Медицинские осмотры фармацевтических работников
Персоналу аптечных организаций в установленном порядке необходимо проходить медицинское освидетельствование. Данное требование предусмотрено п. 8.6 Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" ОСТ 91500.05.0007-2003, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80, и п. 1 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". О том, что следует знать руководителю аптеки о проведении медосмотров работников, расскажем в статье.
Законодательство о проведении медицинских осмотров
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель в случаях, предусмотренных ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, обязан организовать за счет собственных средств проведение обязательных медицинских осмотров сотрудников.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 N 83 (далее - Приказ Минздравсоцразвития РФ N 83) утвержден Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - Перечень). Пунктом 29 Перечня предусмотрены медосмотры при работе в организациях медицинской промышленности и аптечной сети, связанной с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств. Таким образом, обязательность проведения медицинских осмотров предусмотрена законодательством РФ.
Напомним, что в соответствии с п. 6.1 Приказа Минздрава РФ от 21.10.1997 N 309 "Об утверждении Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)" обязанность по прохождению персоналом регулярных медосмотров возложена на руководителя аптеки.
Руководитель аптеки сам определяет, в какой форме будет осуществляться контроль за соблюдением периодичности осмотров - посредством просмотра личных дел работников аптеки или ведения специального журнала. Возможно составление в начале года графика прохождения медосмотров. В крупных аптечных сетях организация медосмотров может быть передана специальному сотруднику, например специалисту по кадрам.
Организация проведения медицинских осмотров
Порядок*(1) проведения медицинских осмотров содержится в приложении 3 к Приказу Минздравсоцразвития РФ N 83.
В соответствии с п. 5 Порядка предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности.
Работодатель определяет контингенты и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием места его занятости в организации и после согласования с Роспотребнадзором направляет его за два месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований) (п. 7 Порядка).
В соответствии с п. 8 Порядка медицинская организация на основании полученного от работодателя поименного списка работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), утверждает совместно с работодателем календарный план проведения медицинских осмотров (обследований).
После согласования с медицинской организацией даты прохождения медицинских осмотров работодатель перед указанным сроком выдает работникам соответствующие направления (п. 10 Порядка).
Обратите внимание! В обязанности работодателя входит не допускать к работе или отстранять от работы сотрудника, который не прошел обязательный медосмотр (ст. 76 ТК РФ).
В соответствии с п. 11.3 Порядка работник информируется о результатах медицинского осмотра. Если у него выявлены признаки профессионального заболевания, медицинская организация направляет его в установленном порядке в центр профпатологии на экспертизу связи заболевания с профессией.
Центр профпатологии при установлении связи заболевания с профессией составляет медицинское заключение и в трехдневный срок направляет соответствующее извещение в территориальный орган Роспотребнадзора, работодателю, страховщику и в медицинскую организацию, направившую работника.
Работник, у которого диагностировано профессиональное заболевание, направляется центром профпатологии с соответствующим заключением в медицинскую организацию по месту жительства, которая оформляет документы для представления на медико-социальную экспертизу.
Отражение расходов в бухгалтерском и налоговом учете
Расходы на проведение обязательных медицинских осмотров учитываются на основании счетов и актов, представленных медицинской организацией. Согласно п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н, данные расходы отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности.
К сведению! Кроме расходов на оплату услуг медицинской организации работодатель в соответствии со ст. 219 ТК РФ несет расходы на выплату работнику среднего заработка за период прохождения медицинского осмотра. Порядок исчисления среднего заработка предусмотрен Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.
Рассмотрим пример отражения расходов на проведение медицинских осмотров.
Пример
Аптека "Здоровые люди" применяет общий режим налогообложения. Она заключила договор с медицинским учреждением, имеющим лицензию на проведение периодических медицинских осмотров сотрудников. Стоимость услуг медучреждения по договору - 55 650 руб. За время прохождения медосмотра сотрудникам аптеки начислен средний заработок в общей сумме 15 675 руб.
В бухгалтерском учете аптеки будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Оплачен счет медучреждения за проведение медосмотров | 55 650 | ||
Отражена стоимость оказанных услуг по проведению периодических медосмотров | 55 650 | ||
Сотрудникам аптеки начислен средний заработок за время прохождения медосмотра | 15 675 | ||
Начислены страховые взносы (15 675 руб. x 30%)* | 4 703 | ||
* В соответствии с внесенными в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ изменениями тарифы страховых взносов в 2012 году составляют: в ПФР - 22%, ФСС - 2,9%, ФФОМС - 5,1%. |
Налог на прибыль. В целях исчисления налога на прибыль аптечные организации учитывают расходы, связанные с лечебно-профилактическим обслуживанием работников, в следующем порядке:
- затраты на проведение предварительных медосмотров относятся к расходам на подбор персонала (пп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ);
- затраты на периодические медосмотры относятся к расходам на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ);
- затраты на выплату работникам среднего заработка в период медосмотра включаются в состав расходов на оплату труда (п. 6 ст. 255 НК РФ).
Вместе с тем, если прохождение медицинских осмотров для отдельных категорий работников законодательством не предусмотрено, по мнению Минфина, расходы, связанные с их проведением, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо Минфина РФ от 31.03.2011 N 03-03-06/1/196). Для аптечных организаций медосмотры фармацевтических работников в силу требований законодательства обязательны, что позволяет учесть расходы на их проведение по одному из указанных выше оснований.
На практике встречаются случаи, когда претенденты на вакантную должность прошли медосмотр, но в силу каких-либо причин не были приняты на работу. Можно ли в этом случае учесть расходы на проведение предварительных медосмотров? Как разъяснило финансовое ведомство в Письме от 06.10.2009 N 03-03-06/1/648, затраты на проведение предварительных медосмотров кандидатов на вакантные должности могут быть учтены в расходах. При этом не имеет значения, были ли они приняты организацией на работу.
Налог на доходы физических лиц. Являются ли суммы, уплаченные за медосмотры, доходом работников?
Статья 41 НК РФ определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.
Оплата работодателем проведения медицинских осмотров и оформления медицинских книжек работников в данном случае не может быть признана их экономической выгодой (доходом), поскольку указанная оплата необходима для обеспечения деятельности организации и проведение медицинских осмотров обусловлено требованиями ТК РФ. Таким образом, суммы оплаты организацией медицинских осмотров работников не подлежат обложению НДФЛ.
Аналогичные выводы изложены в постановлениях арбитражных судов. Так, арбитры в Постановлении ФАС МО от 21.03.2011 N КА-А40/1449-11 отметили, что оплата медицинского осмотра сотрудников не является их доходом в натуральной форме, поскольку это связано с производственной деятельностью организации и предпринято в ее интересах. Обязанность поступающего на работу лица пройти первичный медицинский осмотр предусмотрена законодательством и обусловлена спецификой деятельности организации. Оплата таких осмотров осуществляется работодателем за счет собственных средств и не облагается НДФЛ (Постановление ФАС СЗО от 08.02.2011 N А56-12834/2010). Следовательно, все вышеизложенное еще раз подтверждает позицию, что начислять НДФЛ на суммы, израсходованные на проведение медицинских осмотров, нет необходимости.
С.П. Коробейников,
эксперт журнала
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"