополнен важным положением, согласно которому непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги.
Должностное лицо, не представившее (несвоевременно представившее) запрошенные и находящиеся в распоряжении соответствующих органа либо организации документ или информацию, подлежит административной, дисциплинарной или иной ответственности в соответствии с законодательством.
Необходимо отметить, что положения Закона о государственных и муниципальных услугах, содержащие ссылки на возможность применения ответственности за нарушение требований к межведомственному информационному взаимодействию, в целом декларативны. Кодекс РФ об административных правонарушениях не предусматривает ответственности ни за направление необоснованных межведомственных запросов, ни за непредставление (несвоевременное представление) запрошенных и находящихся в распоряжении соответствующих органа либо организации документа или информации. Это означает, что за указанные нарушения должностные лица могут быть привлечены только к дисциплинарной ответственности. Однако, во-первых, данный вид ответственности является наиболее мягким по сравнению с уголовной и административной ответственностью, а во-вторых, она применяется по усмотрению руководителя должностного лица, допустившего нарушение, т.е. лица, о беспристрастности которого говорить сложно.
В связи с этим представляется необходимым дополнить КоАП РФ статьей, предусматривающей ответственность за нарушения требований к межведомственному информационному взаимодействию при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
В-шестых, Закон о государственных и муниципальных услугах дополнен ст. 7.2, устанавливающей требования к межведомственному запросу о представлении документов и информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Ко второй группе изменений, предусмотренных Законом о межведомственном взаимодействии, относятся изменения в специальные законы, регламентирующие порядок предоставления конкретных услуг. Данным законом вносятся изменения в 70 федеральных законов и законов Российской Федерации, которые регулируют порядок оказания 78 услуг: 45 федеральных, 11 региональных, 2 муниципальных, а также 20 услуг, которые могут предоставляться органами публичной власти различных уровней.
Основная часть изменений касается перечня документов, необходимых для оказания государственной (муниципальной) услуги. Законом о межведомственном взаимодействии исключается обязанность заявителя представлять отдельные документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных им организации. В случаях, когда можно однозначно определить орган, обладающий необходимыми для предоставления услуги документами либо сведениями, устанавливается обязанность органа, предоставляющего услугу, запросить данные документы либо сведения в соответствующем уполномоченном органе.
Также Законом о межведомственном взаимодействии в отдельные законы вносились изменения, касающиеся срока предоставления услуги (в случаях, если течение срока оказания услуги начиналось только после представления всех документов заявителем) и оснований отказа в предоставлении услуги (в случаях, если среди оснований для отказа было указано непредставление заявителем всех необходимых документов). Положения, касающиеся срока предоставления услуги и оснований отказа в ее предоставлении, сохранили свою силу только в части, касающейся документов, обязанность представления которых по-прежнему лежит на заявителе.
Полагаем, что необходимо продолжить разработку изменений в законы, регламентирующие порядок предоставления отдельных государственных (муниципальных) услуг. На основе результатов проведенного авторами статьи анализа законодательства и находящихся на рассмотрении Государственной Думы РФ законопроектов можно говорить о сохранении препятствий для выполнения требований п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона о государственных и муниципальных услугах в следующих законах:
- Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (ст. 5);
- Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (ст. 14, 32);
- Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (ст. 64, 64.1, 84, 85);
- Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (ст. 220, 284.1);
- Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (ст. 15);
- Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (ст. 1522, 1523, 1531);
- Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (ст. 49);
- Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (ст. 62, 68, 72, 77, 83, 90, 122, 142).
Ряд законов не содержит прямых препятствий для организации межведомственного информационного взаимодействия, однако желательно дополнить указанные акты положениями, направленными на его организацию. В качестве примеров таких законов можно привести:
- Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
- Кодекс торгового мореплавания РФ;
- Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";
- Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Помимо внесения изменений в указанные федеральные законы необходима корректировка положений актов, регламентирующих порядок предоставления государственных (муниципальных) услуг и обладающих меньшей юридической силой: федеральных подзаконных актов (указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных актов), законов и подзаконных актов субъектов Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актов.
По самым скромным подсчетам необходимо внести изменения в несколько десятков актов Президента РФ и Правительства РФ, а также в несколько сотен ведомственных актов федеральных органов исполнительной власти. Общее количество региональных и муниципальных актов, подлежащих изменению, составляет несколько десятков тысяч.
Следует также запретить органам публичной власти заключать распространенные в настоящее время рамочные соглашения о межведомственном и межуровневом информационном взаимодействии, необходимом для оказания услуг и ведения ведомственных информационных ресурсов, а также приостановить действие уже заключенных соглашений, если они ограничивают права и свободы граждан без соответствующей регистрации в Минюсте России и официального опубликования.
При внесении изменений в нормативные правовые акты необходимо исходить из того, что препятствия для выполнения требований п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона о государственных и муниципальных услугах заложены преимущественно:
- в перечне необходимых документов, представляемых заявителем;
- в описании порядка подачи заявления;
- в перечне прав и обязанностей должностного лица при рассмотрении заявления (например, право запросить у заявителя недостающие документы);
- в основаниях отказа в приеме заявления о предоставлении государственной услуги;
- в основаниях приостановления предоставления государственных услуг;
- в основаниях отказа в предоставлении государственной услуги;
- в описании порядка исчисления срока предоставления государственной услуги.
Вместе с тем необходимо исходить из того, что в нормативном регулировании редко использовалась конструкция межведомственного запроса (требования) необходимых документов для предоставления конкретной государственной услуги. Поэтому препятствия для межведомственного взаимодействия по запросу могут быть заложены и в положениях нормативных актов, не вошедших в приведенный список. Распространенной практикой являлся межведомственный обмен сведениями и документами без участия заявителя в силу соответствующего указания нормативного правового акта, в том числе в целях пополнения ведомственного информационного ресурса или снижения бюджетных расходов. К примеру, в целях снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства орган регистрационного учета в трехдневный срок направляет соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства, получает соответствующую информацию о призыве на военную службу от военного комиссариата*(5). Другим примером может служить правило, согласно которому лицензирующие органы в течение пяти дней после принятия решения о получении лицензиатом лицензии направляют указанную информацию в ФНС России для занесения указанных сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП*(6).
Работа, направленная на устранение нормативных препятствий для межведомственного информационного взаимодействия, не должна ограничиваться формальным переносом ответственности за представление документов с заявителя на публичный орган власти или подведомственную ему организацию. Для экономии бюджетных средств, затрачиваемых на межведомственное информационное взаимодействие, перенесенное на публичные органы власти, в перспективе потребуется серьезная реорганизация и оптимизация запрашиваемых, учитываемых, хранимых и используемых сведений в документах на бумажных и электронных носителях, в том числе за счет исключения избыточных сведений (когда запрос сведений дороже ценности самих сведений) и изменения формата их формирования, использования и хранения. Возможно, со временем будет сформирован закрытый перечень сведений, реально необходимых для межведомственного и межуровневого взаимодействия, с выделением и периодическим расширением перечня общедоступных сведений, размещаемых в открытом и бесплатном доступе на официальных сайтах публичных органов власти и запрещенных к истребованию у заявителей.
Согласно ч. 4 ст. 74 Закона о межведомственном взаимодействии нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти подлежат приведению в соответствие с указанным законом в срок до 30 сентября 2011 г.*(7) Что касается региональных и муниципальных услуг, а также документов, находящихся в распоряжении органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, то в отношении них положения п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона о государственных и муниципальных услугах вступают в полную силу с 1 июля 2012 г.
Очевидно, что от того, насколько успешно - т.е. в первую очередь продуманно, а не просто быстро - будет проведена работа, направленная на создание соответствующей технологически и финансово обеспеченной инфраструктуры, а также нормативно-правовой базы осуществления межведомственного информационного взаимодействия, во многом зависит эффективность всего проекта, целью которого является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
Список литературы
1. Жулин А.Б., Кукса Т.Л., Николенко А.А. Регистр полномочий федеральных органов исполнительной власти: экспертная систематизация и анализ деятельности. М., 2010.
2. Всероссийский мониторинг внедрения административных регламентов / Отв. ред. А.В. Клименко. М., 2009.
А.Б. Жулин,
директор дирекции НИУ ВШЭ
по экспертно-аналитической работе
А.В. Кнутов,
научный сотрудник Института государственного
и муниципального управления НИУ ВШЭ
Т.Л. Кукса,
начальник отдела по реформированию законодательства
Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ
А.В. Чаплинский,
стажер-исследователь Института государственного
и муниципального управления НИУ ВШЭ, аспирант кафедры
конституционного и муниципального права НИУ ВШЭ
"Законодательство", N 1, январь 2012 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4179) в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Там же. 2011. N 27. Ст. 3880).
*(2) Перечень размещен на портале "Административная реформа в Российской Федерации" (http://www.ar.gov.ru/about/news/index.php?id_13=2000&date23=20090319&fro m21=2&from_13=4).
*(3) Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете" // СЗ РФ. 2006. N 49. Ст. 5220.
*(4) Приказ министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 500 "О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 13.
*(5) П. 31, 32 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713.
*(6) П. 4 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
*(7) По состоянию на 24 ноября 2011 г. принято только 17 нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, предусматривающих организацию межведомственного информационного взаимодействия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межведомственное взаимодействие органов власти при предоставлении государственных (муниципальных) услуг
Авторы:
А.Б. Жулин - директор дирекции НИУ ВШЭ по экспертно-аналитической работе
А.В. Кнутов - научный сотрудник Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ
Т.Л. Кукса - начальник отдела по реформированию законодательства Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ
А.В. Чаплинский- стажер-исследователь Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, аспирант кафедры конституционного и муниципального права НИУ ВШЭ
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2012, N 1