Требования к фармацевтическим работникам ужесточаются
В конце 2011 года был принят Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан), который является базовым нормативным документом для всей сферы здравоохранения. Аптечные учреждения, осуществляющие фармацевтическую деятельность, являются связующим звеном в цепочке между пациентом и медицинским учреждением, именно через них проходят основные лекарственные потоки. Какие требования предъявляет новый закон фармацевтам и провизорам при отпуске лекарств, рассмотрим в статье.
В настоящее время ни для кого не секрет, что сформировавшиеся отношения между медицинскими и фармацевтическими работниками, а также руководителями медицинских организаций и фармацевтическими компаниями не могут быть признаны эффективными и благоприятными для пациента как получателя медицинских услуг и потребителя лекарственных средств.
Известны случаи, когда медицинский работник, состоявший в неформальных отношениях с фармацевтической компанией или ее представителем, осуществлял выписку лекарственных средств пациенту с нарушением принципа беспристрастности врача, а также иных требований медицинской этики. Такие прецеденты негативно сказывались как на здоровье пациентов, так и на их финансовом состоянии в случаях, когда приобретение лекарственного средства, рекламируемого медицинским работником как единственно эффективного, было сопряжено с внушительными затратами для пациента.
Запрет на незаконное продвижение лекарственных средств
Во избежание негативного воздействия лекарственного препарата на здоровье пациента, а также его незаконного продвижения на рынке сбыта законодатели подготовили и внесли ряд регламентаций в Закон об основах охраны здоровья граждан, регулирующий взаимоотношения фармацевтических компаний с медицинскими учреждениями.
Статьей 74 данного закона установлены ограничения, налагаемые на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности.
Врачи и руководители медицинских организаций не вправе:
- принимать от производителей лекарственных препаратов и организаций оптовой и розничной торговли лекарственными средствами подарки, денежные средства*(1), в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также принимать участие в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний;
- заключать с компанией, ее представителем соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий*(2);
- получать от компании, ее представителя образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам*(3);
- предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную, неполную или искаженную информацию об используемых лекарственных препаратах, медицинских изделиях, в том числе скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий;
- осуществлять прием представителей фармацевтических компаний, производителей или продавцов медицинских изделий*(4);
- выписывать лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия.
Фармацевты, провизоры и руководители аптечных организаций не вправе:
- принимать подарки, денежные средства, в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, и участвовать в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компании, ее представителя;
- получать от компании, ее представителя образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения населению;
- заключать с компанией, ее представителем соглашения о предложении населению определенных лекарственных препаратов, медицинских изделий;
- предоставлять населению недостоверную, неполную или искаженную информацию о наличии лекарственных препаратов, имеющих одинаковое международное непатентованное наименование, медицинских изделий, в том числе скрывать информацию о наличии лекарственных препаратов и медицинских изделий, имеющих более низкую цену.
Обратите внимание! За нарушение требований ст. 74 Закона об основах охраны здоровья граждан медицинские и фармацевтические работники, руководители медицинских и аптечных организаций, а также компании и их представители несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Регулирование конфликта интересов между аптекой и фармпроизводителем
Что следует предпринять, если все же произошел случай незаконной рекламы и продвижения лекарственного препарата?
В статье 75 Закона об основах охраны здоровья граждан дано определение конфликтам интересов и регулирование возникшей ситуации.
Конфликт интересов - ситуация, при которой у медицинского (фармацевтического) работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами пациента.
В случае возникновения конфликта интересов медицинский (фармацевтический) работник обязан проинформировать об этом в письменной форме руководителя медицинской (аптечной) организации, в которой он работает, а индивидуальный предприниматель, осуществляющий медицинскую (фармацевтическую) деятельность, обязан проинформировать о возникновении конфликта интересов уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Росздравнадзор).
Далее руководитель медицинской (аптечной) организации в семидневный срок со дня, когда ему стало известно о конфликте интересов, обязан в письменной форме уведомить об этом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Для урегулирования конфликта интересов Росздравнадзор образует комиссию по урегулированию конфликтной ситуации.
В соответствии с п. 5 ст. 75 Закона об основах охраны здоровья граждан положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Состав комиссии по урегулированию конфликта интересов формируется с учетом исключения возможности возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые указанной комиссией решения.
* * *
В заключение отметим, что закон вступил в силу со дня его официального опубликования*(5), за исключением положений, для которых установлены иные сроки начала действия. Руководителям аптечных организаций следует внимательно изучить нормы нового правового документа, чтобы грамотно применять их при осуществлении фармацевтической деятельности.
М.Р. Зарипова,
эксперт журнала
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"
-------------------------------------------------------------------------
*(1) За исключением вознаграждений по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий в связи с осуществлением медицинским работником педагогической и (или) научной деятельности.
*(2) За исключением договоров о проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий.
*(3) За исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий.
*(4) За исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, участием в порядке, установленном администрацией медицинской организации, в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, связанных с повышением их профессионального уровня или предоставлением информации, предусмотренной ст. 64 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и ст. 96 Закона об основах охраны здоровья граждан.
*(5) Опубликован в "Российской газете" от 23.11.2011 (N 263).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"