Страховые взносы в 2012 году: хорошие новости для аптек
В 2010 году Минэкономразвития неоднократно выступало с предложениями о введении пониженных ставок страховых взносов для аптечных организаций, мотивируя это социальной направленностью деятельности, осуществляемой данной категорией субъектов предпринимательства. Были приняты поправки в законодательство о страховых взносах, введены пониженные ставки для достаточного количества плательщиков, однако аптеки оказались вне льготных категорий и уплачивали страховые взносы в течение 2011 года по общей ставке 34%. В прошедшем году взгляды изменились, и с 2012 года аптеки включены в перечень плательщиков страховых взносов, уплачивающих страховые взносы по пониженным ставкам.
В настоящей статье рассмотрены вопросы, касающиеся не только изменения ставок, но и базы, перечня застрахованных лиц. О нововведениях, касающихся администрирования страховых взносов, и ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах мы будем говорить в следующих номерах журнала.
Федеральный закон N 379-ФЗ: коротко об основных изменениях
Федеральный закон N 379-ФЗ*(1) внес изменения в ряд законодательных актов:
- Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ);
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ);
- Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ);
- Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
К основным изменениям, актуальным для аптек, можно отнести следующие:
- индивидуальные предприниматели без наемных работников освобождены от представления отчетности в ПФР;
- благодаря изменениям, внесенным в Федеральный закон N 167-ФЗ, расширен перечень застрахованных лиц. К данной категории с 01.01.2012 относятся иностранные лица и лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ;
- в федеральные законы N 167-ФЗ, N 255-ФЗ, N 326-ФЗ *(2) внесены изменения, согласно которым руководители организаций, являющиеся ее единственными учредителями и собственниками имущества, признаются застрахованными лицами;
- в Федеральный закон N 167-ФЗ введены понятия "солидарная часть тарифа страховых взносов" и "индивидуальная часть тарифа страховых взносов";
- установлены пониженные ставки тарифов страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО и осуществляющих розничную торговлю фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями;
- установлены пониженные ставки тарифов страховых взносов для аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих ЕНВД;
- снижена ставка тарифа страховых взносов для плательщиков, не относящихся к льготным категориям.
Как видно, перечень изменений довольно внушителен, каждое из них имеет свои нюансы. Давайте разбираться.
Индивидуальные предприниматели без наемных работников в 2012 году не представляют отчетность в ПФР
Согласно ст. 55 Федерального закона N 61-ФЗ*(3) розничную торговлю лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, могут осуществлять в том числе индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность. В связи с этим вопрос о представлении отчетности в ПФР данной категорий субъектов предпринимательской деятельности становится актуальным.
Федеральный закон N 379-ФЗ вносит изменения в положения Федерального закона N 27-ФЗ. Новшества затрагивают ст. 8, 11 и 17 и касаются представления индивидуальных сведений физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы. Упоминание о данной категории плательщиков страховых взносов исключено из ст. 8 Федерального закона N 27-ФЗ, устанавливающей обязанность представлять индивидуальные сведения, из ст. 11, определяющей срок представления таких сведений, а также из ст. 17, предусматривающей ответственность за их непредставление. Теперь данные нормы относятся только к страхователям.
Обратившись к основным понятиям, которыми оперирует Федеральный закон N 27-ФЗ, мы увидим, что данный нормативный правовой акт разделяет страхователей и физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы. К страхователям относятся, в частности:
- юридические лица;
- граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории РФ, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы.
Под физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, Федеральный закон N 27-ФЗ понимает застрахованных лиц - индивидуальных предпринимателей, уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом N 212-ФЗ.
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 N 7802/09, индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории "страхователь" в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Таким образом, в случае, когда у индивидуального предпринимателя нет наемных работников и он не выступает в качестве страхователя в смысле Федерального закона N 27-ФЗ, с 01.01.2012 данная категория плательщиков взносов освобождается от представления индивидуальных сведений в ПФР.
Напомним, что до внесения данных изменений индивидуальные предприниматели, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, обязаны были представлять индивидуальные сведения один раз в год не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом.
Правлением ПФР были внесены изменения в формы документов по персонифицированному учету, а также в правила их заполнения, утвержденные Постановлением Правления ПФ РФ от 31.07.2006 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению". Согласно этим правилам физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляли в территориальный орган ПФР сведения персонифицированного учета по форме СЗВ-6-1 "Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица", которая сопровождается формами "Опись документов о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц, передаваемых страхователем в ПФР" (АДВ-6-3) и "Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР" (АДВ-6-2). В формах СЗВ-6-1 и АДВ-6-3 в реквизите "Код категории застрахованного лица" указывается код "ФЛ". Вместе со сведениями в территориальный орган ПФР представлялись копия платежного документа и расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам
В отношении отчетности, представляемой индивидуальными предпринимателями, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, изменения внесены и в Федеральный закон N 212-ФЗ. Согласно п. 5 ст. 16 данного закона эта категория лиц должна представлять в соответствующий территориальный орган ПФР расчет по форме РСВ-2. Однако согласно изменениям, внесенным Федеральным законом N 379-ФЗ в эту статью, обязанность по представлению такой отчетности с 01.01.2012 больше не распространяется на плательщиков страховых взносов, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам. Территориальные органы ПФР в преддверии наступления срока представления отчетности оперативно среагировали на изменения и уже опубликовали пресс-релизы на своих сайтах, информирующих об изменениях: начиная с 2012 года плательщики, уплачивающие страховые взносы исходя из стоимости страхового года, освобождены от необходимости представлять ежегодную отчетность. Исключение составляют лишь главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Таким образом, в 2012 году индивидуальным предпринимателям нет необходимости представлять отчетность за 2011 год*(4).
Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ, причислены к застрахованным лицам
Трудоустройство иностранцев в аптеках
Прежде всего следует сказать о возможности трудоустройства временно пребывающих иностранных граждан и лиц без гражданства в аптечных организациях.
Порядок трудоустройства иностранных граждан в РФ регулируется не только ТК РФ, но и Федеральным законом N 155-ФЗ*(5). Правительство РФ ежегодно устанавливает допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики. Так, в 2011 году действует Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 947, которым для розничной торговли фармацевтическими товарами (код 52.31) установлена доля в размере 0% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.
Согласно разъяснениям Росздравнадзора (Письмо от 21.12.2006 N 01И-984/06) о порядке применения Постановления Правительства РФ от 15.11.2006 N 683, устанавливающего аналогичные квоты на 2007 год, оно распространяется на иностранных работников, занятых в розничной торговле фармацевтическими товарами на должностях:
- провизора (код 25850);
- провизора средней квалификации (код 25851);
- провизора-интерна (код 25852);
- провизора-интерна средней квалификации (код 25853);
- провизора-аналитика (код 25854);
- провизора-технолога (код 5856);
- провизора-стажера (код 5855);
- фармацевта (код 27309),
- фармацевта средней квалификации (код 27310),
- младшего фармацевта (код 24237);
- кассира, контролера-кассира, продавца, а также торгового агента, коммивояжера.
Нарушением законодательства будет прием в организацию на работу на вышеуказанные должности иностранца, имеющего статус временно пребывающего на территории РФ. Однако в аптеке есть и другие "непрофильные" должности.
Фармацевтическая деятельность - понятие более широкое, чем розничная торговля фармацевтическими товарами. Действующее законодательство не содержит никаких других ограничений в виде квот на работу иностранцев в фармацевтических организациях.
Новая категория застрахованных
Федеральный закон N 379-ФЗ внес изменения в Федеральный закон N 167-ФЗ, в том числе поменялось определение понятия "застрахованные лица". Напомним, что ранее к застрахованным лицам относились:
- граждане РФ;
- иностранные лица и лица без гражданства, временно проживающие на территории РФ;
- иностранные лица и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ.
С 01.01.2012 к застрахованным лицам отнесены иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев.
Таким образом, если в организации работают иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ, и с ними заключен бессрочный трудовой договор или срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев, с выплат в пользу таких лиц теперь придется исчислять страховые взносы в ПФР.
Необходимые изменения законодатель внес и в п. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Отметим, что ТК РФ устанавливает перечень случаев, когда стороны могут заключить срочный трудовой договор.
Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 59 ТК РФ.
Срочный трудовой договор заключается, в частности, в следующих случаях:
- на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы;
- на время выполнения временных (до двух месяцев) работ;
- для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона);
- с лицами, направляемыми на работу за границу;
- для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;
- с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой;
- для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и профессиональным обучением работника;
- в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях.
В случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 59 ТК РФ, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.
По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться:
- с лицами, поступающими на работу к работодателям - субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек);
- с поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, разрешена работа исключительно временного характера;
- с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы;
- с лицами, избранными по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
- с лицами, поступающими на работу по совместительству.
Ставки страховых взносов для иностранцев
Возвращаясь к нормам Федерального закона N 167-ФЗ, отметим, что здесь встает вопрос о ставках, по которым следует исчислять взносы в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства. С этой целью в Федеральный закон N 167-ФЗ введена новая ст. 22.1 "Тариф страхового взноса в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан и лиц без гражданства".
Категория застрахованных лиц | Тариф страхового взноса на страховую часть пенсии | Тариф страхового взноса на накопительную часть пенсии |
Иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ | Тариф, установленный для граждан РФ в зависимости от года рождения указанных застрахованных лиц | Тариф, установленный для граждан РФ в зависимости от года рождения указанных застрахованных лиц |
Иностранные лица или лица без гражданства, временно проживающие на территории РФ | Тариф, установленный для граждан РФ независимо от года рождения указанных застрахованных лиц | - |
Иностранные лица и лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ и заключившие трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев | - |
Руководители организаций законодательно признаны застрахованными лицами
Следующее изменение можно квалифицировать, скорее, как уточнение. Заключается оно в том, что в Федеральном законе N 167-ФЗ теперь отдельно указано, что застрахованными являются руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.
Аналогичные изменения внесены и в федеральные законы N 255-ФЗ и N 326-ФЗ.
Объяснить данное нововведение можно, обратившись к истории вопроса. По мнению специалистов Минздравсоцразвития (см., например, Письмо от 18.08.2009 N 22-2-3199), согласно ст. 273 ТК РФ положения гл. 43 ТК РФ распространяются на руководителей организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением, в частности, случая, когда руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества.
В основе этой нормы лежит невозможность заключения трудового договора с самим собой, поскольку иных участников (членов, учредителей) у организации просто нет. Единственный участник общества в данной ситуации должен своим решением возложить на себя функции единоличного исполнительного органа - директора, генерального директора, президента и т.д. Управленческая деятельность в этом случае, по нашему мнению, осуществляется без заключения какого-либо договора, в том числе и трудового.
Основываясь на данных выводах, проверяющие, в частности ФСС, отказывали таким руководителям в выплате пособий за счет средств ФСС, поскольку такие лица не являются застрахованными.
Отстаивать свои права работникам приходилось в суде. Судьи, вставая на их сторону (см., например, Постановление ФАС ЗСО от 29.07.2009 N Ф04-4242/2009(10610-А27-25)), указывали, что ТК РФ не содержит норм, запрещающих применение общих положений названного Кодекса к трудовым отношениям, при которых происходит совпадение работника и работодателя в одном лице, хотя и исключает применение к подобным правоотношениям положений главы 43 Кодекса.
Теперь этот вопрос получил законодательное решение.
Страховая и накопительная. Индивидуальная и солидарная
Теперь в Федеральном законе N 167-ФЗ тариф страховых взносов будет делиться на индивидуальную и солидарную части. Что это такое?
Солидарная часть тарифа страховых взносов - часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете ПФР денежных средств в целях выплаты в фиксированном базовом размере трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ.
Индивидуальная часть тарифа страховых взносов - часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств застрахованного лица и учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, включая специальную часть индивидуального лицевого счета, в целях определения суммы расчетного пенсионного капитала, а также размера накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ.
Теперь все ставки тарифа страховых взносов, приведенные в ст. 22, 33, 33.1 Федерального закона N 167-ФЗ в новой редакции, даны с разбивкой на солидарную и индивидуальную части. Например, накопительная часть пенсии полностью состоит из индивидуальной части, страховая часть делится на солидарную и индивидуальную.
Следует отметить, что подобное деление существовало и до внесенных изменений, однако не было так ярко выражено. Узнать о нем можно было из норм Федерального закона N 27-ФЗ. В подпункте 13 п. 2 ст. 6 этого закона было указано, какая часть фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное лицо зачислялась на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в зависимости от года его рождения.
Следует отметить, что в эту норму Федерального закона N 27-ФЗ также внесены изменения. В частности, указано, что сумма отражаемых на лицевом счете застрахованного лица взносов на страховую часть пенсии ограничивается предельной величиной базы для начисления страховых взносов.
Главный вопрос, который волнует бухгалтеров в связи с данными изменениями: надо ли делать больше платежек на уплату страховых взносов? Учитывая, что порядок уплаты страховых взносов не претерпел изменений и до этого такое деление ПФР осуществлял самостоятельно, можно предположить, что в плане уплаты страховых взносов все останется по-прежнему: два платежных поручения на уплату страховой и накопительной частей пенсии. С другой стороны, до момента уплаты первого платежа еще достаточно времени, чтобы внести изменения или опубликовать разъяснения, утвердить новые коды КБК и возложить на страхователей дополнительные обязанности.
Категории страхователей и тарифы страховых взносов
Федеральный закон N 379-ФЗ внес изменения в федеральные законы N 167-ФЗ и N 212-ФЗ и установил льготные ставки для отдельных категорий страхователей, в число которых вошли и аптечные организации. Новые тарифы, актуальные для аптек, рассмотрим ниже.
Аптеки на "упрощенке"
Для организаций, применяющих УСНО и осуществляющих виды деятельности, приведенные в пп. 8 п. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, в течение 2011-2012 годов была предусмотрена пониженная ставка страховых взносов, составлявшая в сумме 26%. Среди "избранных" видов деятельности фармацевтическая деятельность не значилась.
Федеральным законом N 379-ФЗ в данную статью внесены изменения, и список организаций, применяющих УСНО и имеющих право на пониженные ставки тарифов страховых взносов, расширился. Теперь в него включена розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями.
Что следует знать аптекам, которые собираются применять тариф страховых взносов, предусмотренный для данной категории плательщиков страховых взносов?
Прежде всего необходимо внимательно изучить формулировку вида деятельности - розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями. Для возможности применения льготных ставок аптекам следует обратить внимание на коды ОКВЭД, заявленные в качестве основного вида деятельности. В данном случае они должны быть такими:
- розничная торговля фармацевтическими товарами - код ОКВЭД 52.31;
- розничная торговля медицинскими товарами и ортопедическими изделиями - код ОКВЭД 52.32.
Перечисленные коды входят в группу 52.3 "Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами". В эту группу входят и другие коды видов деятельности, однако пониженные тарифы могут применять только "упрощенцы", осуществляющие виды деятельности с кодами ОКВЭД 52.31 и 52.32.
Следует помнить, что указанный вид деятельности должен быть основным. Что это значит? Согласно требованиям ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. Информация о соответствии вида деятельности определению основного отражается в расчете по форме РСВ-1 ПФР *(6). Таким образом, по итогам каждого отчетного периода следует определять долю доходов от основного вида деятельности в общем объеме доходов.
Надо отметить, что в течение отчетного (расчетного) периода аптека может утратить право на применение УСНО или объем доходов от розничной торговли фармацевтическими товарами в общем объеме доходов составит менее 70%. В таком случае плательщик страховых взносов теряет право на применение пониженных тарифов и обязан восстановить и уплатить в бюджеты государственных внебюджетных фондов суммы страховых взносов. Отметим, что с 01.01.2012 в подобном случае плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты пеней.
Ставка тарифа страховых взносов для данной группы плательщиков на 2012 и 2013 годы составляет 20%.
Наименование | Период | |
2012 год | 2013 год | |
ПФР | 20,0% | 20,0% |
ФСС | 0,0% | 0,0% |
ФФОМС | 0,0% | 0,0% |
Разбивка тарифа ПФР на солидарную и индивидуальную части в 2012-2013 годах будет для данной категории представлена таким образом:
Наименование | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | |
Для лиц 1966 года рождения и старше | Для лиц 1967 года рождения и моложе | Для лиц 1967 года рождения и моложе | |
Тариф страхового взноса, всего. Из них: | 20,0% | 14,0% | 6,0% |
- солидарная часть тарифа страховых взносов; | 4,0% | 4,0% | - |
- индивидуальная часть тарифа страховых взносов | 16,0% | 10,0% | 6,0% |
Аптеки на ЕНВД
Перечень льготных категорий плательщиков страховых взносов дополнен новой категорией: аптечные организации, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическими лицами в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
Прежде всего следует отметить, что данная норма предусматривает два типа плательщиков страховых взносов:
- аптечные организации, применяющие ЕНВД;
- индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающие ЕНВД.
Что касается аптечных организаций, согласно нормам Федерального закона N 61-ФЗ аптечная организация - организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями данного федерального закона. В отношении индивидуальных предпринимателей специально отмечена необходимость наличия лицензии на фармацевтическую деятельность. Следует сказать, что наличие лицензии на фармацевтическую деятельность является необходимым условием осуществления такой деятельности и установлено Федеральным законом N 61-ФЗ.
Кроме того, надо отметить, что применение льготных тарифов страховых взносов предусмотрено для аптек и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих фармацевтическую деятельность, только в отношении выплат физическим лицами в связи с осуществлением такой деятельности. Что касается данного условия, целесообразно дождаться разъяснений Минздравсоцразвития, поскольку если в отношении порядка исчисления страховых взносов в пользу фармацевтов и провизоров вопросов нет, то в отношении руководителя, бухгалтера и иных работников, занимающих административные должности, возникает вопрос о правомерности применения пониженной ставки.
Ставки тарифов страховых взносов для данной категории плательщиков установлены такие же, что и для аптек на "упрощенке".
Аптеки, не попадающие в льготные категории
Кроме того что аптеки могут применять спецрежимы ("упрощенку" и ЕНВД), возможно применение данными субъектами хозяйственной деятельности общего режима налогообложения. В таком случае аптечные организации не вправе применять льготные тарифы страховых взносов.
Однако и для них есть хорошие новости. Для таких плательщиков Федеральным законом N 379-ФЗ предусмотрены новые ставки страховых взносов.
База для начисления страховых взносов | Тариф страхового взноса | ||
ПФР | ФСС | ФФОМС | |
В пределах установленной предельной величины базы страховых взносов | 22,0% | 2,9% | 5,1% |
Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов | 10,0% | 0,0% | 0,0% |
Данные ставки будут действовать в течение 2012-2013 годов. Таким образом, одно из главных нововведений Федерального закона N 379-ФЗ - установление регрессивной шкалы ставки в ПФР.
Постановлением Правительства РФ от 24.11.2011 N 974 предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 01.01.2012 установлена в размере 512 000 руб. Таким образом, в случае, если выплаты в пользу физического лица в 2012 году не превышают 512 000 руб., с них исчисляются взносы в ПФР по ставке 22,0%. В случае, если выплаты превышают указанный предел, с выплат до 512 000 руб. взимаются взносы по ставке 22,0%, а с суммы, превышающей данный предел, - по ставке 10,0%. Для возможности реализации данного механизма законодателю потребовалось внести соответствующие изменения в ч. 4 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ.
О том, каким образом суммы в ПФР будут распределяться на индивидуальную и солидарную части, можно узнать из Федерального закона N 167-ФЗ в редакции Федерального закона N 379-ФЗ.
Как видно из таблицы, суммы, уплачиваемые с базы выше 512 000 руб., идут на финансирование страховой части трудовой пенсии и в полном объеме составляют солидарную часть.
Е.П. Зобова,
главный редактор журнала
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды".
*(2) Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
*(3) Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
*(4) См., например, http://www.pfrf.ru/ot_nigegor/pr_releases.
*(5) Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
*(6) Утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.11.2009 N 894н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"